Конспект НОД по развитию речи средняя группа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Наседкина Ольга Александровна

"Путешествие в осенний лес"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №9 «Радуга» г. Куса»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

в средней группе

«Путешествие в осенний лес»

Воспитатель

Наседкина Ольга Александровна

г.Куса, 2015г.

Цель:

 Формирование речевой  активности на основе совершенствования мелкой моторики рук.

Задачи:  

-закрепить знания детей об осени, осенних явлениях, пополнить знания детей  о жизни животных в лесу,  осуществлять правильный подбор прилагательных к существительным;

- учить проговаривать  за воспитателем потешки, пальчиковые игры; развивать  выразительность и эмоциональность речи;

-формировать интерес к нетрадиционным формам работы с бумагой – мять, сминать, сжимать пальчиками бумагу до размеров маленького комочка – ягодки;

-воспитывать аккуратность, интерес к процессу и результату работы, желание довести начатое дело до конца.

Интеграция образовательных областей:

 Физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Демонстрационный материал:

-группа оформлена в осенний лес – разноцветные листочки, пенёчки;

-фланелеграф;

-дерево, листочек, пенёк, гриб, туча, капли дождя, птицы;

-картинки диких животных - медведь, заяц, ёжик, белка;

-маски животных - медведя, зайца, ёжика, белки;

-поднос с веткой рябины.

Раздаточный материал:

-лист А-4 с изображением ветки рябины;

-клей;

-бумажные салфетки;

-кисточки;

-клеёнки.

Методы и приёмы:

-наглядные:  рассматривание иллюстраций, фотографий;

-словесные: рассказ воспитателя, беседа, чтение стихотворений, объяснение;

-практические: пальчиковые игры.

Предварительная работа:

-экскурсия в осенний лес;

-рассматривание рябины;

-разучивание потешек, пальчиковых игр;

-лепка «Веточка рябины».

Ход НОД:

1.Вводная часть.

Дети входят в группу (осенний лес)

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали? Приглашаю Вас на лесную прогулку в осенний лес.

Воспитатель:

Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!

На зов ответит зовом,
На слово тем же словом,
На смех ответит смехом,
Нам отвечает … эхо.

2.Основная часть.

Воспитатель:

 Поиграем в лесу с эхом? Слушайте внимательно и отвечайте как эхо.

Воспитатель:

Собирайся, детвора! ра-ра
Начинается игра  ра-ра
Да ладошек не жалей   лей-лей
Бей в ладошки веселей  лей-лей
Сколько времени сейчас  час-час
Сколько будет через час  час-час
И неправда: будет два  два-два
Думай, думай голова  ва-ва
Вы хорошие всегда  да-да
Или только иногда  да-да
Не устали отвечать  чать-чать
Разрешаю помолчать.

Воспитатель:

Вот какое веселое эхо с нами играло. А теперь ребятки послушайте загадку:

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят

Ваню - земляникой, 
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком, 
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малиной, 
Васю - хворостинкой.

Воспитатель:

 Про что, эта загадка, что за богатырь такой, всех угощает, грибы, ягоды раздаёт?

Дети: Про лес загадка.

Воспитатель:

 А вот еще одну загадку отгадаете?

Дождик с самого утра, 
Птицам в дальний путь пора
Громко ветер завывает, 
Это всё когда бывает?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Поглядите вокруг, какое время года в нашем лесу?

Дети: Осень.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие приметы осени вы знаете:

  • На улице стало холодно
  • Солнце светит мало, прячется за тучи
  • Tучи на небе серые, темные, синие
  • Часто идёт дождь
  • На дорогах лужи
  • Листочки опадают с деревьев
  • Листопад на улице
  • Деревья стоят голые
  • Травка пожелтела
  • Птицы улетают в тёплые края
  • Звери готовятся к зиме

Воспитатель: Ребята, послушаем стихи про осень.

Семён

Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся,
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.

Лена

Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло, голые кусты,
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.

Воспитатель: Молодцы ребята, очень красивые стихи про осень рассказали. А давайте мы с вами соберём портрет осени.

(На фланелеграфе выложить дерево + листок к нему, пенёк + гриб рядом, тучи синие + дождь, капли, птицы улетают)

Воспитатель: Какой у нас красивый портрет получился. А мы сейчас расскажем и покажем про наши деревья в лесу.

Пальчиковая игра:

Деревья в лесу росли                                       (руки вверх, кисти раскрыть,
И с ветром дружили они                                   
кисти влево – вправо)
Лишь только вздохни ветерок                        
(встряхивают кистями) 
На дереве каждый листок
Тихонько – тихонько дрожит                         
(быстро шевелить пальцами)
И нежную песню шуршит
Ш-ш-ш-ш-ш…                                                 
(опускать руки, кисти плавно
                                                                                  вправо – влево)

Воспитатель: Ребята, мы с вами в лес пришли, только из животных никого не встретили. Почему никого нет?

Дети: Звери готовятся к зиме.

