Конспект занятия в подготовительной группе "Ознакомление дошкольников с творчеством тувинских писателей"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Донгак Чечек Дуран-ооловна

Ознакмление дошкольников с творчеством тувинских писателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №20 г. Кызыла Республики Тыва

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Ознакомление дошкольников с творчеством тувинских писателей»

Составила: воспитатель

Донгак Чечек Дуран-ооловна

Кызыл 2015

Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Ознакомление дошкольников с творчеством тувинских писателей»

Цель: познакомить детей с творчеством тувинских писателей.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с творчеством тувинских писателей;

- познакомить детей с творчеством тувинского детского писателя Ч. Кара-Куске;

- учить характеризовать биографию писателя, учить выражать свое отношение к положительным и отрицательным героям.

Развивающие:

- развивать творчество, читательский интерес.

- развивать внимание при рассматривании книжных иллюстраций.

Воспитательные:

- формировать интерес к тувинской литературе.

Материалы: фотографии, биографии писателей, ноутбук, презентация по творчеству Ч. Кара-Куске, книги для детей Ч. Кара-Куске.

Методические приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, презентации.

Предварительная работа: знакомство детей с тувинскими писателями и их произведениями (Э. Мижит, А. Даржай, Е. Танова, С. Сурун-оол, М. Кенин-Лопсан, М. Хадаханэ, Л.Чадамба).

Ход занятия:

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте, девочки,

Здравствуйте, мальчики!

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем

Ни минутки не теряем.

2.Основная часть.

- Ребята, мы живем в очень большой стране, у нас две Родины. Назовите, пожалуйста, нашу большую Родину.

- Россия.

- Правильно, молодцы! А теперь назовите, пожалуйста, нашу малую Родину.

- Тува.

 - Молодцы! Мы знаем очень много русских и зарубежных писателей, их книги, стихи, рассказы. Давайте вспомним их имена (К. Чуковский, А. Пушкин, Х. Андерсен, А. Барто и др).

 - Сегодня наше занятие будет посвящено творчеству очень необычных людей. Посмотрите, вокруг столько много фотографий висят!   Мы начнем знакомство с творчеством наших тувинских писателей. Прежде чем мы начнем знакомиться, давайте вспомним, кто такой писатель, чем он занимается.

Ответы детей. Писатель – это человек, который сочиняет и пишет рассказы, стихи, сказки (произведения).

- А сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством тувинских писателей. Наши дети подготовили для нас небольшие рассказы про наших писателей. Давайте внимательно послушаем их.

Тарулин Максим: Леонид  Борандаевич Чадамба – тувинский поэт, детский писатель и переводчик. Он автор первых тувинских учебников, создатель первого тувинского букваря «Ужуглел». Я Вам сегодня расскажу его стихотворение «Крылатая юность Тувы»:

Саяны! Пропойте мелодию лета,

Пусть песня взлетает орлом к облакам,

Пусть память надежд и горячего света

Звенит над Тувой, как в руках чадаган.

Сербегешева Дарья: Монгуш Борахович Кенин-Лопсан – народный писатель Республики Тыва, президент тувинских шаманов. Он научился писать свое имя на снегу. Он написал очень много книг. Например, «Большой путь», «Буян-Бадыргы», «Девушка исчезла». Я сегодня Вам прочту его стихотворение «Голоса»:

Много есть на свете голосов:

Голос есть у рек и у лесов,

Страшен бури голос грозовой

Есть у волка голос Жуткий вой.

Чей же голос в мире всех слышней?

Чей же голос в мире всех главней?

Будь его достоин: это твой

Голос человеческий живой!

Палагута Арина: Екатерина Танова «Песня о родном городе»:

Много песен о городах –

Сердцу милых любимых местах,

И мой город, родной Кызыл,

Лучшей песни достоин ты.

Пусть звучат и мои слова

Нежной гордостью за тебя.

Разноцветье Саян окружает тебя

Улуг-Хем – Енисей умывает тебя

Мой любимый Кызыл!

Моя песня Кызыл!

Севелей Айхана: Мария Хадаханэ

Сибирский простор, вековая тайга

Лишь волчьи следы да оленьи рога

Куда не пойду, обойду весь свет

Но края на свете прекраснее нет!

Куулар Дамир: Александр Даржай – известный тувинский писатель, поэт. У него очень много стихов и рассказов. Его первая книга «Торээн черим». За хорошие достижения его наградили разными медалями. Я Вам сегодня расскажу его стихотворение:

В этот мир огромный – мир степей широких,

Рек неудержимых, гор – до звезд высоких,

В мир сердец открытых, в мир любви и света

Из тебя я вышел. И тебе за это

Кланяюсь я низко, старенькая юрта.

Ооржак Амина: Эдуард Мижит – поэт, переводчик. Написал 7 книг. Например, «Осколки (Бузундулар)», «Огоньки сквозь туман», «Простые строки». Я Вам сегодня расскажу его стихотворение «Чодураалар»:

Манган ак-ак чалгыннарын херип, чайып,

Бар шаа-биле дээрже чуткуп ужуп унген

Чечен тоолда дангына куш коруп каан дег,

Чечектелген чодурааны кайгап тур мен.

Дажы-Даваа Тимуджин: Салим Сурун-оол «Синие горы»:

Рожден я среди синих гор

В горах я рос

Где был на диво молчалив

любой отрог

Мальчишкой я сарлыков пас

и горныхкоз, -

Здесь между скал,

я подрастал

что козерог.

- Молодцы, ребята! Оказывается, наши дети очень много знают о наших писателях. А теперь давайте немножко разминаемся с вами.

