Мини – проект «Наши любимые сказки»
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt_skazki_kazakova.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мини – проект

«Наши любимые сказки»

Воспитатель 1 категории                                                                                                                        Козлова О.М.

2018 год 

Название  мини-проекта «Наши любимые сказки»

Руководитель  мини-проекта – Козлова Ольга Михайловна

Возраст детей, на которых направлен проект: 6 лет

Направленность:  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Участники:  педагоги, дети, родители, музыкальный руководитель

Тип мини–проекта: педагогический, краткосрочный, творческий

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить…

Актуальность:

Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». 

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. 
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. 

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.                                                                                                   Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.                                                                                                                                   Цель:                                                                                                                                                          -  обобщить знания детей о прочитанных сказках,                                                                             - прививать любовь к русским народным и авторским сказкам и их героям.

Задачи:

Дети:

- создавать условия для детей, способствующие освоению сказок;

- закрепить и расширить знания детей о сказках;

- развивать творческие навыки, коммуникативные умения;

     - способствовать поддержанию традиции семейного  чтения;

- продолжать вовлекать детей, родителей   в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;

создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Родители:

  - создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- развитие совместного творчества родителей и детей;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Содержание проекта строится на принципах:

  Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

  Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

  Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

  Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

  Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

  Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

  Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

  Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

  Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

  Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

  Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

  Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

Предполагаемый результат:

- повысился интерес у дошкольников к художественной литературе, а именно к сказкам В. Г. Сутеева.

развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;          

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми

 Работая над проектом «Наши любимые  сказки", дети нашей группы полюбили сказки этого автора, и в семье у многих были приобретены книги В. Г. Сутеева.

Этапы реализации мини-проекта

Этапы

Формы работы

Сроки выполнения

Участники

1 этап. Организа-ционно – подготови-тельный

 

- Подбор книг, иллюстраций и мультфильмов по сказкам В. Г. Сутеева.

- Разработка сценария сказки – драматизации:                                                «Кто сказал «Мяу»

- Консультации  для родителей:

 «Воспитание сказкой»,                                 «Как рассказывать сказки»,                      «Сказки нужны детям»,

«Положи твое сердце у чтения»,

«Театральная деятельность в детском саду»

- Рекомендации родителям:                    «Сочиняйте сказки для детей!»

 - Опрос – анкетирование                           «Сказки  в жизни вашего ребенка»

 - Беседа с родителями:                     «Знакомство с проектом».

 - Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам).

 - Информация для родителей в папке – передвижке:                                               «Читайте  детям сказки »,

«Зачем  читать детям сказки на ночь»,

«День детской книги»                                                                

 - Пополнение картотеки  театрализованными играми, потешками, хороводными играми

 - Совместная творческая работа с детьми:                                           изготовить атрибуты для театрального уголка (маски, шляпы) 

 - Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

1-я

неделя

воспитатель

воспитатель, музыкальный руководитель

воспитатель

воспитатель

воспитатель

воспитатель, родители

воспитатель

воспитатель, родители

воспитатель, родители

воспитатель

воспитатель,

дети

родители

2 этап

Исследова-тельский

- Чтение сказок автора и просмотр мультфильмов с участием автора; знакомство с биографией и творчеством В. Г. Сутеева.

- Проведение продуктивной деятельности по сказкам В. Г. Сутеева: рисование героев из полюбившихся сказок, изготовление поделок, изготовление  атрибутов  для театрального уголка (маски, шляпы) 

- Постановка сказки-драматизации: «Кто сказал «Мяу»

- Выставка книг и в книжном уголке группы, по сказкам В. Г. Сутеева.

2-я неделя

воспитатель, дети

воспитатель, дети, родители

воспитатель, дети

воспитатель, дети,

родители

3 этап Заключи-тельный

- Итоговое занятие по сказкам В. Г. Сутеева:

 показ сказки «Кто сказал «Мяу» детям младшей  группы.

- Выставка детских работ по сказке В. Г. Сутеева.

3-я неделя

воспитатель, дети

воспитатель, дети, родители

Заключение

 Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития старших дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

 В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал,  как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

 У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

          Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

 Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Дерягина Л.Б. Театральная деятельность в ДОУ, Детство-Пресс, 2014 г.

Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика, под редакцией Полянской Л.И., Школьная пресса, 2010 г

Русские народные сказки под редакцией Волковой Т.С. , Лабиринт, 2015 г

Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.

 Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2007.

 Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с.

Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой мини-проект «Наши пернатые соседи»

Краткое содержание проекта:накопление информационной базы по теме «Зимующие птицы»;создание психологически комфортной для изучения среды;обогащение предметной среды активизирующим, игровым и дид...

МИНИ-ПРОЕКТ на тему: «Рисуем сказку». в рамках инновационного проекта: «Наше кино. Сделано в России».

Мы живем в современном мире, где нас всюду окружают инновационные технологии. Мы постоянно сталкиваемся с мультимедийными объектами- большую часть из которых занимает телевизионная система. Дети в дош...

Проект мини-музея "Моя любимая сказка"

Проект информационный,  творческий,  групповой, представляет организацию работы по воспитанию культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разо...

Мини-проект "Наши добрые сердца"

Мини-проект "Наши добрые сердца"...

Образовательный мини-проект «Наши пернатые соседи»

Образовательный  мини-проект  «Наши пернатые соседи»...

Мини-проект "Наши пернатые друзья"

Данный материал поможет познакомиить детей с зимующими птицами и поспособствует формированию заботливого отношения к природе...

Мини-проект "Наша Армия"

Цель: уточнение представлений детей о Российской Армии...