Конспект НОД "Сбор урожая"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Чернова Юлия Сергеевна

Обобщение и закрепление ранеепройденного материала по темам "осень, овощи и фрукты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbor_urozhaya.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конспект НОД для среднего возраста «Сбор урожая»

Воспитатель:     Приходи   к  нам, осень  в  гости!(сл1 Оля)

                        Принеси рябины гроздья,

                        Меда сладкого, густого,

                        Связку лука золотого,

                        Яблок спелых и румяных,

                        Кабачков  и баклажанов.

                        Собери плоды с полей,

                        Их для нас не пожалей,

                        Любим мы твои дары.

                        Нет в году щедрей поры!

Воспитатель: Какие признаки осени знаете? Какой сейчас месяц? А какие ещё осенние месяца вы знаете?(сл2Таня)

Посмотрите на экран,  что вы видите (фрукты и овощи) (сл3 Оля)

Воспитатель: что нам даёт осень (грибы в лесу, в саду фрукты, в огороде овощи)

Воспитатель: как одним словом назовём фрукты и овощи? (урожай).(сл4 Оля)

Воспитатель: скажите, а что такое овощи- откуда они к нам пришли (овощи-это плоды растений, его съедобная часть) Человек сажает рассаду или семена овощей в землю- ухаживает, рыхлит землю, поливает и осенью собирает урожай овощей. как овощи растут? Только на поверхности земли? Под землёй (корнеплоды)(сл5 Таня)

Воспитатель: что такое фрукты, откуда они к нам пришли? Фрукты- сладкий, сочный плод, растущий на деревьях и кустах.(сл6 Таня)

Воспитатель: что общего у овощей и фруктов? - это плоды, они очень полезные.

Воспитатель: что полезного есть в овощах и фруктах (витамины)

Воспитатель: так как на улице осень- солнышко мы видим всё реже, и по этому само солнышко решило прийти к нам в гости, но не просто так, на каждом своём лучике она принесла вам задания.(сл7Оля)

1. Игра «Волшебная корзина» (первый лучик) По 6 человек с каждой группы, выходят по очереди.

Воспитатель открывает первый лучик( читает задание)

- Вы достаёте предмет  из корзины, с завязанными глазами, рассказываете что это, какой формы, какого цвета, где растёт (огурец, помидор, перец, картофель, чеснок,

лук, морковь, кабачок, яблоко, груша, виноград, слива).

2.Игра «Весёлый мячик»  (второй лучик) (Таня) По 6 человек с каждой группы, выходят по очереди.

Назовите ласково: огурец-огурчик, помидор-помидорчик, тыква-тыковка,

морковь - морковочка, чеснок-чесночок, лук-лучок, картошка - картошечка,

яблоко-яблочко, лимон-лимончик,  вишня-вишенка, апельсин-апельсинчик,

мандарин-мандаринчик,

Молодцы.

3.Игра «  Загадки».

1. На припеке у пеньков много тонких стебельков,

    Каждый тонкий стебелек держит красный огонек,

    Разгребаем  стебельки -  собираем огоньки. ( Земляника)

2.Заставит плакать всех вокруг,

   Хоть он и не драчун, а…( Лук)

3.К нам приехали с бахчи

   Полосатые мячи. ( Арбузы)

4.Лоскуток на лоскутке – зеленые заплатки,

   Целый день на животе нежится на грядке. ( Капуста)

5. Как на нашей грядке

    Выросли загадки

  Сочные да крупные, вот такие круглые.

  Летом зеленеют, осенью краснеют. ( Помидоры)

6.Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

   Вкусен и сырой. Кто же я такой? ( Огурец)

7. Расту в земле на грядке я,

    Красная, длинная, сладкая. ( Морковь)

8. Выкопали из земли, жарили, варили.

     И тушили, и пекли. Ели да хвалили. ( Картошка)

  Неказиста, шишковата,

   А  придет на стол она,

   Скажут весело ребята:

   « Ну, рассыпчата, вкусна!» ( Картошка)

9.Я румяную Матрешку от подруг не  оторву,

      Подожду,  когда  Матрешка  упадет сама в траву. ( Яблоко)

 Воспитатель открываем лучик. Солнышко предлагает нам немного поиграть. Давайте встанем.

Встали, идём собирать урожай

В огород пойдём - урожай соберем,

Мы морковки натаскаем (таскают)

И картошку накопаем (копают)

Срежем мы качан капусты (срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный (показывают руками 3 раза)

Щавеля нарвём немножко (рвут)

И вернёмся по дорожке (маршируют)

4.Игра «Пятый лишний»Оля)

Я повесила изображения в определённом порядке. Запомните, закройте глаза. Я уберу одно изображение овощей и фруктов. Нужно угадать что убрали.