Физкультминутка. «Арбай-хоор»

Матпаадыр паштаныр,

Бажы-Курлуг бажын тудар,

Ортаа-Мерген от салыр,

Уваа-Шээжен уруктаар,

Бичии-Боовей буурек чиир.

Арбай-хоор,

Арбай-хоор.

Кып-кыры,

Оп-ожун,

Чап-чарын,

Тас колдук,

Кижиргенчиг колдуктар.

- Давайте продолжим наше занятие. А сейчас я вас познакомлю с знаменитым детским писателем Тувы Чооду Кунзековичем Кара-Куске.

Презентация и рассказ воспитателя.

Писатель Чооду Кара-Куске известен как автор самых популярных песен Тувы. На его слова написали музыку почти все прославленные композиторы А. Чыргал-оол («Чыжырганам чаагай» – «Как вкусна моя облепиха»), Р. Кенденбиль, С. Базыр-оол («Ам бир катап дыңназа» – «Услышать бы хоть раз», «Итпиктиң ырызы» – «Песня птицы удод»), А. Танов («Анайларым» – «Мои козлята», «Бистиң Ленин» – «Наш Ленин», «Долаана», «Шайывыс» – «Наш чай»), В. Танов («Аныяк хойжулар ырызы» – «Песня молодых овцеводов»), А. Хомушку («Кызылым сен» – «Ты мой Кызыл»), В. Серен, К. Баазан-оол («Самоледум» – «Мой самолет»), С. Бадра («Тожуларым» – «Тоджинцы мои»), Бегзи Каадыр-оол («Хүннээрегим, чайнап кел» – «Заблистай, мой солцепек»), Дамба-Доржу Сат («Эзир-Кара – эки аъдым» – «Как хорош мой Эзир-Кара») и многие др.

Сейчас я вам прочту его стихотворение «Если бы сны продавались»:

Хочешь сказку увидать?

Или правду увидать? –

Покупай в кино билеты.

Ах, какая благодать!

Захотел – сходил в буфет,

Захотел – купил конфет,

или пряников в пакет.

Только сны не продаются,

их нигде в продаже нет.

Мама снова гонит спать.

Папа грозно: «Марш, в кровать!»

Как заснуть ребенок может,

если сон ушел гулять?

Ходит ветер по траве,

бродят мысли в голове..

Если сон бы мне купили,

я б заснул в минуты две.

…Вот включился первый сон.

Вижу облако, как слон.

Я сажусь верхом скорее,

говорю: «Бери в разгон!»

Сколько снов! Таких! Сяких!

Этот – весел, этот – тих.

Друг на друга не похожи,

как вершины гор моих.

А еще бывают сны

удивительной длины –

приключения и сказки

до утра тебе видны.

Захожу я в магазин:

«Дайте сон, да не один..»

Не кричали б мама с папой:

«Засыпай скорее, сын!»

Я  всю ночь во сне летал,

я б веселым утром встал,

я б сестренкам и братишкам

и соседским ребятишкам

сон, как сказку, рассказал.

3. Итог занятия.

- Ребята, а что вы интересного узнали на сегодняшнем занятии?

Ответы детей. (О тувинских писателях, об их жизни, об их стихах, книгах и др.)

- Вспомните, пожалуйста, их имена (можно названия книг, стихов). Молодцы! А с каким писателем я вас сегодня познакомила?

- Чооду Кара-Куске.

- Понравилась ли вам стихотворение «Если бы сны продавлись?»

- Ребята, а ведь мы тоже знаем его песни. Давайте, мы с Вами споем песенку Ч. Кара-куске «Итпиктин ырызы(песня птицы удод)»:

Иштик чернин дыттарынга

Итпик уну чангыланган:

«Итпек, хойтпак, бит-бит-бит,

Арбыдазын, бит-бит-бит,

Иштим-хырным, бит-бит-бит,

Амыразын, бит-бит-бит!»

Чайны, хунну мактаан итпик

Чалгаа чокка салып орган:

«Чайлагларнын, бит-бит-бит,

Чаагайын, бит-бит-бит,

Чаштар ойнаан, бит-бит-бит,

Чараштарын, бит-бит-бит!»

Делегейге монге чайны

Демги итпик йорээгилээн:

«Хар-даа,кыш-даа, бит-бит-бит,

Хайыы турзун, бит-бит-бит,

Хамык бойдус, бит-бит-бит,

Каас болзун, бит-бит-бит!»

- Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по Художественному творчеству (нетрадиционная техника рисования: кляксография) Тема: «Осеннее дерево»

Цель:  Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники                рисования «кляксография» Задачи:...

Конспект занятия в подготовительной группе по Художественному творчеству (нетрадиционная техника рисования: кляксография) Тема: «Осеннее дерево»

Цель:  Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники               рисования «кляксография»Задачи:  -  развивать цветовосприятие, ч...

Конспект занятия в подготовительной группе по художественному творчеству

Конспект занятия в подготовительной  группе по художественному творчеству      Рисование декоративное по мотивам  кружевоплетения«Морозные узоры»...

ознакомление дошкольников с творчеством уральского писателя Подкопытова Юрия Геориевича

Конструкт беседы с детьми подготовительной группы "Ознакомление дошкольников с творчеством уральского писателя Подкопытова Юрия Георгиевича"...

Конспект занятия по ознакомлению с биографией и творчеством писателя В. И. Даля. Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик - годовик»

              Развивать монологическую и диалогическую речь детей; учить детей отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ; побуждать детей с интересом, ...