Экологическое воспитание как один из методов развития речи дошкольника
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Кильдюшкина Екатерина Владимировна

Развитие речи в обучающих программах идет не только как отдельный раздел, но и сочетается с другими видами деятельности, в которых проходит как развитие речевых умений. Широкие возможности для развития речи представляет собой раздел «Экологическое воспитание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание как один из методов развития речи дошкольника

«Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей».
— В. Бианки

Развитие речи в обучающих программах идет не только как отдельный раздел, но и сочетается с другими видами деятельности, в которых проходит как развитие речевых умений. Широкие возможности для развития речи представляет собой раздел «Экологическое воспитание».

Программа по развитию речи строится на расширении представлений ребенка о предметном мире и ознакомлении с природой. Основные задачи связаны с развитием интересов, способностей каждого ребенка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность,

познавать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

Расширяя представления детей о природе, мы воспитываем у них гуманное отношение к живому, побуждаем к эстетическим переживаниям, связанным с природой, и одновременно решаем задачи развития речи.

На занятиях по развитию речи педагог учит детей:

- осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположении, опыты, а также формулировать выводы, делать маленькие открытия;

- сравнивать объекты и явления природы по признакам сходства и различия, моделировать характерные и существенные признаки, частые и общие связи, понятия;

- самостоятельно применять знания о природе при анализе ситуации, находить противоречия и решать их;

- связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.

Для достижения этих целей и задач в работе используются: чтение художественной литературы, загадки, пословицы и поговорки, устное народное творчество, рассматривание иллюстраций и репродукций картин, прослушивание аудиозаписей (музыкальные, сказки, звуки природы), поисковая деятельность, творческая деятельность (индивидуальные работы, совместные с педагогом или родителями, выставки), экспериментирование, наблюдение, экскурсии, трудовая деятельность в природе, игры (развивающие, дидактические, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые, конструктивные, пальчиковые и т.д.), праздники, утренники, КВН, викторины — все это способствует экологическому воспитанию дошкольников и развитию речи.

Тема экологии широка и разнообразна. Мной представлена тема "Вода в природе", так как она дает возможность использовать все ранее перечисленные виды деятельности. И сама по себе Вода — это одна из четырех стихий, важных и интересных для человека. В литературе вода и все, что с ней связано, очень часто описывается образным поэтическим языком. Даже речь человека сравнивают со свойством воды — "льется",

"говорит, будто реченька журчит".


ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

СТИХИ

Капель

Я в полдень слушаю капель,
Она журчит, как птичья трель.
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Капель журчит, звенит, поет,
Она ломает снег и лед.
Большой сугроб ей нипочем,
Она бежит живым ручьем.
Я ручейку расчищу путь,
Чтобы на мир он мог взглянуть.

Росинка

На тонкой паутинке

Качается росинка,

Словно бусинка на вид,

Светлая, хрустальная.

Лес зеленый отразит

Бусинка зеркальная.

Весенний дождик

По листве и по траве

Скачет дождик во дворе.

Дверь балконную я открыла –

Свежестью запахло вдруг.

На балконе дочка Мила

Зонтики считает вслух:

Зонтик в клетку голубую

Переходит мостовую.

Зонтик розовый с цветами,

Есть такой у тети Ани.

И с игрушечным зонтом

На прогулку вышел гном.

ххх

Вот уже снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли...

А.К. Толстой

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною...

А. Плещеев

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Все вторит весело громам.

Ф.И.Тютчев

Летний дождь

"Золото, золото падает с неба!" -

Дети кричат и бегут за дождем...

- Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

А.Н. Майков


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

В марте и на корыте доедешь.

В марте и курица из лужицы напьется.

Придет март-капельник, и зима заплачет.

Зима весну пугает, да все равно тает.

Вода с гор потекла — весну принесла.

Весна водой богата.

Весенний дождик лишним не бывает.

Апрель с водою, а май с травою.

Коли в мае дождь, будет и рожь.

Дождь в мае хлеба поднимает.

Апрель всех напоит.

Где в апреле река, там в июле лужица.

Сильная роса — к ясному дню.

Воробьи среди дня нахохлились — быть дождю.

Лето дождливое — зима будет снежная, морозная.

Если день начинается крупными каплями, он скоро перестанет.

Туман стоит над лесом — будет дождь, пойдут грибы.

Весной дождь растит, а осенью гноит.

Осень ненастная — весна дождливая.

В октябре на одном часу и дождь, и снег.

Первый снег не обещает скорой зимы.

Не диво в ноябре белые мухи.

Первый снежок не лежок.

Ноябрь ледяные мосты мостит, а декабрь гвоздит.

Снегу надует — хлеба прибудет, вода разольется — семя наберется.

Иней на деревьях к морозам, туман к оттепели.

НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР

Дождик, дождик, поливай,

Будет хлеба каравай!

Дождик, дождик, припусти,

Дай капусте прорасти!

Дождь, дождь!

На бабину рожь!

На дедову пшеницу,

На девкин лен

Поливай ведром!

*

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай,

Дождик, пуще поливай.

*

Дождик, лей, лей, лей

Чтобы было веселей.

Поливай весь день

На наш ячмень,

На бабью рожь,

На мужичий овес,

На девичью гречу,

На ребячье просо!

*

Дождик, дождик, лей, лей

На меня и на людей,

А на Бабу-Ягу —

Хоть по целому ведру!

*

Дождик, дождик, посильней,

Чтобы было веселей.

Мои гуси дома

Не боятся грома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!Для того, чтобы продолжить подготовку руки вашего ребенка к письму, предлагаем задания по формированию графических навыков. Но прежде, чем приступить к зан...

Синквейн, как один из методов развития речи у дошкольников с ОВЗ

Синквейн - это нерифмованное стихотворение. Синквейн считают лучшим способом развития образной речи у ребенка. Преимущество синквейна в том, что его можно использовать в работе с детьми логопедической...

Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...

«Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника».

         Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических  процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативно...

«Синквейн – один из методов развития речи дошкольника»

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко ...

Пальчиковый театр - один из эффективных методов развития речи дошкольников

Сегодня все практикующие логопеды применяют на своих занятиях  массаж рук и пальчиковую гимнастику. Мышечные возможности руки ребенка с речевыми проблемами требуют особой тренировки и коррекции. ...

Методы развития речи дошкольника, через экологическое воспитание.

Речь для человека является не только средством общения, но и залогом успешного обучения и в дальнейшем трудовой деятельности сегодняшнего дошкольника. Речь не является врожденной способностью человека...