Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «По следам прошлого».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Николаева Екатерина Михайловна

Данное занятие дает представление детям о том, как возник из родной поселок Рыбная Слобода. Дети в игровой форме знакомятся с историей села. Кроме того задачами данного занятия являются  воспитание  у детей любви и гордости за свою малую Родину, воспитание патриотических чувств. Данное занятие входит в цикл занятий по проекту "Моя малая родина - Рыбная Слобода" . 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«По следам прошлого».

Подготовила Николаева Е.М.

Цель: дать детям представление о том, как возникла Рыбная Слобода

Задачи:

Образовательные: познакомить с историей возникновения поселка;

Воспитательные: воспитывать чувство восхищения красотой родного поселка, любовь и гордость за свою малую Родину;

воспитывать патриотические чувства

Развивающие: расширить словарный запас детей;

Закреплять умение детей составлять целостное предложение;

Оборудование: игрушка или рисунок мамонтенка, толковый словарь, изображение царя Ивана Грозного, изображение военной крепости.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Вы его узнали? Кто это?

Дети: Это мамонтенок.

Воспитатель: Да. Вы правы. Это действительно мамонтенок. А как вы считаете, для чего он к нам пришел? (ответы детей) Давайте же узнаем, что мамонтенок хочет нам рассказать.

Основной этап:

Упражнение «Закончи предложение»

Воспитатель: ребята, помогите мне закончить предложения: Мы живем на планете…(Земля). Наша страна называется …(Россия). Наша Республика называется… (Татарстан). Мы живем в селе … (Рыбная Слобода).  Наше село стоит на реке… (Кама).

Все верно. Мы живем в Рыбной Слободе. А скажите, что вы знаете о возникновении нашего села? (ответы детей)

Вы знаете, что очень много лет назад, в глубокую древность, на территории нашей республики были совсем другие природные условия. Мы не поверили бы свои глазам, увидев на берегу Камы и Волги таких животных, как слоны и носороги. Но в те далекие времена они обитали. Тогда климат был теплым. Как вы считаете, какие еще животные могли обитать? (дети называют животных жарких стран)

Но картина изменилась, наступил период сильного похолодания, Великое оледенение. В наших краях установился арктический холодный климат. Теплолюбивые растения и животные вымерли и вместо них появились мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи, песцы.

Прошли тысячелетия, климат снова стал меняться, наступило потепление. И около 100 тысяч лет назад на территории нашей республики стали появляться первые первобытные люди.

Наше село образовалось намного позже. В период завоевания царем России Иваном Грозным города Казани. Рыбная слобода создавалась как военные острог. Как вы понимаете слово острог? Давайте обратимся к нашему любимому словарю и проверим, правильно ли мы думаем? На какую букву будем искать? (постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 — 6 метров).

В ХVI веке здесь была построена крепость-сторожевая вышка. Около этой крепости возникло поселение пришлых свободных людей, жители которого занимались рыболовством и различными ремёслами. Это поселение из военного острога преобразовалось в промысловое, торговое село — Рыбную Слободу. Оно стало богатым, играло большую роль в производстве и торговле края.

Село Рыбная Слобода было царским селом, т.е. оно принадлежало царскому двору. Село было известно не только в России, но и далеко за её пределами своими ювелирными изделиями и великолепными кружевами. В Рыбной Слободе была хорошо развита архитектура. Купцы строили себе дома и лавки, развивались различные ремесла. Впоследствии в свободную слободу пришли рыбаки, и поэтому она получила название Рыбная Слобода. Здесь был богатейших царский запас рыбы. Отсюда рыбу в живом виде доставляли к царскому двору.

Физкультминутка: На берегу какой реки стоит Рыбная Слобода? (Камы). Все вы летом плаваете в Каме? Давайте немного сейчас немного поплаваем вместе:

- Встанем в кружочек и представим, что мы плывем в лодке. Гребем веслами, трогаем водичку.

- Какая вода? (прохладная, холодная, свежая, приятная)

- Если вода из Камы, то она какая?  (камская) Плывем дальше и любуемся видом села. Посмотрите направо, посмотрите налево. Скажите, какой у нас поселок? (Большой, красивый) Если много зелени, то какой? (Зеленый) Если много цветов? (цветущий). Если кругом чистота? (чистый). Если много приветливых жителей? (приветливый)

Мы покатались на лодке, а что еще модно делать на Каме? (купаться, рыбачить)

- Давайте покажем, как мы будем плавать. А как вы ловите рыбу? (имитация движений) Садитесь на места.

Упражнение «Собери предложение»

Сейчас я хочу проверить как вы запомнили наш разговор. Составьте правильно предложения из слов.

Рыбная, наш, Слобода, поселок  (Наш поселок – Рыбная Слобода)

Грозный, завоевал, царь, Иван, Казань, город (Царь Иван Грозный завоевал город Казань)

Стоит, на, берегу, Кама, реки, поселок (Поселок стоит на берегу реки Кама)

 Доставляли, из, рыбу, Рыбной Слободы, столу, к, царскому (Из Рыбной Слободы доставляли рыбу к царскому столу)

Наш, мы, поселок, любим (Мы любим наш поселок)

 Упражнение «Правда или вымысел».

Я вам буду зачитывать предложения, а вы должны подумать и сказать, правда, это или вымысел.

- В глубокую древность на территории нашей республики жили слоны и носороги. (да)

- Во времена великого похолодания теплолюбивые растения и животные вымерли и вместо них появились мамонты, шерстистые носороги, пещерные медведи, песцы (да)

- Царь Иван Грозный захватил Москву (нет)

- Рыбная слобода создавалась как военные острог (да)

- Село Рыбная Слобода было царским селом, т.е. оно принадлежало царскому двору (да)

- Село Рыбная Слобода находятся в Америке (нет)

- Рыбная Слобода стоит на берегу реки Волга (нет)

- В реке Кама водятся акулы (нет)

- Рыбу, выловленную в реке Кама доставляли к царскому столу (да)

Итог занятия:

Наше занятие подошло к концу. Давайте поблагодарим мамонтенка за такой интересный рассказ о том, как возникла наша Рыбная Слобода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в прошлое книги».

Цели: познакомить с историей книги и её созданием; рассказать об истории книги в разные времена в разных государствах; воспитывать бережное отношение к книгам. Развитие логического мышления, пам...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Моя мама» (подготовительная группа) Конспект по развитию речи Тема: «Моя мама» (подготовительная группа) Цель: Создать услов...