ознакомление дошкольников с творчеством уральского писателя Подкопытова Юрия Геориевича
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Конструкт беседы с детьми подготовительной группы "Ознакомление дошкольников с творчеством уральского писателя Подкопытова Юрия Георгиевича"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие речи25.9 КБ

Предварительный просмотр:

технологическая карта (конструкт) беседы  с детьми

Тема:«Ознакомление дошкольников с творчеством уральского писателя  Подкорытова Юрия Георгиевича»

Возрастная группа: подготовительная группа

Форма совместной деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Форма организации : групповая

Учебно-методический комплект: Подкорытов Ю. Г.Сказки из старинной шкатулки, Легенды Южного Урала (Сост. И. А. Кириллова). 

Оборудование  и материалы: : фотографии, биография писателя для детей Подкорытова Ю.Г., иллюстрации к произведениям уральских писателей: Малахитовая шкатулка (П. П. Бажова), Серая шейка Мамин-Сибиряк Д. Н., Мушкетер и фея Крапивин В. П.

Предварительная работа: знакомство детей с уральскими писателями и их произведениями (Бажов П. П., Мамин-Сибиряк Д. Н., Крапивин В. П.), рассматривание иллюстраций к произведениям, беседы по произведениям уральских писателей.

Словарная работа: ущелье, сторонушка, скала, Байкал, Тургояк.

Цель: познакомить детей с творчеством уральского писателя.

Задачи:

Обучающие:

- продолжать знакомить детей с творчеством уральских писателей;

- познакомить детей с творчеством уральского писателя Подкорытова Ю. Г.

- учить характеризовать биографию писателя, учить выражать свое отношение к положительным и отрицательным героям.

Воспитательные:

 - формировать интерес к творчеству уральских писателей;.

 - воспитывать патриотизм, любовь к богатой природе Урала;

Развивающие:

- развивать творчество, читательский интерес.

- развивать внимание при рассматривании книжных иллюстраций.

Планируемый результат:

  • закрепление  умения  замечать выразительные средства в тексте;
  • формирование умения отвечать на вопросы правильным и развернутым ответом;
  • обогащение словаря;
  • создание интереса к творчеству Подгопытова Ю.Г.;
  • формирование умения  подражать хорошим поступкам героев сказки.

Этап совместной деятельности

Организация совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Планируемый результат

Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте, девочки,

Здравствуйте, мальчики!

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем

Ни минутки не теряем.

Приветствует детей

Дети настроены на общение

Психологический настрой детей к совместной деятельности

Начало совместной деятельности

(мотивация, побуждение к деятельности).

Ребята, мы живем в очень большой стране, у нас две Родины. Назовите, пожалуйста, нашу большую Родину.

- Правильно, молодцы! А теперь назовите, пожалуйста, нашу малую Родину.

- А где находится наш город? (На Урале).

- Молодцы! Мы знаем очень много русских и зарубежных писателей, их книги, стихи, рассказы. Давайте вспомним их имена (К. Чуковский, А. Пушкин, Х. Андерсен, А. Барто и др).

Задает вопросы о большой и малой Родине.

Дети отвечают

Умение отвечать правильным развернутым ответом

Основная часть. Актуализация знаний.

- Сегодня наше занятие будет посвящено творчеству очень необычного человека.

- Посмотрите на стенд, столько много портретов! На предыдущих встречах, мы с вами знакомились с некоторыми из них. Кто помнит фамилии уральских писателей? А может кто-то вспомнит их произведения? - Я вам сейчас покажу иллюстрации из сказок и рассказов, а вам нужно сказать их название.

Выставляет на стенд портреты писателей.

Задает вопросы

Показывает иллюстрации из сказок: Малахитовая шкатулка (П. П. Бажова), Серая шейка Мамин-

Сибиряк Д. Н., Мушкетер и фея Крапивин В. П.

 

Рассматривают иллюстрации

Отвечают на поставленные вопросы

Актуализация знаний

Проблемный вопрос.

- Как вы думаете, а кто автор этого произведения?

- Ребята, открою вам секрет: с автором этого произведения, мы еще не знакомились.

Это иллюстрация к сказке «Дед Куделька и Огонь-Великан» уральского писателя Подкорытова Юрия Георгиевича. Именно с его творчеством мы сегодня познакомимся.

Задает проблемный вопрос

Показывает иллюстрацию к сказке «Дед Куделька и Огонь-Великан» Подкорытова Юрия Георгиевича

Дети предполагают, дают различные варианты ответов

Решают проблемный вопрос

Делают вывод

Ввод новых знаний.

Подкорытов Юрий Георгиевич - родился в 1934г, учился и жил в Пласте. Служил в армии, работал на Челябинском тракторном заводе, занимался в литературном объединении (т.е. профессионально не учился писательству)

Юрий Подкорытов писал стихи, рассказы, сказки, сценарии.Шли его спектакли в театре кукол: «Приключения котенка Миу», «Два Ивана – два великана», на телевидении шли детские программы по его сценариям. А ещё он перевел с немецкого языка сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

 Особое место в творчестве Юрия Георгиевича занимают книги о работе, производстве, мастерстве: «Дед Куделька и Огонь Великан», «Сказки о ремесле» и др. Впервые в Челябинске для малышей появились книги, где об очень серьезных вещах - заводах, шахтах, производстве металла - говорится понятно, интересно. Юрий Подкорытов совместно с металлургом В.Турбалом написал книгу «Сестра стальных великанов». Из нее маленькие читатели узнают, как работает домна, что такое профессия металлурга, рабочая династия. С Ю. Никитиным была написана книга «Шахта под солнцем» о добыче угля в Коркинском угольном разрезе.

