Консультация "Развитие рече дошкольников, через экологическое воспитание"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Светлана Евгеньевна Козлова

Конспекты логопедической  образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leto.docx40.26 КБ
Файл ekologiya.docx17.62 КБ
Файл zanyatie_o_vezhlivosti.docx19.03 КБ
Файл zanyatie_o_vezhlivosti.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности

 по теме «Лето»

(с детьми средней, старшей и подготовительных логопедических групп)

Выполнила: С. Е. Козлова

учитель – логопед МБДОУ ЦРР «Детского сада «Голубок»

г. Сорск

Цель данной темы: Утвердить и расширить в речевой деятельности детей словарь по данной теме.

ЗАДАЧИ

Коррекционно-развивающие:

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-развивать память, мышление, зрительное и слуховое внимание;

-развивать правильное речевое дыхание;

-расширять и активизировать словарь по теме;

-учить отгадывать загадки, отвечать на вопросы, выделяя характерные признаки;

-продолжать развивать фонематический слух.

Коррекционно-образовательные:

- учить поддерживать диалог, рассуждать,  обосновывать свои суждения;

- продолжить формировать представления    детей временных представлениях - (лето);

- закрепить в понимании детей  летние природные явления;

- упражнять в подборе слов с противоположным значением;
- упражнять детей в словообразовании;

- и др. см. в таблицах

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей литературно – художественный вкус;

-побуждать детей осмысливать и характеризовать поступки, сопоставлять со своими

  поступками;

  способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка;

- развивать чувства сопереживания, долга, уважения, взаимовыручки.

Содержание образовательных областей данной деятельности:

  • Коррекция - развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, правильного  дыхания, мимических мышц, фонематического восприятия.
  • Коммуникация - речевая активность; вступление в диалог со взрослым и другими детьми; внимательно слушать собеседника, отвечать друг за друга, не перебивать  товарищей.
  • Познание - обогащение знаний детей об временных представлениях.
  • Социализация - учить быть вежливыми, учить не смеяться над неправильными ответами других детей побуждать детей осмысливать и характеризовать поступки, сопоставлять со своими поступками; способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка; учить приходить другу на помощь.
  • Труд - помощь в раздаче пособия для занятия, уборка своего рабочего мест.
  • Здоровьесбережение - координация движений со словом, пальчиковые гимнастики; массажи лица, мимических мышц, психологические мини – паузы.
  • Чтение художественной литературы -  слушание стихотворений.
  • Художественное творчество - договаривание предложений, составление

предложений.

  •  Музыка - использование музыкальных фрагментов для совместной деятельности;
  •  использование театральной деятельности.

Деятельность учителя – логопеда:

В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОМЕНТАХ

1.Проводить  упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

2.Предложить тему беседы.

3.Ставить перед детьми цели для  проигрывания игровых заданий.

4.Задавать проблемные вопросы.

В РЕШЕНИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

1.Формулироватьзадания.

2.Задавать серию  проблемных вопросов для поиска ответов путем совместных действий,  предоставляя помощь.

3. Нацеливает детей на желание отвечать, рассуждать,  доказывать.

В  РЕФЛЕКСИИ

1.Подводить к завершению работы.

2. Предлагать радоваться хорошими  результатами.

3. Содействовать самоанализу и оценке детской  деятельности.

4. Предлагать  творческий процесс

Деятельность детей:

В ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОМЕНТАХ

1.Выполнять упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

2.Принимать предложение педагога.

3.Решать проблемные вопросы.

В  РЕШЕНИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

1.Рассуждать, сопоставлять, находить правильное решение (как правильно отвечать).

2.Высказывать предположения.

3.Выбирать правильный ответ.

4. Находить пути решения методом проб и ошибок.

5. Помогать друг другу.

В РЕФЛЕКСИИ

1.Получат удовольствие от совместной деятельности.

2.Участвовать в  творческом  процессе.

Виды деятельности использованные в проекте по данной теме:

  • Упражнения не расслабление
  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковые игры
  • Координация слова с движением
  • Речевые игры и упражнения
  • Упражнения на развитие дыхания
  • Задания на развитие фонематических процессов
  • Развитие связной речи
  • Театральная деятельность
  •  Развитие грамматических навыков

Этап образовательной деятельности (организация рабочего пространства

Деятельность

 учителя - логопеда

Деятельность

детей

Коррекционная

деятельность

Психолого–педагогиеские условия (условия социальной ситуации развития)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

1. Стихотво-рение «Четыре времени в году» (автор).

1.Учитель – логопед читает стихотворение «Четыре времени в году» (автор).

2. Задаёт вопросы по тексту стихотворения:

-О каких временах года говорится в стихотворении?

- Какое время года в этом стихотворении трудится проворно?

1.Внимательно слушают.

 

2.Выбирают правильный ответ.

3. Проговаривают выбранный вариант ответа.

1.Поиск смысловой цепочки (вопрос – ответ).

2.Отражение зависимости значения слова от контекста.

3. Согласование существительных ед. ч. с глаголами настоящего времени.

