Устное народное творчество
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа) на тему

Задорожняя Татьяна Владимировна

Дошкольник должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу. Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем – отличаются нестабильностью успехов в учебе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_slayd.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Здравствуйте уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию тему «Устное народное творчество как развитие словаря у детей с речевыми нарушениями»

 В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Так, на смену федеральным государственным требованиям вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 No 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»), в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

В настоящее время уделяется особое внимание формированию словаря детей  дошкольного возраста, так как именно этот период детства является сензитивным в освоении речи. Дошкольник должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу. Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем – отличаются нестабильностью успехов в учебе.

2 слайд

Проблема детей с речевыми нарушениями   заключается  в том, что они имеют не отдельные нарушения структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание всех речевых сторон речи.  

 Фразовая речь старшего дошкольника  зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия.    
         
Многозначность УНТ для развития словаря раскрыл К. Д. Ушинский: «Не условным звуком только учится ребенок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».  

3,4  слайды

Чтобы дошкольнику  связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, явление) уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения.

А в  наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей.

 ---------------------------

--различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды;

--под активным - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.

Так дети с речевыми нарушениями  понимают значения многих слов, однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывает большие затруднения.

4,5 слайд

Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Я  остановилась на одном из направлений в данной работе – это развитие словаря дошкольника  средствами устного народного творчества.

Народность – приоритет фольклорного жанра. Главная особенность фольклорных форм – приобщение к вечно юным категориям материнства и детства. Не случайно слово «фольклор», будучи английского происхождения, переводится буквально как народная мудрость. Над возможностью  использовать малые формы фольклора для развития речи в целом работали: М.Г. Бунякова, В.М. Водовозова, Н.В. Гавриш, Е.М.Струнина, О.С. Ушакова и др. Все они свидетельствуют о возможности использования малых форм фольклора для накопления словаря детей дошкольного возраста.  

 

6 слайд

Работая с детьми с речевыми нарушениями над совершенствованием их речи, придается особое значение использованию малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем, несут в себе важное для детей содержание.  

Народные песенки, потешки,  пестушки, – все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Так  использую  пословицы и поговорки во всех видах деятельности. Активирую  в речи такие выражения как «водить за нос», «дать волю рукам», «нос повесить», «сказать – узлом завязать», «зарубить на носу». Используя в своей речи пословицы и поговорки дети, учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.  

         Малые формы фольклора  обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.  

При чтении худ.литер. обращаю внимание на приемы композиционного оформления сказочного повествования – традиционные зачины («жили-были старик со старухой», «в некотором царстве, в некотором государстве…»), концовки («и стали они жить-поживать, добра наживать», «тут и сказке конец, а кто слушал молодец»), связующие повествование элементы («долго ли, коротко ли», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «туда – не знаю куда»).

7слайд

Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в речи, нуждается  в эффективной  и скоростной реабилитации, позволяющей преодолеть нарушения. Это становится возможным лишь при условии формирования  вокруг каждого ребенка единого коррекционно-развивающего  пространства, которое поддерживается не только воспитателем, но и всеми взрослыми, окружающими ребенка и влияющие на его развитие: учитель-логопед,   родители, узкие специалисты, медицинский персонал.

  • ---Логопед развивает речевой аппарат детей и на этой основе проводит работу по коррекции звукопроизношения, развивает фонематическое восприятие, обучает детей процессам звукового и слогового анализа и синтеза слов, предложений. Учит правильному употреблению в речи   грамматических категорий,  развивает связную  речь.

 

  • Воспитатель закрепляет навыки, полученные на логопедических занятиях, контролирует речь детей, закрепляет правильное звукопроизношение,   умение правильно употреблять лексико-грамматические категории, закрепляет  навыки словообразования и словоизменения,   расширяет словарный запас детей, развивает связную речь на занятиях и в индивидуальной работе.

