Дидактические игры по развитию речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Федотова Валентина Андреевна

Методическая копилка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_1_kurs_.docx107.11 КБ
Файл didakticheskie_igry_1_kurs_.docx107.11 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

по развитию звуковой культуры речи.

Младшая группа.

  1. Игра: «Бабочка-путешественница».

Цель игры: развитие фонематического слуха, речевого дыхания; закрепление правильного произношения звуков, слов.

Ход игры: дети встают в круг, воспитатель раздает им бабочки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», - и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие бабочки. Повтор игры 5-6 раз.

Источник: интернет

  1. Игра: «Звенят колокольчики».

Цель игры: научить ребенка говорить голосом разной силы: то тихо, то громко.

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель показывает им большой или маленький колокольчик, дети в этот момент должны громко или тихо произнести: «Динь, динь, динь».

Источник: интернет.

  1. Игра: «Лошадка».

Цель игры: научить ребенка управлять своими органами артикуляции. Артикуляционные движения выполняются в медленном темпе. Необходимо удерживать язык в определенной позе 3-5 секунд.

Ход игры: дети должны приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому небу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Ребята должны цокать то медленно, то увеличивая темп.

Источник: интернет

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d99da42f34046e7673f667a9674707df&n=33&h=190&w=216

  1. Игра: «Прятки».

Цель игры: научить ребенка управлять органами своими органами артикуляции.

Ход игры: дети должны улыбнуться, открыть рот, положить

 широкий расслабленный язык за нижние зубы – «язычок

спрятался». Упражнение повторяется 3-5 раз.              

Источник: интернет

Средняя группа

  1. Игра: «Пусти пароход в путешествие» .

Цель игры:  развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания; закрепление правильного произношения звуков, слов.

 Ход  игры:  ванночка до половины заполнена водой.      Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на пароход так, чтобы он доплыл с одного «берега» до другого.

Источник: интернет

  1. Игра: «Карусели».

Цель игры:  научить ребенка говорить голосом разной  

  силы: то тихо, то громко.

Ход игры:  встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки

  и идите по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели (идите и говорите в медленном  темпе).

А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает).

Все бегом, бегом, бегом (двигайтесь и говорите в     быстром темпе).

Тише, тише, не спешите (темп постепенно замедляется).

Карусель остановите ( идите и говорите в медленном темпе).

Источник: интернет

  1. Игра: «Чистим зубки».

Цель игры: научить ребенка управлять своими органами артикуляции.

Ход игры:  дети должны открыть рот, широким кончиком  погладить нижние резцы с внутренней стороны. Движение выполняются вверх-вниз под счет « раз-два, раз-два…»

Источник: интернет


http://lazurc30.ru/wp-content/uploads/2015/07/44047_original1.jpg

  1. Игра: «Маленькие музыканты».

Цель игры: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания; закрепление правильного произношения звуков, слов.

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель говорит, что сегодня они станут артистами и будут играть на дудочке. Дети повторяют звукосочетание 2-3 раза. Теперь  подготовимся к выступлению: надуваем щёчки и скажем: «Ду-ду-ду».

Старшая и подготовительная группа.

  1. Игра: «Скажи, как я».

Цель игры: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания;  закрепление  правильного произношения звуков, слов; тренировка в различении твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

 Ход игры: воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.

Источник: интернет

  1. Игра: «Назови слова».

Цель игры: закрепление  правильного произношения звуков, слов; тренировка в различении твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

Ход игры: воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка. В конце игры определяется победитель.

Источник: интернет

  1. Игра: «Назови звук ».

Цель игры: закрепление  правильного произношения звуков, слов; тренировка в различении твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

Ход игры: воспитатель называет слова и выделяет в них один звук. Он произносит его громче или дольше. Дети должны повторить только этот звук. Например, «матрррешка», ребенок должен сказать: «рь»; «молллоко» - «л». Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.

Источник: интернет        

  1. Игра: «Найди свой домик».

Цель игры: закрепление  правильного произношения звуков, слов; тренировка в различении твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

Ход игры: детям раздаются предметные картинки. Воспитатель предлагает определить первый звук в слове-названии. Одному ребенку дают синий, другому – зеленый кружок.  Воспитатель говорит, что к синему кружку должны подойти те, у кого первый звук в слове – твердый согласный, а к зеленому – у кого слово начинается с мягкого согласного звука. По сигналу «Найди свой домик», играющие встают около детей с соответствующими кружками. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Дидактические игры

по развитию словаря у дошкольников.

Младшая группа.

  1. Игра: «Олины помощники».

Цель игры: научить детей образовывать форму множественного числа глаголов.

Ход игры: воспитатель говорит детям о том, что  в группу пришла кукла Оля со своими помощниками. Ребята должны отгадать, кто же её помощники. Кукла идет. Кто ей помогает в этом? Воспитатель указывает на ножки куклы. Они ходят, бегают, танцуют.

Источник: интернет

  1. Игра: « Что за предмет?».