Условия для:

- логии-ческого мышления.

- стимули-рования речевой активности.

- слухового внимания.

По кабинету разложены картинки с явлениями природы разных времён года (или на столе подсказок)

Игра «Подарки для лета»

магнитная доска

1.Предлагает выбрать картинки с летними явлениями природы.

2.Поместить выбранный материал и на магнитную доску проговаривая – «Я подарю лету радугу» и т.д..

.

1. Рассматри-вают картинки с явлениями природы разных времён года.

2. Задают вопросы.

3. Выбирают картинки с летними явлениями природы (солнышко, дождик, ветерок, песок, речка, гроза, радуга, насекомые и т.п.).

4.Помещают картинки.. на магнитную доску проговаривая название выбранного природного явления.

1.Существительные ед. числа.

2. Развитие связности речи.

Условия для:

- поисковой деятельности.

- проявления речевой активности.

- закреп-ления в активном словаре явления летнего времени года.

- выражения своих мыслей.

- взаимо-действия детей друг с другом.

Основная часть:

 Игра «Порадуемся лету»

1.Говорит – «Вот и получилось у нас настоящее лето»

2.Предлагает проговорить чистоговороки вслед за логопедом: «Кап, кап, кап – дождик землю поливает» (стучат указательными пальчиками по краю стола); «Ра-ра-ра – радуга сияет» (качают поднитыми вверх руками… - вправо - лево);  «Со-со-со – солнышко взошло»(раскрывают и закрывают ладошки); «Ко-ко-ко – в небе высоко» (поднимают вверх руки с широко раздвинутыми пальчиками).

1.Проговаривают вслед за логопедом чистоговорки.

2. Следят за правильностью своего произношения.

3. Соблюдают интонацию заданную логопедом.

4. Выполняют соответствующие движения.

1.Развитие фонематического слуха.

2. Развитие ритма.

3. Развитие интанна-ционной вырази-тельности.

4.Развитие координации движения со словом.

Условия для:

- проявления речевой активности.

- слухового внимания.

- взаимо-действия детей друг с другом.

Игра «Узнай по описанию»

(стр. 136 О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет – конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе)

Картинка – подсказка «Лето»

(дети, вода, трава, дождь, небо, облака)

1.Стимулирует к  угадыванию слова по признакам.

2. Обращает внимание детей на картинку -подсказку.

3.Предлагает выбирать ответ, посоветовавшись  друг с другом.

4. Ответить взявшись за руки.

1.Общаются друг с другом.

2. Находят нужные ответы.

3. Отвечают хором.

1. Подбор существи-тельных ед. и мн. числа к прилага-тельным.

2. Расширение связей между словами.

Условия для:

-  самостоя- тельного

выражения своих мыслей.

-  взаимо-действия детей друг с другом.

- поисковой деятельности.

Пальчиковая гимнастика

Игра - соревнование «Узнай по описанию»

(стр. 136 О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет – конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе)

Картинка – подсказка «Лето»

(дети, вода, трава, дождь, небо, облака)

Фишки

1.Предлагает вспомнить все слова, которые они произносили взявшись за руки (дети, вода, трава, дождь, небо, облака).

 2. Стимулирует подобрать слова – признаки: «Дети летом какие? И т.д., фишками за каждый правильный ответ.

1.Общаются друг с другом.

2. Находят нужные ответы.

3. Отвечают.

1. Подбор глаголов настоящего времени к именам существи-тельным

Условия для:

- мышления.

- проявления речевой (поисковой) активности.

-  выражения своих мыслей.

- умения радоваться успехам своих товарищей.

Координация слова с движением

Игра «Весёлое лето (Скажи иначе»

(стр. 152 О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет – конспекты фронталдьных занятий III период обучения в старшей гр.)

1. Стимулирует к  поиску противоположных значений.

2.Предлагает произносить слова – ответы с улыбкой.

1. Внимательно слушают.

2.Подбирают нужные слова противоположности.

1.Подбор слов-синонимов к именам прилагательным.

Условия для:

- мышления.

-  проявления речевой (поисковой) активности.

- выражения своих мыслей.

-  проявления внимания к высказы-ваниям своих сверстников.

Итог НОД

Разрезные картинки – радуга и солнышко.

Подводит итог занятия:

1. «О каком времени года  сегодня говорили?»

2. «Но чудное лето закончилось, и что унесло с собой?»

3.Предлагает собрать картинки из разрезанных частей (2 команды – солнышко и радуга)

1.Отвечают.

2.Побарают правильные ответы.

3. Объясняют почему они так думают?

4. Ищут последовательность в разрезных частях.

1.Формирование парадигматических связей.

2.Развивать структуры значения слова.

3.Утверждение лексической системности и последовательности..

Условия для:

- проявления речевой (поисковой) активности

- закрепление речевых и познаватель-ных процессов в сознании детей.

Желаю удачи!

Этап образовательной деятельности (организация рабочего пространства

Деятельность

 учителя - логопеда

Деятельность

детей

Коррекционная

деятельность

Психолого–педагогиеские условия (условия социальной ситуации развития)

СТАРШАЯ ГРУППА

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

1. Загадки «о четырёх временах в года.

