Методы развития речи дошкольника, через экологическое воспитание.
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Кучерявская Наталья Сергеевна

Речь для человека является не только средством общения, но и залогом успешного обучения и в дальнейшем трудовой деятельности сегодняшнего дошкольника. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и является главным показателем его общего уровня развития.     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnika_cherez_ekologiyu.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методы развития речи дошкольника, через экологическое воспитание.

Автор статьи: Кучерявская Наталья Сергеевна

Речь для человека является не только средством общения, но и залогом успешного обучения и в дальнейшем трудовой деятельности сегодняшнего дошкольника. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и является главным показателем его общего уровня развития.    

Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной речи. Знакомство с природой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей и решает вопросы их нравственного воспитания.

Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, так как все, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы.

Сегодня актуальность и значение экологического воспитания детей становится жизненно-необходимой приоритетной задачей в воспитании детей дошкольного возраста. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает речь, их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы, замечать большие и маленькие изменения в окружающем мире. Размышляя о природе, ребенок обогащает свою связную речь, слуховое внимание, учится правильно произносить звуки.

Давайте с вами разберем, как же с помощью экологического воспитания можно развивать речь дошкольника.

Для развития речи в процессе экологического воспитания используют как традиционные, так и инновационные методы обучения.

Традиционные методы.

  • наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов о природе) картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал;
  • словесные (беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использование фольклорного материала: пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе, стихи, сказки). Ведь именно в художественной литературе содержится полезный и богатый познавательный материал, который приучает детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, и способствуют обогащению их словаря.
  • практические (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе).

Инновационные методы.

  • Использование элементов ТРИЗ, отдельные приемы мнемотехники (мнемотаблицы).

Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

-при отгадывании и загадывании загадок;

-при заучивании стихов. (текст с мнемотаблицами)

  • Метод игровых проблемных ситуаций пронизывает все содержание работы по познавательной экологической деятельности. На занятии обязательно присутствует игровой персонаж, который просит детей помочь ему разрешить проблему. Например, занятия по теме: «Лес» помогает проводить сказочный Лесовик, по теме: «Озеро» – Водяной, по теме: «Животные» – покровительница животных – богиня Фауна, по теме: «Растения» – покровительница растений – богиня Флора; Этот метод позволяет превратить занятие в увлекательную игру, а в ней ребенок учится говорить и общаться.
  • Особую роль в развитии речи детей отводится экспериментально-познавательной деятельности. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память, речь, активизируются мыслительные процессы. Нужно помнить, что проводимые эксперименты должны быть просты в использовании и безопасны.
  • Чтобы достичь хороших результатов, в группе должна быть создана предметно-развивающая среда для экспериментов. Во время экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное развитие дошкольников через экологическое воспитание

В работе представлены: цели нравственного воспитания, критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе,направления работы воспитателя,(экологизация развивающей предметно...

Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды – одна из важнейших....

Экологическое воспитание как один из методов развития речи дошкольника

Развитие речи в обучающих программах идет не только как отдельный раздел, но и сочетается с другими видами деятельности, в которых проходит как развитие речевых умений. Широкие возможности для развити...

Консультация "Развитие рече дошкольников, через экологическое воспитание"

Конспекты логопедической  образовательной деятельности...

План самообразования по теме: «Развитие коммуникативных навыков через экологическое воспитание дошкольников».

Цель:- формирование начал коммуникативных способностей у детей через общение с природой;- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;- формирование у детей практичес...

Развиваем речь детей, через экологическое воспитание

С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обо...