Дополнительный материал для эмоционально - речевого развития детей через театрализованную деятельность
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Семёнова Людмила Степановна

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает  целый « банк  жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас  учит сказка?»

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией, участвуя в театральной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_44_1.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

              Дополнительный материал для эмоционально - речевого        

        развития детей через театрализованную деятельность

       В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает  целый « банк  жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас  учит сказка?»

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией, участвуя в театральной деятельности.

Я знакомила детей с окружающим миром во всём многообразии - через образы, звуки, краски, а умело поставленные вопросы заставляли их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний я поняла, что незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется его звуковая культура речи, её интонационный строй.

Следует  отметить,что через театрализованную деятельность наши дети  стали развивать и свою эмоциональную сферу.

          В своей работе я использовала следующий материал:

                                                Развитие речи.

                            (    Артикуляционная  гимнастика )

1. Покусайте кончик языка - «так мама шинкует  капусту».

             2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.

3. Язык-жало змеи.

             4. Язык –тоненькая иголочка. Ставить  «укольчики»  поочерёдно в каждую щёку.

5.Почистить зубы языком.

             6. Закройте глаза, представьте ночь. Сели на лошадку и поехали. Цокаем.

7. Достаньте кончиком языка  нос.

              8. Надуйте губы. Улыбнитесь, не открывая рта.

9. Погладьте зубками губы.

               10. Натяните губы на  зубы, широко открыв рот.

 11. Нарисуйте надутыми губками солнце.

             12. Представьте, что вы завели мотоцикл, поехали. На пути – гора. Взбираемся ( усиливаем звук).                                  

Теперь  спускаемся. Остановились.

               13. Язык вверх: ша-ша-ша                                                                                                                                                                                        

        Наша шуба хороша!

               14.- Здравствуйте, котята!  - Мяу, мяу!

        -Здравствуйте, телята!- Му - му- му!

                      - Здравствуйте, мышата! – Пи – пи-пи!

        - Здравствуйте, лягушата! – Ква  –ква-ква!        

                                        Упражнения:

        Предложить детям жестами и движениями изобразить то. О чём говориться:

                            Как у нашего Данилы   разыгралася  скотина:

        Овцы - в донцы, тараканы -  в барабаны,

                           Утки в дудки, сверчки –в  смычки,

        Комары  –в  котлы.

                          Козёл пляшет, пляшет,   ножкой машет,

        Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять.

                         Бух, бух, бух, бух, захватило братцы дух!

      Выразительные движения:  дети изображают музыкантов и танцоров, играют на воображаемых народных инструментах, пляшут.

        Предложить детям послушать загадку, отгадать и  «рассказать её руками».

        Пальцы

        Идут четыре брата навстречу  старшему:  (ребёнок держит раскрытую ладошку перед собой, продвигая её вперёд,  имитируя ходьбу)

                      «Здравствуй , большак» (четыре пальца сгибаются в поклоне)

         «Здорово , Васька- указка, (соединяется большой с указательным)

                    Мишка - серёдка, (соединяется большой со средним)

                     Гришка – сиротка , (соединяются большой с безымянным)                                                                                      

                     Да крошка Тимошка» (соединяется большой с мизинцем).              

Творческие игры со словом.

             1.Волшебная коробочка.

        Предложить детям сложить в коробочку слова, имеющие отношение к музыке, театру, лесу…После этой игры легко перейти к театральным играм на «превращение».                                                                                                        2.Сочини сказку                                          

Произнести  первое предложение, например, «жил-был маленький кузнечик…», дети по очереди продолжают сказку ,добавляя своё предложение.

             3.Расскажи сказку от имени героя или «Моя сказка».

        Группе детей предложить вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой –нибудь  известной сказки. Каждый ребенок должен рассказать сказку от имени своего героя.

             4.Похожий хвостик.

Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.

             5.Фантазии о…

        Ребёнок,превращаясь во что-либо или кого-либо, рассказывает, что вещь чувствует, что её окружает, что волнует и т.д.

                                    Пластика    

      1.Упражнения на имитацию.

         а) Предложить детям пройти по камешкам через ручей от лица любимого персонажа  ( из  сказки, мультфильма) по выбору.

         б) Предложить ребёнку от лица любимого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, волку…)

         в) Предложить ловить бабочку  или муху от лица различных персонажей.

          г) Изобразить прогулку семейства 3-х медведей, но так чтобы все 3 медведя вели себя и действовали по-разному.

                                   Изобразить этюды.  

        1. «Баба-Яга» ( злость).Баба –Яга поймала Алёнушку и велела ей затопить печку, чтобы потом её съесть, а сама уснула .Проснулась, а Алёнушки нет- сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась . Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

            2. «Один дома» (страх). Мама зайчиха ушла добывать еду, а зайчик остался один в домике.  Вокруг темно , слышны разные шорохи. Зайчику страшно: вдруг на него  кто-нибудь нападёт, а мама не успеет прийти на помощь.

        3. «Про Таню» ( горе и радость). Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик.Тише Танечка не плачь , не утонет в речке мяч.

Дети по желанию изображают героев,передавая чувства определёнными эмоциями.

                                                           Скороговорки.

        (на развитие дикции)

                1. Вёз корабль карамель ,наскочил корабль на мель,            

               И матросы три недели карамель на мели ели.

                2.  Где щи, там нас не ищи.

            3. Волки рыщут – пищу ищут.

                4. Много снега – много хлеба.

            5. Жук над лужею жужжа ,ждал до ужина ужа.

                6. Посреди двора дрова.

            7. Мышонку шепчет мышь « Ты всё шуршишь, не спишь!»

                       Мышонок шепчет мыши «Шуршать я буду тише!»

                 8. Зимним утром от мороза на  заре звенят берёзы.

                        Все озёра – зеркала из зелёного стекла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование речевого развития детей через театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.В презентации представлены фотографии-о...

Речевое развитие детей через театрализованную деятельность.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, т.к. от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общать...

Статья на тему: Речевое развитие детей через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и являетсяя одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проя...

Консультация для родителей-Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в среднем дошкольном возрасте

Консультация для родителей-Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в среднем дошкольном возрасте...

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

Муниципальное автономное образовательное учреждение«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар...

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»...

«Художественно-речевое развитие детей через театрализованную деятельность детей и родителей»

Актуальность выбранной темы по самообразованию « Художественно-речевое развитие детей через театрализованную деятельность детей и родителей» обусловлена тем, что театрализованная деят...