Воспитатель: А как готовится к зиме медведь? (Делает берлогу, кушает ягоды, грибы, мед, ложится спать на зиму)

Воспитатель: А про ёжика что расскажите? (Роет норку, несет в нее грибы, будет спать зимой)

Воспитатель: Что делает белочка в лесу? (Собирает орехи, грибы, несет в дупло)

Воспитатель: А как зайчик готовится к зиме? (Меняет серую шубку на белую, кушает травку, кору деревьев)

Воспитатель: Пойдёмте по лесной тропинке, может, встретим зверей в лесу. (Из- под пенька дерева, куста – уши животных торчат, там шапочки –  маски детям)

Дети находят шапочку – маску медведя, одеваем одному ребенку. Потешка + пальчиковая игра про мишку.

Воспитатель: Чьи это ушки? (Медвежьи, медведя) Какие ушки? (Круглые, коричневые)

Мишка по лесу гуляет,  
В корзинку шишки собирает
Шишка – раз, шишка – два,
Положу я их сюда.
А какая это шишка?
«Я не знаю» - шепчет Мишка,
Научим мишку мы считать,
Один, два, три, четыре, пять.

Ребёнок в маске мишки:

В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима придет опять,
Пусть мне во сне приснится мёд,
Проснусь, когда весна придёт.

Воспитатель: А вот это чьи ушки?

Дети: Заячьи! Какие уши у зайца? (Длинные, белые, пушистые)

(Одеваем ребёнку)

Пальчиковая игра:

Дети:

Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат,
Он прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Ребенок зайка:

Пора мне зайчику линять
Пора мне шубку поменять,
Зимой быть серым не могу,
Меня заметят на снегу.

Воспитатель: Кто-то там шуршит под ёлкой?

Дети: Ёжик (достать уши ежа)

Воспитатель: Какие ушки у ёжика? (Маленькие, чёрные)

(Одеть ребёнку)

Пальчиковая игра:

Под берёзой на пригорке
Старый ёж устроил норки,
А под листьями лежат, 
Двое  маленьких ежат.

Ребёнок ёжик:

Я тоже буду спать, как мишка
Я поохотился за лето.
Грибы искал, мышей ловил 
Мне нужно отдохнуть за это.

Воспитатель: А кто это с ветки прыг  да скок? Чьи такие ушки? (Беличьи, белки)

Ребёнок белка:

Далеко ещё зима, но не для потехи,
Тащит белка в закрома ягоды, орехи.

Воспитатель: И мы знаем про ягоды потешку.

Пальчиковая игра:

С веток ягоды снимаю, (движение пальцев в соответствии с текстом)
И в лукошко собираю
Ягод – полное лукошко
Я попробую немножко,
Сколько ягодок в корзине?
Один, два, три, четыре, пять – 
Снова буду собирать.

Воспитатель: Ой, ребята ветер подул, и засыпало листьями угощения для зверей. Помогите мне их найти. Пальчиками осторожно расчищайте и найдите, что там спрятано. (На подносе  ветка рябины)

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Ветка рябины.

 Воспитатель: Ребята, я предлагаю сделать подарки нашим лесным друзьям. Всем подарить веточку рябины. Проходите за столы, мишка,  зайка, белочка, и ёжик.

Воспитатель: Ребята, что у вас нарисовано на листе?

Дети: Ветка.

Воспитатель: Это не просто ветка, это ветка рябины. Сейчас мы с вами будем приклеивать ягоды из бумаги.

Будьте внимательны, беру бумагу, сминаю пальчиками, мять нужно до размера маленького комочка, затем беру правильно кисточку, обмакиваю в клей, намазываю комочек и наклеиваю на ветку.

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, где вы сегодня были?

Дети: В осеннем лесу.

Воспитатель: Вам понравилась наша прогулка по осеннему лесу?

Дети: Да.

Воспитатель: Что вы сделали в подарок для лесных друзей?

Дети: Веточку рябины.

Воспитатель: Молодцы! Лесные друзья будут рады нашему подарку.

Используемая литература:

- Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т.И Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва ]. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.

- Речевое развитие детей 4 – 5 лет: метод. Пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2015. – 168с.

- Художественное творчество детей 2 – 7 лет: метод. Пособие для воспитателей / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2011. – 240с.

-Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет Т.В. Калинина, изд. Учитель, 2015г., 152с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи средняя группа

1. Продолжать формировать умение  детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенство...

Конспект НОД Развитие речи средняя группа

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Дикие животные» Программное содержание: • Уточнить знания детей о диких животных, о их жилищах, о том, чем они питаются. • Учить детей различать и выделять в сл...

Конспект НОД Развитие речи средняя группа

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Дикие животные» Программное содержание: • Уточнить знания детей о диких животных, о их жилищах, о том, чем они питаются. • Учить детей различать и выделять...

Конспект по развитию речи средняя группа " Грузовик в гости заезжал"

Описание транспорта. ГрузовикИнтеграция образовательных  областей:  «Познавательное развитие» «Художественное творчество» (рисование), «Музыка», « социально коммуникативное развитие»....

Конспект по развитие речи средняя группа "Буратино"

Конспект по развитие речи средняя группа "Братнино"...

Конспект занятия развитие речи средняя группа "Я человек"

Развитие речи. Конспект заняти в средней группею "Я человек"...