Главные вкладки

    Тема: «Сюжетные картины как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
    статья по развитию речи на тему

    Суфьянова Елена Ивановна

    Анализ научной литературы по проблеме обучения дошкольников связной речи (устной и письменной) показывает, что эта проблема за­нимает видное место в исследованиях.

    Изучение развития связной речи по серии сюжетных картин пред­полагает прежде всего выявление особенностей восприятия картин дошкольниками.

    В методике развития речи старших дошкольников проведено много исследований, посвященных формированию повествовательной речи, в том числе с широким использованием средств наглядности, однако уделялось мало внимания развитию повествования с использованием серий сюжетных картин.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.odt21.53 КБ

    Предварительный просмотр:

     Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.

    Актуальность исследуемой проблемы обусловлена рядом факторов:

    - социальным заказом на развитие связной речи у детей дошкольного возраста;

    - необходимостью совершенствования качества работы педагогов по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста путем создания специальных педагогический условий в ДОУ.

    Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина.

    Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др.Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов и другие считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

    3

     

    В процессе исследования проблемы развития связной речи у старших дошкольников возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях ДОУ.

    Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему нашего исследования, которая заключается в поиске педагогических условий, обеспечивающих развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

    Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

    4

    Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный педагогический опыт "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры".

    Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности . В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У него начинает формироваться определенное отношение к ...

    Кружок по теме: «Театрализованная деятельность по развитию связной речи детей дошкольного возраста»

    Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.Участвуя в ней дети  знакомятся с окружающим миром через образы,краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют ребят думат...

    Методические разработки Рассказывание по сюжетным картинам как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста

    Методические разработкиРассказывание по сюжетным картинам как средство развитие связной речи детей дошкольного возраста...

    Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

    Доклад на тему: «Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

    Доклад на тему «Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей»

    laquo;Использование предметных картинок и сюжетных картин в развитии связной речи детей»Первые три года жизни – это период интенсивного физического и психологического развития детей....

    Опыт работы по теме: "Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

    Обобщенный опыт работы с детьми второй младшей группы,используя в педагогической деятельности мнемотехнику как средство развития связной речи....

    Статья для родителей на тему: «Роль родителей в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

    Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, ...