1.Учитель – логопед загадывает детям загадки о четырёх временах года.

1.Внимательно слушают.

 

2.Находят правильный ответ.

3. Проговаривают выбранный вариант ответа.

1.Поиск смысловой цепочки (вопрос – ответ).

2.Отражение зависимости значения слова от контекста.

3. Наполняемость речевой деятельности именами существи-тельными.

Условия для:

- логического мышления.

- стимули-

рования речевой активности.-  слухового внимания.

Игра «Найди лето» - на столе подсказок:

картинки с изображением летних явлений природы – насекомые, солнце, радуга, дождик, ветерок, трава, речка, зелёные деревья и кустарники, клубника и т. д.

магнитная доска

1.Предлагает выбрать картинки с летними явлениями природы.

2. В течении игры проводится ещё одна игра «Вопрос – ответ» - Н/р, «Что делают на твоей картинке дети?» (купаются) «Почему, Витя, ты вабрал эту картинку?»… или  «Согласен ли ты Саша с выбором Вани… . Почему?

3.Поместить выбранный материал и на магнитную доску проговаривая – «Я подарю лету радугу» и т.д..

1. Рассматривают картинки с явлениями природы разных времён года.

2. Задают вопросы.

3. Выбирают картинки с летними явлениями природы (солнышко, дождик, ветерок, песок, речка, гроза, радуга, насекомые и т.п.).

4.Помещают картинки.. на магнитную доску проговаривая название выбранного природного явления.

5. Отвечают на вопросы.

1.Существи-тельные ед. числа.

2. Поиск смысловой цепочки (вопрос – ответ).

2. Развитие связности речи.

Условия для:

-  поисковой деятельности.

- проявления речевой активности.

-  закрепления в активном словаре явления летнего времени года.

- выражения своих мыслей.

- взаимо-действия детей друг с другом.

Основная часть:

1.Предлагает проговорить чистоговороки вслед за логопедом: «Тра, тра, тра – летом выросла трава (зажимают и разжимают в кулачки пальцы рук – поднимают руки медленны вверх); «Пта, пта, пта – пташки нам поют с утра» (зажимают и разжимают в щепотку пальцы рук – положив крест накрест лодони рук  -«машут» ими…); «Пту, пту, пту – тучки ходят иногда» (круговые движения рук крест на крест в воздухе перед собой); «Мна, мна, мна – и летает мошкара» (перебирать пальчиками обеих рук в воздухе, как на пианино); Ака, ака,ака – а речке тёплая вода» (руками «плывём»).

1.Проговаривают вслед за логопедом чистоговорки.

2. Следят за правильностью своего произношения.

3. Соблюдают интонацию заданную логопедом.

1.Развитие фонемати-ческого слуха.

2. Развитие ритма.

3. Развитие интаннационной выразительности.

4.Развитие координации движения со словом.

Условия для:

1. слухового внимания.

Игра - беседа

1.Говорит – «Ребята, вы, уже догадались о каком времени года мы сегодня будем с вами говорить»?

2. Предлагает игру «Доскажи словечко» 

- Вот и прошло тёплое и весёлое… (лето)

- На деревьях и кустах летом подрастали яркие, зелёные…? (листья)

- Вокруг цвели красивые…? (цветы)

- А после летних ливней на небе сияла разноцветная

1.Внимательно слушают.

 

2.Находят правильный ответ.

3. Проговари-вают выбранный вариант ответа.

1. Образование имён существи-тельных ед. и мн. числа.

Условия для:

- слухового внимания.

- поисковой деятельности.

- мышления.

Пальчиковая гимнастика

Игра «О чём можно сказать?»

(стр. 148 О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет – конспекты фронтальных занятий)

Картинка – подсказка «Лето»

1.Стимулирует к  угадыванию слова по признаку.

2. Обращает внимание детей на картинку -подсказку.

3. Отвечать попеременки накладывая ладонь одного ребёнка на ладонь другого и т.д.

1. Находят нужные ответы.

2.. Отвечают хором.

1. Подбор существи-тельных ед. и мн. числа к прилагательным

2. Расширение связей между словами.

Условия для:

- самостоя-

тельного

выражения своих мыслей.

- взаимо-

действия детей друг с другом.

- мышления.

- проявления речевой (поисковой) активности.

- умения радоваться успехам своих товарищей.

Координация слова с движением

Игра «Весёлое лето»

1.  Предлагает вспомнить- «Кто и чем занимается летом?» (Н\р, «Бабочки летом – порхают, летают и т.д.)

1. Внимательно слушают.

2.Подбирают нужные словосочетания.

1.Подбор слов-синонимов к именам прилагательным.

Условия для:

- мышления.

-  проявления речевой (поисковой) активности.

- выражения своих мыслей.

- проявления внимания к высказываниям своих сверстников.

Игра «Подбери картинку»

1.Читает стихотворение

И. Сурикова «Лето»

Ярко солнце светит

В воздухе тепло

И куда не взглянешь –

Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы -

Золотом облиты

Тёмные листы.

