Конспект НОД "Рассматривание картины "Весна" для детей младшей группы детского сада (3-4 года)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Клепикова Ольга Валерьевна

Предлагаю вам конспект по организации непрерывной образовательной деятельнсти в области "Речевое развитие" на тему "Рассматривание картины "Весна". Данный материал будет полезен воспитателям младшей группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassmatrivanie_kartiny_vesna.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект СОД по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Рассматривание картины «Весна»

Цель: продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, формировать умение  отвечать на вопросы по её содержанию, активизировать речь, обогащать словарь новыми словами

Интеграция образовательных областей:  "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие"

Задачи:

  1. Образовательные

- формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;

- уточнять и расширять словарь по теме «Весна», активизировать в речи новые слова «проталина», «капель», «мать-и-мачеха», «грачи».

- совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

  1. Развивающие

- развивать диалогическую речь; умение употреблять в речи новые слова;  умение внимательно слушать рассказ воспитателя по картине; развивать внимание, память

  1. Воспитательные

- воспитывать интерес к новым словам,  к познанию окружающего мира, любовь к природе

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательная

Предварительная работа: беседы с детьми о весне, наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов о весне, разгадывание загадок, рассматривание картин и иллюстраций.

Материалы и оборудование. Фланелеграф, демонстрационная картина из серии «Добро пожаловать в экологию» «Ранняя весна», картинки с изображением примет весны (грачей, проталинок, сосулек, первоцветов и т.д.)

Раздаточный материал.  Листы с изображением  солнышка на каждого ребенка

Ход СОД.

1.Организационный момент. 

Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель проводит ритуал приветствия:

Собрались все дети в круг

Я - твой друг, и ты – мой друг

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Давайте все улыбнёмся и поделимся хорошим настроением друг с другом и с нашими гостями. Поздоровайтесь с ними.

Воспитатель читает стихотворение:

Солнце пригревает,

Снег от солнца тает,

Травка вырастает.

Грач горластый прилетает.

Когда это бывает? (Дети отвечают).

Снег теперь уже не тот, -

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

                         С. Я. Маршак

Воспитатель: «О каком времени года говорится в этом стихотворении? (о весне). Конечно же о весне!»

Воспитатель: «Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи весеннее словечко».

Если на проталинке

Встал подснежник маленький,

Значит, к нам пришла она -

Долгожданная… (ВЕСНА)

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (МАРТ)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (АПРЕЛЬ)

И третий месяц вспоминай,

И называется он…(МАЙ)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовётся птица... (ГРАЧ)

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода,

Не обуешь валенки,

На снегу … (ПРОТАЛИНКИ)

На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые...(ПОДСНЕЖНИКИ).

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (КАПЕЛЬ)

Пальчиковая гимнастика «Луч»

Солнца луч скользнул в окошко.      Сжимают и разжимают пальцы

Я зажму его в ладошке.                      Соединяют обе руки в «замочек»

Аккуратно, чуть дыша,                       Смотрят в ладони, чуть приоткрыв их

Спрячу в ларчик малыша.                  Закрывают ладони и убирают руки на колени

И тихонько шаг за шагом                 Пальчики одной руки «шагают» по другой

Маме отнесу бродягу.                       Сжимают руки и вытягивают их вперёд

Воспитатель: Ребята! Давайте представим, что мы на полянке в весеннем лесу, и поиграем с мячом в игру «Семейка слов». Я буду всем по очереди кидать мячик и задавать вопрос, например: «День весной какой?» Вы мне возвращаете мячик и отвечаете: «Весенний».

- День весной какой? (весенний)

- Погода весной какая? (весенняя)

- Солнце весной какое? (весеннее)

- Цветы весной какие? (весенние)

- Настроение весной какое? (весеннее)

- Птицы весной поют песенку какую? (весеннюю)

- Ручейки весной какие? (весенние)

- Дождь весной какой? (весенний)

- Ветерок весной какой? (весенний)

- Подснежник весной какой? (весенний)

- Небо весной какое? (весеннее)

- Сосулька весной какая? (весенняя)

- Дерево весной какое (весеннее)

А теперь поиграем в игру «Назови ласково». Я называю слово, а вы его «жалеете» и называете ласково.

