Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:
    ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ОСЕНЬ»

    Утте Инесса Анатольена

    Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от тесного контакта в работе специалиста, воспитателей и родителей ребёнка с диагнозом «Общее недоразвитие речи».Данный материал состоит из заданий подобранных по лексической теме «Осень». На практическом материале у ребёнка происходит накопление и обогащение словарного запаса, преодоление нарушений грамматического строя речи, развиваются навыки связной речи, общие речевые навыки, происходит развитие общей и мелкой моторики и совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЫ «ОСЕНЬ»

    Осень. Признаки осени.

    Пальчиковая гимнастика.

    «ВЫШЕЛ  ДОЖДИК  ПОГУЛЯТЬ»
    Раз, два, три, четыре, пять,        
    (удары по столу пальчиками обеих   рук,

    Начиная с мизинцев)
    Вышел дождик погулять.        (беспорядочные удары по столу пальчиками

    обеих рук)

    Шел неспешно, по привычке,        («шагают» указательным и средним

    А куда ему спешить?        пальчиками обеих рук по столу)

    Вдруг читает на табличке:        (ритмично ударяют то ладонями, то

    «По газону не ходить!»        кулачками по столу)

    Дождь вздохнул тихонько:        (пожимают плечиками)

    - Ох!        (один хлопок)

    И ушел. Газон засох.        (кладут ладони на стол)

    Диалог.

    Цели: Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Работа над повествовательной и вопросительной интонацией.

    • Солнце, солнце,
      Ты откуда?
    • Я из тучки золотой.
    • Дождик, дождик,
      Ты откуда?

    -Я из тучи грозовой.

    • Ветер, ветер,
      Ты откуда?
    • Я из дальней стороны.

    После разыгрывания диалога воспитатель проводит с детьми беседу о приметах осени.

    Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»

    Цель: Обогащение словаря прилагательными и глаголами ( подбор детьми

    слов-определений и слов-действий )

    а) Небо   осенью ( какое? ) - хмурое, серое…

    Солнце осенью ( какое? ) - ...

    Дождь осенью ( какой? ) - ...

    Ветер осенью ( какой? ) - ...

    Листья осенью ( какие? ) -...

    б) Осенью листья ( что делают? ) -краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат.

    Осенью дождь (что делает? ) -...

     Осенью птицы ( что делают? ) -...

    Осенью колхозники (что делают? ) -...

    «Четвертый лишний.»

    Цели: Учить дифференцировать признаки осени от признаков других времен года. Развивать связную речь (употребление сложноподчиненных предложений ).   Развивать зрительное внимание.

    Ход игры: Воспитатель помещает на наборное полотно четыре картинки, на трех из которых одно время года, а на четвертой - другое . Дети рассматривают картинки и составляют предложения. Например: Здесь лишняя вторая картинка, потому что на ней нарисовано лето, а на остальных картинках изображена осень. И т.п.

    Упражнение «Скажи наоборот»

    Цель: Обучение детей образованию слов-антонимов.

    Ход игры: Воспитатель предлагает детям помочь ей закончить предложение,

    а затем повторить его целиком.

    -Летом солнце яркое, а осенью ...

    -Летом небо светлое, а осенью ...

    -Летом день длинный, а осенью ...

    -Летом тучки ходят высоко, а осенью ...

    -Летом деревья стоят одетые в листву, а осенью ...

    -Летом дует теплый ветер, а осенью ...

    Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать.

    Цели: Развивать слуховое внимание, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки )

    Дождик с самого утра, Птицам в дальний путь пора, Громко ветер завывает. Это все когда бывает?                      (Осенью)

    Целый день он шлепал, шлепал, Ямы лужами заштопал. (Дождь)

    Пальчиковая гимнастика.

    ОСЕНЬ.

    Ветер по лесу летал,

    Ветер листики считал:        (Плавные, волнообразные движения ладонями.)

    Вот дубовый,        (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

    Вот кленовый,

    Вот рябиновый резной,

    Вот с берёзки - золотой,

    Вот последний лист с осинки

    Ветер бросил на тропинку.    (Спокойно укладывают ладони на стол.)

    Упражнение «Дождик»

    Цель. Координация речи и движения.

    К нам на длинной тонкой ножке        (Прыжки на одной ноге по кругу.)

    Скачет дождик по дорожке.

    В лужице - смотри, смотри! -        (Дети стоят лицом в круг; ритмичные

    Он пускает пузыри.        приседания.)

    Стали мокрыми кусты,        (Руки вверх, потряхивания кистями.)

    Стали мокрыми цветы.        (Наклон, потряхивания кистями.)

    Мокрый серый воробей        (Встали, руки вдоль тела, потряхивают

    Сушит перышки скорей.        кистями.)

    Упражнение «Какое слово не подходит?»

    Цели. Развитие слухового внимания. Совершенствование грамматического строя

    речи.

    Ход игры.

    Дождь, дождевик, дождливый, подожди, дождевой.

    Ива, ивовый, пиво, ивняк.

    Осень, осенний, синий.

    Жёлтый, желтеть, жёсткий, желтизна.

    Капля, капать, копать, капелька, накапало.

    Исправь предложение.

    На клёне желтеют берёзовые листья. Когда идёт дождь, на улице сухо.

               Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

                                                   ЛЕС ОСЕНЬЮ.

                  Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные.

               Между ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе,

               словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут.

               Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые

                растения.

                                                                                           По Г.Скребицкому и В.Чаплиной

               Вопросы:

               1)   О каком времени года говорится в рассказе?

               2)   Какого цвета лес был летом?

     3)   Какого цвета стали березки и клены осенью?

     4)   Какие деревья не изменили своего цвета?

     5)   Какого цвета стали осины осенью?

               6)   Как кружатся листья осенью?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно - тематический план(примерный) и рекомендации по закреплению лексических тем родителям и воспитателям.

    Используемые мною формы взаимодействия с родителями и частично с воспитателями  в процессе изучения лексических тем в коррекционной группе(5-7 лет). Рекомендации по закреплению л...

    Задания для воспитателей по лексическим темам

    Для достижения максимальных результатов в преодолении общего недоразвития речи даю задания для воспитателей по каждой лексической теме. В течении недели воспитатели проводят с детьми коррекционный час...

    Картотека заданий для воспитателей по закреплению лексических тем в старшей группе.

    Данный материал состоит из заданий, подобранных по лексическим темам. На практическом материале каждой лексической темы у ребёнка происходит обогащение словарного запаса, преодоление нарушений граммат...

    Рекомендации для родителей по закреплению лексической темы "Транспорт" (средняя группа)

    Предлагаю вашему вниманию рекомендации  по закреплению лексической темы "Транспорт"....

    Развитие пальцевой моторики и коррекция речевых нарушений на занятиях логопеда и воспитателя по закреплению лексических тем с помощью массажных мячиков.

    В коррекционной работе логопеды и воспитатели большое внимание уделяют развитию мелкой моторики: пальчиковым играм, играм с мозаикой, с песком, играм с манипулированием мелкими предметами ...

    Картотека заданий для воспитателей по лексическим темам

    Картотека заданий для воспитателей по лексическим темам....

    Комплекс заданий для воспитателей по закреплению лексических тем.

    Задания-пятиминутки для закрепления лексико-грамматических навыков по лексическим темам у детей с ОВЗ....