1.Внимательно слушают.

Условия для:

- слухового внимания.

У каждого ребенка набор картинок: солнце, розового цвет, глаза, белого цвет, луг, цветы, желтого цвет, зелёные листья.

1. Предлагает на каждую к каждой строчке стихотворения подобрать картинку.

2.Повторно читает каждую строчку по отдельности стихот-ворения

3. Просит поднять соответст-

вующую картинку…

1.Внимательно слушают, каждую строчку стихотворения

2. Подбирают картинку … .

3. Поднимают картинку.

1.Подбор картинного материала обозначающего  смысл услышанного.

Условия для:

- мышления

- проявления поисковой активности.

- выражения своих мыслей.

- проявления внимания.

-  поиска смысловых связей.

Итог НОД

1.Подводит итог занятия:

 «О каком времени года  сегодня говорили?»

2. Вам нравится лето? Почему?

1.Отвечают.

2.Побарают правильные ответы.

Объясняют почему они так думают?

1.Подбор существи-

тельных к прилагательным

2.Развивать структуры значения слова.

3.Утверждение лексической системности.

Условия для:

-  проявления речевой (поисковой) активности

- закрепление речевых и познава-

тельных процессов в сознании детей.

Желаю удачи!

Этап образовательной деятельности (организация рабочего пространства

Деятельность

 учителя - логопеда

Деятельность

детей

Коррек-

-ционная

деятельность

Психолого–педагоги-

ческие условия (условия социальной ситуации развития)

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Вводная часть (организа-ционный и мотивационный момент)

Театрали-

зованное представление:

два медведя белый и коричневый спорят между –

коричневый говорит о том, что летом солнце свет очень ярко, греет, а белый не верит ему…

Картинка «Лето»

Белый медведь

Благодарит и вместе с коричневым прощаются …

1.Предлагает помочь коричневому медведю рассказать белому медведю о летнем времени года, а подсказкой будет картинка про лето…

Игра «Вопрос – ответ»

- Как солнышко летом светит?

- Какая летом погода?

-Какие летом на деревьях листья?

- А в речке вода какая летом?

1.Внимательно слушают.

 

2.Рассматривают картинки с явлениями природы разных времён года.

3.Находят правильный ответ.

4. Прогова-

ривают выбранный вариант ответа.

- ярко…

- жарко, тепло

- зелёные…

- тёплая…

1.Поиск смысловой цепочки (вопрос – ответ).

2.Отражение зависимости значения слова от контекста.

Условия для:

- логического мышления.

- стимулиро-

вания речевой активности.

- слухового внимания.

Основная часть:

«Порадуемся лету»

1.Предлагает проговорить чистоговороки вслед за логопедом:

- А,а,а – Аня по песку бежит;

О,о,о – Ваня в озере сидит;

У,у,у – тузик нюхает цветы;

Ы,ы,ы – мы на солнышке глядим, мы на травушке лежим и на облачко глядим.

1.Прогова-ривают вслед за логопедом чистоговорки.

2. Следят за правильностью своего произношения.

3. Соблюдают интонацию заданную логопедом.

1.Развитие фонемати-ческого слуха.

2. Развитие ритма.

3. Развитие интанна-

-ционной выразитель-

ности.

4.Развитие ритма.

Условия для:

- проявления речевой активности.

- взаимо-

действия детей друг с другом.

- слухового внимания.

Пальчиковая гимнастика

Мы по радуге шагаем – перебираем пальчиками как по лесенке вверх

Как по лесенке сбегаем -  перебираем пальчиками как по лесенке вниз

Вправо по дорожке жёлтой мчимся -  перебираем пальчиками в право…

Влево мы по синей побежим -  перебираем пальчиками влево…

Игра «Соберём лето в лукошко»

Стол подсказок (картинный материал)

Лукошко (карзинка)

1.Объясняет условия игры – выбирать правильную

картинку (летние явления природы), назвать картинку словом… и положить её в лукошко

2. Обращает внимание детей на картинки -подсказки.

3. Отвечать попеременки накладывая ладонь одного ребёнка на ладонь другого и т.д.

1. Находят нужные картинки …

2.Произносят слово которое нарисовано на картинке – «Я положу в лукошко солнышко» и т. д.

1. Подбор существительных ед. и мн. числа.

.

Условия для:

- самостоя-тельного

выражения своих мыслей.

- взаимо-

действия детей друг с другом.

- мышления.

- проявления речевой (поисковой) активности.-  умения радоваться успехам своих товарищей.

Физкультминутка «Солнышко и дождик»

Игра «Прощание с летом»

1.  Предлагает говорит: «Было лето и ушло, что с собою унесло» (Н\р, «Лето с собой унесло жаркое солнышко» и т.д.

1. Внимательно слушают.

2.Отвечают.

1.Развитие связной речи.

Условия для:

- мышления.

- проявления речевой (поисковой) активности.

- выражения своих мыслей.

проявления внимания к высказы-

ваниям своих сверстников.