5.Игра «Что получится»(Таня)

Воспитатель: (задание с пятого лучика)  я буду называть вам  слова: сок(, суп, салат, а вы говорить, что из него можно приготовить.

Сок из: морковки-какой? Капусты, свеклы, яблока, лимона, винограда, абрикосов, граната, груши, тыквы, помидор?

Варенье из: яблок, вишни, груши, малины, клубники, персика, сливы

Суп из: гороха, картофеля, из лука, свеклы?

Салат из :огурцов (огуречный)

    А сейчас мы с вами попробуем приготовить два салата овощной и фруктовый. Нам нужны помощники. Оденем фартуки, протрём руки влажной салфеткой, вспомним, что ножом нужно пользоваться аккуратно, чтобы не пораниться. Порежем  овощи и фрукты, нанижем на шпажки и попробуем что у нас получилось. Попробуйте приготовить дома вместе с мамой дома.

Ну а теперь скажем солнышку большое спасибо, что оно пришло к нам в гости. Вспомним о чём мы говорили, что такое фрукты и овощи, откуда они к нам пришли?

 Большое всем спасибо.

Богатый урожай

Жили-были трудолюбивые ребята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя – в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда. А Костя урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожайстали поедать ненасытные гусеницы. А к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Ребята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

• О ком этот рассказ?

• Где любил работать Ваня? Как его можно назвать? (Садовод).

• А где любил работать Костя? А как его можно назвать? (Огородник).

• Что выращивал в саду Ваня? (груши и виноград)

• А что выращивал в огороде Костя? (горох и огурцы)

• Кто помешал Ване (галки) А кто Косте? (гусеницы)

• Как можно назвать гусениц и галок? (Вредители огорода, сада).

• Кто помог Косте избавиться от гусениц? (птицы)

• А что сделал Ваня, чтобы отпугнуть галок? (пугало)

• Чему радовались трудолюбивые дети в конце лета? (богатому урожаю)

В: Давайте еще раз повторим: где растут фрукты?

Д: Фрукты растут на дереве, в саду.

В: Где растут овощи?

Д: Овощи растут на грядке, в огороде.

В: У одних овощей мы едим "вершки", а у других "корешки" Сейчас мы проверим, как вы знаете вершки и корешки. Я вам показываю овощ, ваша задача назвать его и определить, что мы у него кушаем вершок или корешок.

Воспитатель показывает овощи (помидор, морковь, лук, горох, свекла). Дети отвечают.

В: Ребята, как вы думаете, чем полезны овощи и фрукты?

Д: Овощи и фрукты содержат витамины.

В: Что такое витамины?

Воспитатель, выслушав ответы детей, делает вывод, что витамины - это вещества, которые необходимы нам для здоровья и бодрости.

В: Какие витамины вы знаете?

Д: ответы детей (А,В,С)

В: Посмотрите пожалуйста на плакат и назовите в каких фруктах и овощах содержатся эти витамины.

В: Назовите овощи и фрукты в которых содержится витамин А?

Д: Витамин А содержится в моркови, гранате, помидоре, перце, редисе.

В: Назовите овощи и фрукты в которых содержится витамин В?

Д: Витамин Б содержится в огурце, кабачке, киви.

В: Назовите овощи и фрукты, в которых содержится витамин С?

Д:: Витамин С содержится в апельсине, мандарине, лимоне, грейпфруте.

В: Почему надо есть овощи и фрукты?

Выслушав ответы детей, воспитатель делает вывод, овощи и фрукты надо кушать, чтобы быть здоровыми, сильными и крепкими; чтобы щечки были румяными, волосы густыми и шелковистыми; глазки блестели и хорошо видели; зубы крепкие, без кариеса, синяков под глазами не будет. Молодцы! И с этим заданием вы справились.

В:Где можно купить овощи и фрукты?

Д: Овощи и фрукты можно купить на рынке, в магазине.

В: Фрукты и овощи мы едим не только сырые, но и готовим из них много всего вкусного. Что можно приготовить из овощей и фруктов?

В: Какой суп можно приготовить из картофеля? Гороха? Фасоли?

Д: Картофельный, гороховый, фасолевый.

В: Ребята, а вы любите сок? Света, какой сок у тебя самый любимый?

В: На картинке вы видите разные соки, давайте назовем их.

Д: Яблочный, грушевый, свекольный, апельсиновый, банановый, ананасовый.

В: Назовите мне овощной сок?

Д: Свекольный.