Юрий Георгиевич соединяет сказы, притчи с совершенно реальными вещами, чтобы рассказать детям о большой и важной работе, настоящем мастерстве, людях-мастерах.

Один из главных героев его книг о труде и мастерстве - дед Куделька - мудрый, умелый старик, живой, с лукавой хитринкой. Ему противостоит Верхушка, который легко за все берется, но делает все кое-как, только смешит людей. Юрий Георгиевич хорошо знал башкирский фольклор и сам писал сказы, легенды – «Сказки из старинной шкатулки».

-А сейчас самое время отдохнуть.

Рассказывает биографию писателя

Внимательно слушают

Создание интереса к творчеству писателя

Физминутка

 «Головою 3 кивка».

 Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть (действия по тексту).

Показывает движения

Повторяют движения

Разгрузка

Основной этап совместной деятельности.

Планирование  деятельности.

 - Ребята, Юрий Георгиевич любил писать о природе. У него есть легенда об озере и называется она «Легенда о Туре и Гояк». Младший брат Байкала.

«Было это в давние-предавние времена. Уже обживали люди берега славного Байкала и не могли надивиться его красоте. А вода в нем была холодная и такая прозрачная, что в хорошую погоду всю жизнь озерную рассмотреть можно было. Широко оно раскинулось.

Жил на берегу озера прекрасный юноша. Звали его Тур. Решил смелый юноша отправиться в путь. Посмотреть на земли дальние, на красоты их взглянуть.

Долго ходил Тур по белому свету. В разных краях побывал.

Как ни хороши чужие края, а заскучал юноша по родному дому. И отправился Тур обратно в родную сторонушку.

Возвращался он домой. И пролегла его дорожка через Уральские горы.

Много пересек он рек и ущелий, и вот в одном из них встретил Тур девушку. Сидела она на камне у огромной скалы и плакала. Юноше стало жаль ее. Подошел он и спросил: «Как зовут тебя?» Девушка подняла лицо, и Тур увидел, как она была прекрасна, только глаза ее были печальны. Произнесла девушка имя свое, полетело оно высоко в горы и там отозвалось многократным эхом. «Гояк!» — прокричали горы. Таким звучным оно было! Девушка понравилась Туру, и решил он сделать все для нее, только бы высохли ее слезы, только бы она улыбнулась. Стал тогда расспрашивать он девушку: «Почему ты так горько плачешь? Чем могу я тебе помочь?» И Гояк поведала ему: «Когда-то я была весела и счастлива. Но злая колдунья, позавидовав моей молодости и здоровью, лишила меня зрения. И прозреют мои глаза только тогда, когда умоюсь я водой чистой и прозрачной, как слеза.

Знал Тур, где есть такая вода. Поспешил к родному озеру. Торопился он, шел прямо через топи болотные, сквозь леса дремучие, лез через горы неприступные. Не день и не два шел Тур. Много дней шел.

И вот он Байкал — голубая чаша с водой, которой нет чище и светлей во всем свете. Зачерпнул юноша полные ладони байкальской сини и поспешил к девушке. Труднее прежнего был его путь. Не останавливался он ни на минуту. Нес Тур воду, которая должна была вернуть девушке зрение и счастье. Берег он воду, осторожно нес ее.

Вот и знакомые горы, то самое ущелье. И снова юноша увидел Гояк.

Умылась девушка водой. И высохли слезы, прозрели глаза. Ушла печаль. Снова Гояк стала здоровой. Зазвучал в горах ее смех.

Навсегда остались вместе Тур и Гояк.

А когда девушка умывалась байкальской водой, упала одна капля на землю. И в том месте, где когда-то плакала Гояк, образовалось новое озеро с такой же холодной и чистой водой, какую принес Тур из Байкала для своей любимой.

Люди назвали его Тургояк — в память о славном юноше Туре и красавице Гояк.

И еще называют Тургояк младшим братом Байкала.

Читает сказку

Показывает иллюстрации к сказке

Слушают сказку

Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации в книге

Умение замечать выразительные средства в тексте

Закрепление интереса детей к творчеству писателя

Обогащение словаря

Итоговый

- Ребята, понравилась вам эта Легенда?

- Кто ее автор?

- А где родился и жил Юрий Георгиевич Подкорытов?

- Про что он писал в своих книгах?

- Молодцы. Вы сегодня хорошо поработали.

Оценивает ответы детей, поощряет высказывающихся

Оценивают высказывания друг друга, дополняют рассказы других детей

Умение анализировать свой рассказ и рассказы других детей

Создание интереса к

творчеству уральских писателей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УРАЛЬСКОГО ПИСАТЕЛЯ П. П. БАЖОВА

Цель данного проекта: Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в старшей коррекционной группе

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в старшей коррекционной группе...

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в подготовительной коррекционной группе

Перспективный план по ознакомлению детей с творчеством детских писателей и поэтов в подготовительной коррекционной группе...

Статья "Музыкальные сказки как средство ознакомления дошкольников с творчеством детских писателей"

Включение театрализованной музыкальной деятельности  в процесс знакомства дошкольников с творчеством детских писателей значительно повышает интерес детей к чтению, усиливает эмоциональное впечатл...

«Ознакомление дошкольников с творчеством писателя Исайя Калистра́товича Кала́шникова»

                            Знакомство детей с биографией,  народного писателя Бурятии Исайя  Калистра́тович...

Проект «Ознакомление дошкольников с творчеством поэтов и писателей Горного Алтая»

laquo;Ознакомление дошкольников с творчеством поэтов и писателей Горного Алтая»...