Итог НОД

Подводит итог занятия:

1. «О каком времени года  сегодня говорили?»

2. Вам нравится лето? Почему?

1.Отвечают.

2.Побарают правильные ответы.

Объясняют почему они так думают?

1.Подбор существительных к прилагательным.

2.Развивать структуры значения слова.

3.Утверждение лексической системности.

Условия для:-  проявления речевой (поисковой) активности

- закрепление речевых и познава-

тельных процессов в сознании детей.

Желаю удачи!



Предварительный просмотр:

Выступление на МО –

«Развитие речи  дошкольников посредством дидактических игр экологического содержания»

(Выполнила С. Е. Козлова учитель-логопед МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок»)

1 слайд 

Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. Экологическое воспитание и образование дошкольников стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих областях, в том числе, и в коррекционной педагогике.

2 слайд….. 

  Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, будет ли рачительным хозяином, понимающим природу, во многом зависит от нас - взрослых.

 Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость познания (учения).

3слайд 

Интегрированный подход к экологическому и речевому развитию позволяет формировать у дошкольников ценностное, системное представление о сложных взаимосвязях, существующих в природе, освоить экологические представления, совершенствовать речевую активность, приобщать к общечеловеческим ценностям, погрузиться в красоту природы и передать эту красоту в речевом и художественном образе.

4 слайд

В процессе бесед, проводимых во время наблюдений, труда в природе, различных опытов педагог уточняет словарь детей (солнышко пригревает, снег оседает, трава пробивается и т. д.). Таким образом: с одной стороны, словарная работа выступает условием успешного развития диалогической речи, с другой стороны, во время бесед происходит обогащение словаря, дети учатся находить наиболее полные слова для передачи своих мыслей.


5 слайд      6 слайд   7 слайд

Наблюдательность порождает в ребёнке привычку делать выводы, развивать логику, мысли, чёткость и красоту речи. Ребёнок с помощью взрослых учится находить и правильно определять причинную и временную зависимость, последовательную взаимосвязь предметов и явлений природы.

В своей работе по лексическим темам соприкасающимися с природой использую разнообразные дидактические игры для расширения представлений детей о явлениях природы. В них дети не только накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания, но и речь ребёнка обогащается не только новой лексикой, а так же новыми для него словоформами.

На слайдах и видео названия игр…..

9 слайд

10 слайд

Использование дидактических игр дает возможность обогатить, качественно обновить коррекционно - образовательный процесс и повысить его эффективность.

Основу дидактических игр составляют определенные ситуации. В ходе игр обсуждаются последствия хороших и плохих поступков взрослых и сверстников, идет поиск собственных решений, дети учатся мотивировать свои решения, наблюдать.   В свою очередь наблюдательность рождает в ребенке привычку делать выводы, развивает логику мысли, четкость и красоту речи. Ребенок с помощью взрослых учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы.

Радость общения с природой делает жизнь детей эмоционально богаче. Общение с природой, миром растений и животных способствует активному развитию у детей доброты, терпения, трудолюбия, милосердия, формированию речевых умений и навыков.



Предварительный просмотр:

Логопедический час по теме «Мы дружны и вежливы» 

                                                                                         для старшей группы детей с ОНР

(выполнила Козлова Светлана Евгеньевна учитель – логопед МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок» РХ г. Сорска)

Цель: утвердить в сознании детей представления о навыках речевого поведения в

            разных ситуациях.

Задачи:

- закреплять в словаре детей речевой этикет повседневной жизни;

- побуждать детей осмысливать и характеризовать поступки, сопоставлять со своими

  поступками;

- учить поддерживать диалог, рассуждать, обосновывать свои суждения;

- упражнять в подборе определений, характеризующих хорошие и плохие поступки;

- воспитывать доброжелательное, дружественное отношение друг к другу, желание  

  действовать общепринятым нормам морали, желание и умение сотрудничать,

  уважая и учитывая интересы других; умение находить общие решения в конфликтных

  ситуациях.

- способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка.

Материал к занятию: клубок шерстяных ниток, перфокарты с символами дружбы и вражды, фонограмма песни «Настоящий друг», лукошко – корзинка, игрушки – заяц, ёжик, ворона, нарисованная сосна.

Предшествующая работа: беседа на тему: «Каким должен быть настоящий друг»; работа с символами и перфокартами; речевая игра «Портрет лучшего друга»;

Интеграция образовательных областей:

- познание;

-  коммуникация;

- речевая активность;

- здоровьесбережение (координация движений со словом, пальчиковые

  гимнастики; массажи лица, мимических мышц, психологические мини - паузы);

- коррекция (развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, правильного

  дыхания, мимических мышц);

- социализация (учить быть вежливыми, побуждать детей приходить друг другу на

  помощь, учить не смеяться над неправильными ответами других детей);

- коммуникация (вступление в диалог со взрослым и другими детьми; внимательно

  слушать собеседника, отвечать друг за друга, не перебивать товарищей);

- музыка использование музыкальных фрагментов для совместной деятельности;

- использование театральной деятельности.