- солнце (солнышко)

- ручей (ручеёк)

- сосулька (сосулечка)

- проталина (проталинка)

- снег (снежок)

- гнездо (гнездышко)

- лужа (лужица)

- лист (листик)

- трава (травка)

- облако (облачко)

- луч (лучик)

- птица (птичка)

2. Основная часть.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Ранняя весна».

Вопросы к детям:

- Какое время года изображено на картине? (весна)

- По каким признакам вы догадались? (солнце ярко светит, греет; появились огромные лужи, текут ручьи и т. д.)

- Какие цветочки вы видите на проталинках (мать-и-мачеха)

- Какие птицы вьют гнезда на дереве (грачи)

- Что делают дети? (Дети гуляют рядом с детским садом)

- Посмотрите на девочку в красном пальто, что вы можете сказать о ней? (Девочка сорвала цветочки на проталинах, там где растаял снег)

- Почему растаял снег? (Солнышко ярко светит и греет, поэтому снег тает, появились проталины, побежали ручейки)

- Что делают мальчики? (Мальчик в полосатой шапочке пускает кораблик в ручейке, а второй смотрит на кораблик)

- Что делает девочка, которая сидит на скамейке? (Она держит в руках игрушку Петрушку)

Дети слушают рассказ воспитателя:

Наступила ранняя весна. Солнышко ярко светит и пригревает. Снег начал таять, появились проталинки, побежали ручейки.

Дети оделись и вышли на прогулку. Девочка Таня сорвала цветок, она принесет его в группу и поставит в воду, а девочка Маша взяла с собой на прогулку Петрушку и рассказывает ему о весне, она хочет сделать куличики из последнего снега.

Мальчики Ваня и Дима смастерили кораблик из бумаги и пускают его в ручейке. Детям интересно и весело на прогулке.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Весна»
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.     

(Потягивание)
 Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
(Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны)

Справа - первые цветочки появились на лужочке.
(Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
(Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Мы кораблик смастерили,

(Соединить ладони перед грудью)
В ручеёк пустить решили.

(Удаление сложенных ладоней вперёд от себя)
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!

(Машем ладонями, прощаясь с корабликом)
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
(Легкие подпрыгивания на месте)
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!

(Медленный вдох через нос и плавный выдох через нос)

3.Заключительная часть. 

Дети садятся за столы. Воспитатель читает стихотворение:

К нам весна шагает 
Быстрыми шагами, 
И сугробы тают 
Под её ногами.
Чёрные проталины 
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны. 

- Ребята! Скажите пожалуйста, какое у вас настроение с приходом весны? (радостное)

Работа с раздаточным материалом. 

У вас у каждого на столе изображение солнышка, но у солнышка нет лица. Давайте с помощью карандаша нарисуем «солнышкам» лица, в которых вы отразите своё настроение. Какие вы нарисовали лица - улыбающиеся или грустные? Почему? Потому что весной у всех хорошее настроение.

Ритуал приветствия:

Собрались все дети в круг

Я - твой друг, и ты – мой друг

Крепко за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Давайте все улыбнёмся и поделимся хорошим настроением друг с другом и с нашими гостями.

Стихотворение:

Солнце пригревает,

Снег от солнца тает,

Травка вырастает.

Грач горластый прилетает.

Когда это бывает?

Снег теперь уже не тот, -

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Игра «Доскажи весеннее словечко».

Пальчиковая гимнастика «Луч»

Ребята! Давайте представим, что мы на полянке в весеннем лесу, и поиграем в игру «Семейка слов». Я буду всем по очереди кидать мячик и задавать вопрос, например: «День весной какой?» Вы мне возвращаете мячик и отвечаете: «Весенний».

А теперь поиграем в игру «Назови ласково». Я называю слово, а вы его «жалеете» и называете ласково.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину «Ранняя весна».

Рассказ воспитателя:

Наступила ранняя весна. Солнышко ярко светит и пригревает. Снег начал таять, появились проталинки, побежали ручейки.

Дети оделись и вышли на прогулку. Девочка Таня сорвала цветок, она принесет его в группу и поставит в воду, а девочка Маша взяла с собой на прогулку Петрушку и рассказывает ему о весне, она хочет сделать куличики из последнего снега.

Мальчики Ваня и Дима смастерили кораблик из бумаги и пускают его в ручейке. Детям интересно и весело на прогулке.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Весна»
Стихотворение:

К нам весна шагает 
Быстрыми шагами, 
И сугробы тают 
Под её ногами.
Чёрные проталины 
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны. 

