Конспект занятия "Рассказывание русской народной сказки "У страха глаза велики"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Банницина Светлана Леонидовна

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание  русской народной сказки "У страха глаза велики".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

 Образовательная область:  речевое развитие.

Тема: рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

Цель:  учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без   пропусков и повторений,    выразительно передавая речь персонажей; объяснять значение слов; дать  представление о  наперстке, колоде, подпечье.

                       

        

Программные задачи:

образовательная:   помочь понять содержание сказки; обратить внимание на  необычное название     (это  пословица).  Понимать эмоционально-образное содержание произведения.  Продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами   оценки (уменьшительно- ласкательными и увеличительными).

 развивающая:  развивать зрительное и слуховое внимание — умение  рассматривать иллюстрации, узнавать   изображенных героев   сказки по контурному изображению; умение вслушиваться в речь   взрослого, отвечать на поставленный вопрос.

воспитательная: воспитывать интерес к русскому народному творчеству.        

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, математическое развитие.

Словарная работа:  наперсток, колода, подпечье.

Предварительная работа: разучивание речевой разминки, слов  физминутки, просмотр мультипликационного фильма по мотивам сказки.

Материалы и оборудование: зайчик-игрушка, ширма,  , картинки-схемы с героями- заменителями,  подарки для детей, дорожка, озеро-бассейн, напёрсток ,  плакаты.

 Ход деятельности:

1. Введение игрового момента.

1  (Звучит медленная, плеск воды. )

 Ребята, давайте подойдём к нашему озеру, водичка так успокаивает

 Дети с воспитателем сидят на ковре, держась за руки, улыбаются друг другу.

- Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит ярко, у всех отличное настроение.  У нас в группе сегодня гости поприветствуем их( на двух языках русском и татарском)

2. Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой

 - Что за странный звук?

 - Ой, ребята, кто это? (зайчик) Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.

 2. Сообщение темы и цели занятия.

- Ребята,  зайчик  только что мне сказал, что  он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю послушать сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.

3. Речевая разминка.

- А чтобы попасть в сказку, надо взяться  за руки и чётко повторять  за мной волшебные слова:

         «Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,         

           Ги-ги-ги – нам,  зайчонок,  помоги. (зайчонок первый )

- Отправляемся!                                  

                                             Большие ноги шли по дороге         (идут по дорожке)              

                                             Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

                                             Маленькие ножки

                                             Бежали по дорожке

                                             Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

(дети садятся на стульчики) 

4. Первичное знакомство со сказкой. Просмотр сказки.

 -Я предлагаю познакомиться с еще одной русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики».    

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно сказку начинать»

 (Прослушивание грамзаписи  с  видео)

5. Беседа по содержанию.

- Кто запомнил, как называется сказка? (У страха глаза велики.)

- Как вы понимаете название сказки? ( Когда человек пугается, у него на лице появляются  большие выпученные глаза).

Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».

- Что такое мимика? (Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.)

-Что может выражать мимика лица? (Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду)

- Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.(закрываем маской лицо)

Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.

-  Ребята, а название этой сказки ещё является  и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором.

-А теперь давайте разберемся, кто и чего  в этой сказке испугался.

- Вспомните, как начинается сказка.

-  Жили-были…

-  Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь  мы вспомним, кто главные герои сказки и как проходило действие. Для этого нам необходимо поделится на  4 группы  посмотрите у кого на спинке стула зелёный треугольник проходят к столу с цифрой 1; красный к столу с цифрой 2; жёлтый к столу с цифрой 3; синий к столу с цифрой  4.

   А чтобы вам было понятнее, я приготовила вам схемы-помощники.

- Посмотрите, большой кружок – это бабушка…  А какие герои  ещё были в сказке и что с ними происходило расскажите друг другу используя схемы. Посмотрите, большой кружок – это бабушка…  

 - Как называли бабушку? - Старушка.    

  - Как называли внучку? - Хохотушка.    

  - Как называли курочку? - Клохтушка.  

  - Как называли мышку? – Норушка        

-  Куда герои ходили каждый день?   (За водой)

-  С чем они ходили за водой?     ( С ведрами)

-  Какие ведра были у бабушки, внучки,  курочки, мышки?…  (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)  показывают дети.

Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом  зайчик показывает наперсток и объясняет его истинное предназначение)

Воспитатель демонстрирует вторую схему.

- Откуда брала  воду бабушка?... (из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа)

Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.

Воспитатель обращает внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий.

Воспитатель демонстрирует следующую схему.

-  Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)

- Почему они так названы? ( Потому что каждый день носили воду)

-  В этот день водоносы донесли воду? ( Нет)

- Кто им помешал? (Зайка)

-  Где он сидел? (Под яблоней)

-  Как он помешал? (Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

Воспитатель демонстрирует следующую схему.

- Что произошло с водоносами?  ( Они побросали ведра и убежали домой)

- Куда спряталась бабушка? (на лавку)

- Куда спряталась внучка? (за бабушку)

-  Куда взлетела курочка? (на печку)

- Куда спряталась мышка? (под печку)

Воспитатель демонстрирует очередную схему.

-  Кто со страху померещился бабушке? (Медведище)

Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.

 -  Почему медведище сказано в сказке? (Потому что большущий медведь привиделся бабушке)

-   Кто привиделся внучке? (волк), курочке? (лиса), мышке? (котище)

Воспитатель демонстрирует схему.

-  Что произошло с зайчиком? (спрятался в лесу под кустом)

- Как вы думаете, что он испытал? (Страх)

-  Кто привиделся зайчику? (Четыре охотника)

-  Какова концовка сказки? ( У страха глаза велики: чего нет, и то видят)

Произносят хором.

6.  Физминутка.

-Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев.

             Покружитесь, покружитесь                                                                                      
            в героев сказки  превратитесь!

«Бабушка-старушка ведёрки взяла        

И по воду пошла .   (еле-еле идут, охают)

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка.  (бегут, смеются, пищат)

А за ними бегом

Курочка с ведром.   (бегом, кудахчет :ко-ко-ко)

Воды набрали и

Домой зашагали».   (спокойно идут)

(Подходят к озеру ,черпают воду из озера и идут по дорожке назад)

-Давайте опять превратимся в ребяток.

 Покружитесь, покружитесь  и в ребяток превратитесь!

5.   Пересказ по схемам.

 Предлагаю вам пересказать ее по схемам.

(у доски)

 6.  Подведение итогов.

– Понравилось вам путешествие по сказке??

-  Чему вас научила эта сказка?

-  Если чего-то испугался, нужно подумать , а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх.

 (Зайчик что-то шепчет воспитателю на ушко)

 Ой, ребята, это ещё не всё, зайчик не хочет так просто с вами прощаться.

                                    Вот пенёк.
                                   А что внутри?
                                   Если хочешь,
                                   Посмотри! –            (
дети открывают и заглядывают)
                                  Посмотрели детишки
                                  А в пенёчке - игрушки!

-Ребята, зайчик хочет подарить вам фигурки с изображением персонажей сказки. Они надеваются на пальчики.( показ)

 (музыка «В гостях у сказки»)

– Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова:

                              «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»        

                                   

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект «Драматизация русской народной сказки «Теремок» (старшая группа)

Конспект   «Драматизация русской народной сказки «Теремок»  (старшая группа)...

План - конспект пересказа русской народной сказки "Репка" (вторая младшая группа)

Конспект занятия по речевому развитию - пересказ русской народной сказки "Репка "для детей 3-4 лет....

Конспект ООД "русские народные сказки".

Викторина по русским народным сказкам....

Конспект НОД «Русские народные сказки»

Цель: развивать речевую активность детей дошкольного возраста. Продолжать знакомить с русскими народными сказками, вспомнить сказки «Три  медведя», «Репка»...

Конспект чтение русской народной сказки "Лиса и заяц", обр. В.Даля

Цели:познакомить с русской народной сказкой помочь понять смысл  произведения (мал удалец, да храбрец);приобщать детей к истокам художественной литературы (сказкам) распознавать добро и зло, восп...

Конспект НОД "Русская народная сказка "Теремок"

Целью занятия является развитие речевой активности детей , упражнять в словообразовании . В ходе занятия дети учатся эмоционально воспринимать содержание сказки,Формировать интонационную выразительнос...