Предварительная работа: постановка звука «Ш», его автоматизация, обогащение

словарного запаса детей на занятиях по лексическим темам «Животные холодных

и теплых стран»; формирование грамматических знаний и умений в сознании

детей; игры в рифмы; беседы о «Необитаемых островах»; развитие

артикуляционного аппарата; пальчиковые игры; игры  на развитие слуха,

внимания, ритма… .

Структурные элементы

Деятельность

Учителя-логопеда

Детей

Организационный момент

1.Проводит упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

2.Предлагает поговорить о дружбе.

3. Ставит перед детьми цели в проигрывании игровых заданий.

4. Задает проблемные вопросы.

1.Выполняют упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

2.Принимают предложение педагога.

3. то же

3.Решают проблемные вопросы.

Решение поставленных задач

1.Формулирует задания.

2.Задает серию проблемных вопросов для поиска ответов путем совместных действий, предоставляя помощь.

3. Нацеливает детей желание отвечать, рассуждать, доказывать

1.Рассуждают, сопоставляют, находят правильное решение (как правильно отвечать).

2. Высказывают предположения.

3. Выбирают правильный ответ.

4. Находят пути решения методом проб и ошибок.

5. Помогают друг другу.

Рефлексия

1.Подводит к завершению работы.

2. Предлагает порадоваться хорошими результатами.

3. Содействует самоанализу и оценке детской деятельности.

4. Предлагает окунуться в творческий процесс

1.Получают удовольствие от совместной деятельности.

2. Самостоятельный творческий процесс

НОД

Артикуляционная гимнастика

Л/д: Ребята, в Вашей группе у каждого из Вас есть особенный друг, которому Вы

           доверяете свои тайны, с которым вы всегда и всем делитесь, за которого

           всегда готовы заступиться, с которым играете всегда вместе и т. д….

Игра «Паутинка дружбы»

(дети встают в круг и передают клубок своему самому хорошему другу со словами «Мой самый хороший друг ……»– получается такая «паутинка», когда клубок передан последнему из игроков Л/д предлагает детям произнести всем вместе слова «Да – Ды – Дя» - мы все здесь друзья» после этих слов все дети подходят в середину круга и «паутинку» собирают в единый комочек)

Л/д: В этом комочке собраны все качества дружбы как Вы думаете, что это за

          качества? (любовь, мир, счастье, поддержка друг друга, помощь, друг другу,

           умение уступать друг другу, преданность, честность, вера, доброта, милосердие

           и т.п.)

Задание «Выбери символы дружбы»

(Л/д предлагает детям серию перфокарт: кулак, ладони пожимающие друг друга, улыбка, злость, сердце, поцелуй, голубь на ладонях, дубинка, глобус, драка, цветок, колючка, солнце, туча, злая собака, кошечка и т. п. – и прилагает детям поместить символы - дружбы на магнитную доску)

Речевая игра «Портрет лучшего друга»

(Л\д предлагает детям описать в двух трёх словах своего лучшего друга по образцу – «Мой друг самый – добрый, милый, очаровательный и замечательный» и т. п…)

Драматизация сюжета - «Ёжик и заяц»

 …Ёжик и Заяц были, как они сами считали очень хорошими друзьями. Однажды они встретились возле старой сосны. «Вот мы с тобой и снова встретились» - говорит при встрече Ёжик своему другу зайцу. «Да» - говорит Заяц. – «Долго же мы с тобой не виделись». А Ёжик в это время жевал яблоко.  «Дай – ка мне половинку яблока» - попросил Заяц. «На возьми» - поделился яблоком Ёжик со своим другим Зайцем. «Давай играть» - предложил Ёжик зайцу. «Давай» - согласился Заяц. И они стали бросать опавшие с сосны шишки – «Кто выше подбросит…» И вдруг попали прямо в старую ворону, которая сидела на ветке сосны. Им стало от этого очень весело и весело рассмеялись. А старая ворона тяжело вздохнула и сказала – «Какие невоспитанные!»

Л/д: Ребята, как Вы думаете, почему так сказала старая ворона?

        (потому что друзья Ёжик и Заяц были невежливыми…)

Л/д: Почему Вы так считаете? (потому что они даже не попросили у старой вороны

        прощения…)

Л/д: А как Вы считаете, а Ёжик и Заяц были ли настоящими друзьями? (нет…)

Л/д: Почему Вы так считаете? (потому что они даже друг с другом не были

        вежливыми)

Л/д: Почему Вы так думаете? (при встрече даже не поприветствовали друг друга)

Игра «Давайте поздороваемся»

(Л\д прилагает детям подобрать слава приветствия)

Рассказ о слове – «Здравствуйте». («Когда говорят: «Здравствуйте» - значит желают  

                                                               здоровья…)

Пальчиковая игра «Здрасьте, здрасьте!»

Игра «Соберем вежливые слова»

(Л/д прилагает собрать в лукошко вежливые слова и отправить, и подарить их друзьям Ёжику и Зайцу, что бы они перевоспитались – дети по очереди подходят к лукошку и «в него» вежливые слова… н/р, здравствуйте, добро пожаловать, извините, пожалуйста и др.)

