Дыхательная гимнастика - развитие речи - эмоциональное благополучие
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Банницина Светлана Леонидовна

Материал о пользе дыхательной гимнастике для формирования правильной речи, а, следовательно, и эмоцианального благополучия детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bannitsina_s.l.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика-развитие речи -эмоциональное благополучие. 

                     

С.Л. Банницина, воспитатель 1 квалификационной категории

МБДОУ «Алексеевский детский сад №6 «Пчёлка»

Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Как нельзя приступить к лечению глаза,

 не думая о голове, или лечить голову,

 не думая о всем организме,

так нельзя лечить тело, не леча душу.

                                                          (Сократ)

          Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так же активны, динамичны, заняты.  По мере взросления ребенок испытывает изменения в эмоциональной сфере; меняются взгляды на мир, на отношения с окружающими. Он учится контролировать свои чувства, но при этом эмоциональная сфера качественно не развивается. Если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Они являются следствием повышенного темпа жизни и эмоциональных перегрузок. При этом следует отметить, что положительные эмоции надежно защищают детей от умственных перегрузок и положительно влияют как на физическое, так и на эмоциональное  здоровье ребёнка.

           Одним из факторов эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста является правильная речь, что позволяет им быть более раскованными в общении со сверстниками и взрослыми. Успешность адаптации ребёнка в любой среде, в первую очередь, зависит от уровня  сформированности  коммуникативных умений, что невозможно без развитой речи.  Поэтому необходимо  ребенка  научить правильно говорить, преследуя цель формирования положительных эмоций.

           Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей дошкольного возраста речевое дыхание и четкость речи часто нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным, нарушается плавность и связность высказывания. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.

Физиологическое дыхание – физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно.

         Речевое дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху. При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой акт.
         У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:
    

  1. Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также робких и стеснительных.     
  2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.     
  3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с папой пой – вдох – дём на каток.).     
  4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».     
  5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, еле слышно.

Для устранения у моих детей таких несовершенств применяю методику занятий дыхательной гимнастикой.     Занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. А правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

         Врачи твердят: дышите носом, а не ртом. Но ребёнок дышит не как надо – он дышит, как получится. А применяемые мной дыхательные  упражнения обучают ребят, как же всё-таки «надо».  

Дыхательные  игры и упражнения просты и понятны и не требуют специальной подготовки. Следует отметить, что эти упражнения полезны и детям, не имеющим проблем в развитии речиУпражнения провожу, следуя определенным техническим правилам:

  1. воздух набираем через нос;
  2. плечи не поднимаем;
  3. выдох должен быть длительным и плавным;
  4. щеки не надуваем (для начала их можно придерживать руками);
  5. не повторяем упражнения много раз, так как это может привести к головокружению.

Для развития речевого дыхания, детям нашей группы  больше всего нравится игры: «Подуй на шарик», «Подуй на шарик 2». Игра  «Подуй на шарик» состоит из деревянной основы, в центре которой расположена  дорожка с шестью углублениями и отверстием для шарика в конце. Нужно продвинуть шарик по лабиринту струёй воздуха, выдуваемого за один выдох. Игра «Подуй на шарик 2» имеет  основу- магнитную доску (45-32 см.),  20 магнитных элементов разной формы длиной не более 10 см., которые служат для выставления на поле лабиринтов, 3 шарика-деревянный, металлический и для настольного тенниса; трубочки для коктейля. Чтобы продвинуть шарики разного размера по разнообразным лабиринтам, требуется умение управлять собственным дыханием, твёрдая рука, концентрация внимания и терпение.

Всё эти занятия  способствуют формированию правильной речи, а следовательно и  эмоциональному благополучию  детей.

Литература:

1.Васильева О. С., Филатов Ф. Р. «Психология здоровья человека. Эталоны, представления, установки.» –  Изд.: М. «Академия», 2006.

2. Апряткина Е. Н. «Проблема сохранения эмоционального здоровья детей дошкольного возраста.» Изд.: Молодой ученый. — 2017. — №11.1.

3.Щетинин М. Н. «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.» Изд.: М. «Метафора», 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика и речь.

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система  влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса....

Дыхательная гимнастика и речь

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса....

конспект НОД по развитию речи, эмоциональной сферы, снятию психоэмоционального напряжения "Белочка"

Занятие поможет  снять психоэмоциональное напряжение, создать положительную атмосферу, развить умение свободно входить в контакт со взрослыми и детьми....

Роль дыхательной гимнастики в речи ребенка

Роль дыхательной гимнастики в речи ребенка...

Роль и значение народных хороводных игр для физического развития и эмоционального благополучия ребенка

Хороводные игры и песни – часть педагогической практики, которая зарождалась и развивалась вместе с нашей цивилизацией и культурой. Кроме того, хороводные игры могут использоваться уже с двухлет...

Роль и значение народных хороводных игр для физического развития и эмоционального благополучия ребенка.

Хороводные игры и песни – часть педагогической практики, которая зарождалась и развивалась вместе с нашей цивилизацией и культурой. Кроме того, хороводные игры могут использоваться уже с двухлет...