  • Музыкальный руководитель проводит диагностику, логоритмику,   на занятиях ведет работу по развитию мелкой моторики рук, проводит музыкально-ритмические игры на активизацию внимания, ориентировки в пространстве,    все это благотворно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевыми нарушениями.
  • Педагог-психолог проводит  диагностику,        определяет        психологическую нагрузку,  осуществляет психологическую коррекцию.
  • В ходе организационно-подготовительного этапа мною велась  работа по организации предметно-развивающей и речевой среды.  В группе создан уголок «Русский фольклор», в котором размещены издания русских народных сказок с яркими иллюстрациями. Подбираются репродукции разных художников, чтобы дети могли сравнить изображения героев. В детском саду создан музей «Русская изба», где дети знакомятся с устройством русской избы, обстановкой, одеждой. Дети могут увидеть русскую печь, убранство в доме, вышитые вручную.

8.9,10.  слайды

Также в своей работе использую игры драматизации, пальчиковые, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Все эти формы работы направлены на решение конкретных задач. Использую  презентации сказок, где сразу в конце даются дидактические игры по прочитанному.  Мною были подобраны, затем  разработаны альбомы пословиц и поговорок по лексическим темам, которые использую их во всех видах деятельности.

         Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей не только новыми впечатлениями, но и незаметно  активизирует словарь.

         Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Также словарь дошкольников активно обогащается за счёт слов, «придуманных» ими («красавлюсь», «намакаронился», «мазелин»).  

11,12,  слайд

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения. Также помогут пополнить словарный запас детей новыми понятиями.

- Словесные дидактические,  игры и упражнения: «Кто скажет точнее?», «Кто заметит больше (качеств, признаков, деталей)?», «Кто расскажет подробнее?», «Кто скажет иначе?» (упражнение на подбор синонимов), «Укажи противоположное качество, направление» (или «Скажи наоборот» - на использование антонимов). Игры  провожу, используя мяч («Яблоко какое?» - спрашиваю  и кидаю мяч ребенку. «Сладкое», - Отвечает тот и возвращает мяч. «Яблоко сладкое и…?» -  бросаю мяч другому ребенку. «Ароматное (сочное, желтое, антоновское)». Или  кидаю мяч со словами: « У Зайца-Хвасты были не только зубище,но и …» усищи, лапищи - отвечает ребенок.

Для формирования навыка употребления в речи относительных и притяжательных прилагательных проводится игра «Дорисуй». Дорисованные части дети проговаривают: «ледяная крыша, петушиный гребень, лисий хвост, волчье туловище, заячьи уши и т.д.». При работе над сказкой «Гуси - лебеди» выполняется упражнение «Из чего – какой?»: молочная речка, кисельные берега, ржаной и пшеничный пироги, лесные и садовые яблочки. При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: как можно назвать персонажей сказки «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк» (дикие животные), назови предметы, которые использовала Машенька в сказке «Три медведя» (посуда, мебель) Во многих сказках встречаются слова и выражения, которым детям не знакомы, и они никогда не слышали их в повседневной речи. Например, сусеки, амбар, лубяная избушка, прядет кудель, слово-омоним коса. Поэтому ведется работа и в этом направлении: объяснение значений слов и выражений, рассматривание иллюстраций, сюжетных картин, экскурсия в музей «Русский фольклор».

13,14, слайды

Для улучшения усвоения прочитанного и дальнейшего его воспроизведения использую в работе такие формы как:

-Карты Проппа (разработанные Владимиром  Яковлевичем  Проппом)

-Модели-схемы

-Авторские сказки

- Сказки придуманные самими детьми

Наглядность в книге  позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.

Тогда как представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.

Модели-схемы, карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.

16,17,18.19,20слайды

Придуманный «Говорящий словарик» помогает детям усвоить устаревшие слова. Детям предлагается не только их проговорить и запомнить, но и вспомнить в каких сказках можно эти предметы повстречать.

21,22 слайды

Сюжетно-ролевая игра также служит средством накопления словаря, поскольку является непродуктивным видом деятельности, мотив которой заключается не в её результате, а в самом процессе.  Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в инициативной речи.В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая не только своими действиями героям , усваивая их поведение ,но и с удовольствием копируют их речь, тем самым обогащая свой словарный запас.

22 слайд

Вашему вниманию представила разработанные :

  • цикл занятий по развитию словаря средствами устного народного творчества,
  • пакет рекомендаций и консультаций для родителей и воспитателей,
  • загадки для детей…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»

Моя работа, о развитие компонентов  устной речи  у детей с помощью устного народного творчества....

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...

Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество

Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.    припевки, песенки, потешки дети с...

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".

Актуальность проекта·        Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...