Л/д: Ребята, а Вы были когда-нибудь, с кем-нибудь невежливы, и что из этого получилось, как вы вышли из этой нехорошей ситуации исправились, было ли вам стыдно за свой поступок, или повели себя как-нибудь по-другому, кто смелый и может рассказать нам своем поступке….

(дети рассказывают…, Л/д побуждает детей к рассуждению, обсуждению поступка своего друга…)

Самостоятельное творчество «Нарисуем вежливость»

(Л/д говорит детям, что «Старая ворона очень благодарит нас за то, что мы перевоспитали друзей Зайца и Ёжика и они, наконец - то стали воспитанными и вежливыми и даже извинились перед ней – чему она ни сказано рада. Ворона посылает нам краски и кисточки и просит, чтобы мы с вами попробовали изобразить вежливость – да интересно…, а давайте попробуем…) Дети рисуют.



Предварительный просмотр:

Логопедический час по теме «Мы дружны и вежливы» 

                                                                                         для старшей группы детей с ОНР

(выполнила Козлова Светлана Евгеньевна учитель – логопед МБДОУ ЦРР «Детский сад «Голубок» РХ г. Сорска)

Цель: утвердить в сознании детей представления о навыках речевого поведения в

            разных ситуациях.

Задачи:

- закреплять в словаре детей речевой этикет повседневной жизни;

- побуждать детей осмысливать и характеризовать поступки, сопоставлять со своими

  поступками;

- учить поддерживать диалог, рассуждать, обосновывать свои суждения;

- упражнять в подборе определений, характеризующих хорошие и плохие поступки;

- воспитывать доброжелательное, дружественное отношение друг к другу, желание  

  действовать общепринятым нормам морали, желание и умение сотрудничать,

  уважая и учитывая интересы других; умение находить общие решения в конфликтных

  ситуациях.

- способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка.

Материал к занятию: клубок шерстяных ниток, перфокарты с символами дружбы и вражды, фонограмма песни «Настоящий друг», лукошко – корзинка, игрушки – заяц, ёжик, ворона, нарисованная сосна.

Предшествующая работа: беседа на тему: «Каким должен быть настоящий друг»; работа с символами и перфокартами; речевая игра «Портрет лучшего друга»;

Интеграция образовательных областей:

- познание;

-  коммуникация;

- речевая активность;

- здоровьесбережение (координация движений со словом, пальчиковые

  гимнастики; массажи лица, мимических мышц, психологические мини - паузы);

- коррекция (развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики, правильного

  дыхания, мимических мышц);

- социализация (учить быть вежливыми, побуждать детей приходить друг другу на

  помощь, учить не смеяться над неправильными ответами других детей);

- коммуникация (вступление в диалог со взрослым и другими детьми; внимательно

  слушать собеседника, отвечать друг за друга, не перебивать товарищей);

- музыка использование музыкальных фрагментов для совместной деятельности;

- использование театральной деятельности.

Предварительная работа: постановка звука «Ш», его автоматизация, обогащение

словарного запаса детей на занятиях по лексическим темам «Животные холодных

и теплых стран»; формирование грамматических знаний и умений в сознании

детей; игры в рифмы; беседы о «Необитаемых островах»; развитие

артикуляционного аппарата; пальчиковые игры; игры  на развитие слуха,

внимания, ритма… .

Структурные элементы

Деятельность

Учителя-логопеда

Детей

Организационный момент

1.Проводит упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

2.Предлагает поговорить о дружбе.

3. Ставит перед детьми цели в проигрывании игровых заданий.

4. Задает проблемные вопросы.

1.Выполняют упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

2.Принимают предложение педагога.

3. то же

3.Решают проблемные вопросы.

Решение поставленных задач

1.Формулирует задания.

2.Задает серию проблемных вопросов для поиска ответов путем совместных действий, предоставляя помощь.

3. Нацеливает детей желание отвечать, рассуждать, доказывать

1.Рассуждают, сопоставляют, находят правильное решение (как правильно отвечать).

2. Высказывают предположения.

3. Выбирают правильный ответ.

4. Находят пути решения методом проб и ошибок.

5. Помогают друг другу.

Рефлексия

1.Подводит к завершению работы.

2. Предлагает порадоваться хорошими результатами.

3. Содействует самоанализу и оценке детской деятельности.

4. Предлагает окунуться в творческий процесс

1.Получают удовольствие от совместной деятельности.

2. Самостоятельный творческий процесс

НОД

Артикуляционная гимнастика

Л/д: Ребята, в Вашей группе у каждого из Вас есть особенный друг, которому Вы

           доверяете свои тайны, с которым вы всегда и всем делитесь, за которого

           всегда готовы заступиться, с которым играете всегда вместе и т. д….