Игра «Доскажи весеннее словечко».

Если на проталинке

Встал подснежник маленький,

Значит, к нам пришла она -

Долгожданная… (ВЕСНА)

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц … (МАРТ)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется … (АПРЕЛЬ)

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода,

Не обуешь валенки,

На снегу … (ПРОТАЛИНКИ)

На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые...(ПОДСНЕЖНИКИ).

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (КАПЕЛЬ)

И третий месяц вспоминай,

И называется он…(МАЙ)

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовётся птица... (ГРАЧ)

Физкультминутка «Весна»
Всё проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.     

(Потягивание)
 Солнце греет всё теплей, на прогулку все скорей!
(Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в стороны)

Справа - первые цветочки появились на лужочке.
(Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Слева - быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
(Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Мы кораблик смастерили,

(Соединить ладони перед грудью)
В ручеёк пустить решили.

(Удаление сложенных ладоней вперёд от себя)
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!

(Машем ладонями, прощаясь с корабликом)
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
(Легкие подпрыгивания на месте)
Дышит свежестью земля, подышу «весной» и я!

(Медленный вдох через нос и плавный выдох через нос)

Пальчиковая гимнастика «Луч»

Солнца луч скользнул в окошко.      Сжимают и разжимают пальцы

Я зажму его в ладошке.                      Соединяют обе руки в «замочек»

Аккуратно, чуть дыша,                       Смотрят в ладони, чуть приоткрыв их

Спрячу в ларчик малыша.                  Закрывают ладони и убирают руки на колени

И тихонько шаг за шагом                 Пальчики одной руки «шагают» по другой

Маме отнесу бродягу.                       Сжимают руки и вытягивают их вперёд

«Семейка весенних слов»

Воспитатель говорит: «Ребята! Давайте представим, что мы на полянке в весеннем лесу, и поиграем в игру «Семейка слов». Я буду всем по очереди кидать мячик и задавать вопрос, например: «День весной какой?» Вы мне возвращаете мячик и отвечаете: «Весенний».

- День весной какой? (весенний)

- Погода весной какая? (весенняя)

- Солнце весной какое? (весеннее)

- Цветы весной какие? (весенние)

- Настроение весной какое? (весеннее)

- Птицы весной поют песенку какую? (весеннюю)

- Ручейки весной какие? (весенние)

- Дождь весной какой? (весенний)

- Ветерок весной какой? (весенний)

- Подснежник весной какой? (весенний)

- Небо весной какое? (весеннее)

- Сосулька весной какая? (весенняя)

- Дерево весной какое (весеннее)

«Назови ласково»

Воспитатель: «Ребята! Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Я называю слово, а вы его «жалеете» и называете ласково.

- солнце (солнышко)

- ручей (ручеёк)

- сосулька (сосулечка)

- проталина (проталинка)

- снег (снежок)

- гнездо (гнездышко)

- лужа (лужица)

- лист (листик)

- трава (травка)

- облако (облачко)

- луч (лучик)

- птица (птичка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Белоснежная зима" для детей младшей группы детского сада (3-4 года)

Предлагаю вам конспект по организации непрерывной образовательной деятельности в области "Художественно-эстетическое развитие" по рисованию на тему "Белоснежная зима". Данный консп...

Конспект НОД "Салют" для детей младшей группы детского сада (3-4 года)

Предлагаю вам конспект по организации непрерывной образовательной деятельности в области "Художественно-эстетическое развитие" по рисованию на тему "Салют". Данный конспектбудет по...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшей группы детского сада (3-4 года) ОО Познавательное рзвитие «Домашние животные и их детеныши»

Конспект непрерывной  образовательной деятельностидля детей младшей группы детского сада (3-4 года)«Домашние животные и их детеныши»Интеграция образовательных областей ФГОС ДО:  ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП "Незнайка" для детей второй младшей группы детского сада (3– 4 года)

ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений. Конспект  непрерывной образовательной  деятельности "Незнайка&qu...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) "Лесовичок и белочка" для детей второй младшей группы детского сада (3– 4 года)

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию(формирование элементарных математических представлений)"Лесовичок и белочка"для детей второй младшей ...

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) «Зайкины подарки» для детей второй младшей группы детского сада (3— 4 года)

Конспект НОД по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)«Зайкины подарки»для детей второй младшей группы детского сада (3— 4 года)...