педагог читает стихотворение

Осень! Cладкий запах яблок,

Небывалый урожай,

Много их под сенью яблонь,

Наклоняйся, собирай.

Детки яблони довольны,

Низко ветки свесились,

Деткам яблони не больно,

Близко падать, весело.

И рассыпались ковром,

Не пройти по саду,

Яблоня своим добром,

Поделиться рада.

Л. Дунай

Воспитатель говорит детям, сегодня я вам хочу показать новую картину. Ставит картину на мольберт

(На картине изображено, как дети и взрослые собирают яблоки, дает детям возможность рассмотреть ее, дети должны сидеть поближе к картине). Интересуется, все ли понятно, и, есть ли у вас вопросы.

Как бы вы назвали эту картину? – спрашивает воспитатель и выслушивает ответы детей.

– Какое время года и время суток изобразил художник?

- Как об этом сказать одной фразой?

-Верно, художник изобразил осенний день, где взрослые и дети собирают урожай яблок.

-Но как вы догадались, что на картине день? (На улице светло)

-А почему вы решили, что день осенний? (Листья на деревьях частично пожелтели, яблоки созрели)

-Какой осенний день на этой картине? (Теплый, солнечный).

- В теплый солнечный день особенно хорошо вокруг. А как это отображено на картине?

(Чистое голубое небо, светит солнышко).

а какие фрукты собирают ребята?

яблоки

игра «один много»

у меня одно яблоко

а у вас много…. яблок

у меня одно дерево а

у вас много …. деревьев

Ребята, а как называется, дерево на котором растут яблоки? Кто знает?

Дерево, на котором растут яблоки, называется яблоня,

а сейчас мы отдохнем

Физ. минутка.

Вот так яблоко!

(Встали)

Оно

(Руки в стороны)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой)

Вот так яблоко!

(Встали)

Оно

(Руки в стороны)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс)

Мы с вами рассмотрели картину, а теперь будем учиться составлять интересные рассказы по ней, - завершает педагог эту часть занятия. - Очень важно

1. начать рассказ с названия картины

2. сказать о погоде на картине

3. указать, какое время суток изображено на картине

4. какое время года изображено

5. что делают ребята на картине

А давайте, пофантазируем:

мы будем вдыхать носом воздух, а выдыхать его ртом, и попробуем уловить аромат яблок в осеннем саду.

Ребенок делает вдох носом – выдох ртом.

Далее напоминает, что мы уже учились составлять план рассказа, мысленно разбив картину на законченные части.

«И так, кто о чем будет рассказывать и в какой последовательности?» - спрашивает педагог. Он одобряет ответы с краткими названиями пунктов плана. Затем подводит итог:

-Мы решили, что назвать рассказ можно так«Сбор осеннего урожая». Далее мы будем рассказывать об осенней природе (выслушивает ответы, задает уточняющие вопросы). В заключении воспитатель дает свой образец рассказа: Картина называется «Яблочки созрели» на улице теплый день. Чистое голубое небо и легкое кружево золотистой листвы радуют глаз. На улице много взрослых и детей, которые помогают собирать яблоки взрослым, радуясь хорошему дню».

А теперь я хочу услышать ваши рассказы

пальчиковая гимнастика

«Фрукты»

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла.

(Хлопаем в ладоши)

Яблоки душистые,

Персики пушистые,

Груши золотистые

(Загибаем пальцы левой руки с указательного по безымянный).

осень принесла.

(Протягиваем руки вперед ладонями вверх).

Повтор упражнения другой рукой.

игра «Найди одинаковые яблоки и раскрась их».

(дети выполняют задание)

Ребята, что запомнилось на занятии, что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Урожай с огорода"

Конспект НОД по экологическому образованию, образовательная область «Познание» для старшего дошкольного возраста ТЕМА: «Урожай с огорода»...

Конспект НОД «Урожай в саду»

- обогащение словаря (познакомить детей с новыми словами :- развитие артикуляционного аппарата, стимуляция речевых центров головы, развитие мелкой моторики рук;- воспитание интереса и любви к художест...

Конспект занятия "Урожай собирай". Средняя группа 13.10.2015г.

Открытая образовательная деятельность. Провела Анохина М.Н. 13.10.2015г.Приглашали детей гр.№ 6 и педагогов.Цель: Знакомить детей с обобщающим понятием овощи. Знакомить детей с цветом, формой и вкусом...

конспект "Сбор урожая"

конспект ФИЗО...

Конспект «Осенний урожай» (аппликация)

Учить детей создавать композицию из изображений овощей и фруктов, выполненных на цветной бумаге....