Игра «Паутинка дружбы»

(дети встают в круг и передают клубок своему самому хорошему другу со словами «Мой самый хороший друг ……»– получается такая «паутинка», когда клубок передан последнему из игроков Л/д предлагает детям произнести всем вместе слова «Да – Ды – Дя» - мы все здесь друзья» после этих слов все дети подходят в середину круга и «паутинку» собирают в единый комочек)

Л/д: В этом комочке собраны все качества дружбы как Вы думаете, что это за

          качества? (любовь, мир, счастье, поддержка друг друга, помощь, друг другу,

           умение уступать друг другу, преданность, честность, вера, доброта, милосердие

           и т.п.)

Задание «Выбери символы дружбы»

(Л/д предлагает детям серию перфокарт: кулак, ладони пожимающие друг друга, улыбка, злость, сердце, поцелуй, голубь на ладонях, дубинка, глобус, драка, цветок, колючка, солнце, туча, злая собака, кошечка и т. п. – и прилагает детям поместить символы - дружбы на магнитную доску)

Речевая игра «Портрет лучшего друга»

(Л\д предлагает детям описать в двух трёх словах своего лучшего друга по образцу – «Мой друг самый – добрый, милый, очаровательный и замечательный» и т. п…)

Драматизация сюжета - «Ёжик и заяц»

 …Ёжик и Заяц были, как они сами считали очень хорошими друзьями. Однажды они встретились возле старой сосны. «Вот мы с тобой и снова встретились» - говорит при встрече Ёжик своему другу зайцу. «Да» - говорит Заяц. – «Долго же мы с тобой не виделись». А Ёжик в это время жевал яблоко.  «Дай – ка мне половинку яблока» - попросил Заяц. «На возьми» - поделился яблоком Ёжик со своим другим Зайцем. «Давай играть» - предложил Ёжик зайцу. «Давай» - согласился Заяц. И они стали бросать опавшие с сосны шишки – «Кто выше подбросит…» И вдруг попали прямо в старую ворону, которая сидела на ветке сосны. Им стало от этого очень весело и весело рассмеялись. А старая ворона тяжело вздохнула и сказала – «Какие невоспитанные!»

Л/д: Ребята, как Вы думаете, почему так сказала старая ворона?

        (потому что друзья Ёжик и Заяц были невежливыми…)

Л/д: Почему Вы так считаете? (потому что они даже не попросили у старой вороны

        прощения…)

Л/д: А как Вы считаете, а Ёжик и Заяц были ли настоящими друзьями? (нет…)

Л/д: Почему Вы так считаете? (потому что они даже друг с другом не были

        вежливыми)

Л/д: Почему Вы так думаете? (при встрече даже не поприветствовали друг друга)

Игра «Давайте поздороваемся»

(Л\д прилагает детям подобрать слава приветствия)

Рассказ о слове – «Здравствуйте». («Когда говорят: «Здравствуйте» - значит желают  

                                                               здоровья…)

Пальчиковая игра «Здрасьте, здрасьте!»

Игра «Соберем вежливые слова»

(Л/д прилагает собрать в лукошко вежливые слова и отправить, и подарить их друзьям Ёжику и Зайцу, что бы они перевоспитались – дети по очереди подходят к лукошку и «в него» вежливые слова… н/р, здравствуйте, добро пожаловать, извините, пожалуйста и др.)

Л/д: Ребята, а Вы были когда-нибудь, с кем-нибудь невежливы, и что из этого получилось, как вы вышли из этой нехорошей ситуации исправились, было ли вам стыдно за свой поступок, или повели себя как-нибудь по-другому, кто смелый и может рассказать нам своем поступке….

(дети рассказывают…, Л/д побуждает детей к рассуждению, обсуждению поступка своего друга…)

Самостоятельное творчество «Нарисуем вежливость»

(Л/д говорит детям, что «Старая ворона очень благодарит нас за то, что мы перевоспитали друзей Зайца и Ёжика и они, наконец - то стали воспитанными и вежливыми и даже извинились перед ней – чему она ни сказано рада. Ворона посылает нам краски и кисточки и просит, чтобы мы с вами попробовали изобразить вежливость – да интересно…, а давайте попробуем…) Дети рисуют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное развитие дошкольников через экологическое воспитание

В работе представлены: цели нравственного воспитания, критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе,направления работы воспитателя,(экологизация развивающей предметно...

Система работы по теме "Формирование познавательного интереса дошкольников через экологическое воспитание."

В своей системе работы я описываю трудности, которые испытывают дети при изучении окружающего мира: у детей очень низкая познавательная активность. делюсь с педагогами как я решаю эту проблему через э...

Развитие самосознания дошкольников через экологическое воспитание

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды – одна из важнейших....

статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологическое воспитание"

статья "Создание условий для успешной социализации дошкольников через экологичекое воспитаниие"...

Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание

Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию  работы экологического кружка...

Методы развития речи дошкольника, через экологическое воспитание.

Речь для человека является не только средством общения, но и залогом успешного обучения и в дальнейшем трудовой деятельности сегодняшнего дошкольника. Речь не является врожденной способностью человека...

Развиваем речь детей, через экологическое воспитание

С ранних лет природа родного края окружает ребенка, эмоционально воздействует на него, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Природа – неиссякаемый источник духовного и речевого обо...