Цель игры: научить правильно называть предмет.

Ход игры: ребенок достает из чудесного мешочка предмет и называет его.

Источник: интернет

  1. Игра: «Почтальон принес открытку».

Цель игры: научить детей образовывать формы глаголов в настоящем времени.

Ход игры: воспитатель говорит о том, что  почтальон принес открытки и предлагает детям рассмотреть их вместе. Кто нарисован на этой открытке? Правильно, Мишка.

Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто изображён на этой открытке, что делает? 
Таким образом, дети правильно называют персонаж, и его

действия. Затем воспитатель перемешивает  открытки, показывает по одной, а дети отгадывают, чья это открытка.

Источник: интернет

  1. Игра: « У кого какая шубка?».

Цель игры: учить детей различать характерные особенности животных и птиц.

Ход игры: воспитатель показывает картинки и предлагает детям назвать, у кого шубка из меха, а у кого из перьев, а у кого из «монеток»- чешуи.

        

.

Старшая группа.

  1. Игра: «Дай действия словам».

Цель игры: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: воспитатель начинает говорить, а дети должны закончить:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…        

Источник: интернет

  1.  Игра: «Четвертый лишний».

Цель игры: развитие внимания, сообразительности

 Ход игры: дети должны послушать воспитателя и сказать, какое слово    лишнее

- тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

 Источник: интернет

  1. Игра: «Кто у кого?».

Цель игры: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом «А».

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения: « У коровы теленок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок».

  1. Игра: «На чем катаются дети?».

Цель игры: активизировать в речи ребенка предлог «На»

Ход игры:  дети по картинке составляют предложения с предлогом «На». Пример: Мальчик катается на самокате.

Источник: интернет

Старшая группа.

  1. Игра: «Кто больше знает вежливых слов?».

Цель игры:  упражнение детей в произношении вежливых слов, активизация словаря по данной теме

Ход игры: воспитатель предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет о воспитателя.

Источник: интернет

  1. Игра: «Хорошо или плохо» .

Цель игры: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход игры:

Вариант 1. Воспитатель задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Воспитатель: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

Воспитатель: Город. Дети: я живу в городе. В городе  можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, но в городе  не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант 2.«Нравится - не нравится» (о временах года).  Воспитатель: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на лыжах, санках, коньках. Но зимой очень холодно и дует сильный ветер.

  1. Игра: « Потому что».

Цель игры: активизация и уточнение значения обобщающих слов.

Ход игры: дети заканчивают фразу начатую воспитателем, и повторяют предложение целиком.

Например:

Бабушка сварила варенье, потому что…(осенью мы собирали урожай)

В комнате пахнет деревом, потому что…(вчера привезли новую мебель)

Миша намочил рукава, потому что…(старательно вымыл посуду)

Паша быстро починил стул, потому что…( он умеет обращаться с инструментами)

  1. Игра: «Объясни и исправь».

Цель игры:развитие  понимания слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Ход игры: воспитатель произносит предложение, в котором родовые слова (слова с обобщающим понятием) использованы неверно:

Например:

У Кати кукол больше, чем игрушек.

Овощи вкуснее помидоров.

Шкаф выше мебели.

Оля собрала цветов больше, чем ромашек.

У зайца уши длиннее, чем у животных.

В вазе ягод меньше, чем клубники.

 

        



Предварительный просмотр:

Дидактические игры

по развитию звуковой культуры речи.

Младшая группа.

  1. Игра: «Бабочка-путешественница».

Цель игры: развитие фонематического слуха, речевого дыхания; закрепление правильного произношения звуков, слов.

Ход игры: дети встают в круг, воспитатель раздает им бабочки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», - и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие бабочки. Повтор игры 5-6 раз.

Источник: интернет

  1. Игра: «Звенят колокольчики».

Цель игры: научить ребенка говорить голосом разной силы: то тихо, то громко.

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель показывает им большой или маленький колокольчик, дети в этот момент должны громко или тихо произнести: «Динь, динь, динь».

Источник: интернет.

  1. Игра: «Лошадка».

Цель игры: научить ребенка управлять своими органами артикуляции. Артикуляционные движения выполняются в медленном темпе. Необходимо удерживать язык в определенной позе 3-5 секунд.

Ход игры: дети должны приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому небу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Ребята должны цокать то медленно, то увеличивая темп.

Источник: интернет

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d99da42f34046e7673f667a9674707df&n=33&h=190&w=216

  1. Игра: «Прятки».

Цель игры: научить ребенка управлять органами своими органами артикуляции.

Ход игры: дети должны улыбнуться, открыть рот, положить

 широкий расслабленный язык за нижние зубы – «язычок

спрятался». Упражнение повторяется 3-5 раз.              

Источник: интернет

Средняя группа

  1. Игра: «Пусти пароход в путешествие» .

Цель игры:  развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания; закрепление правильного произношения звуков, слов.

 Ход  игры:  ванночка до половины заполнена водой.      Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на пароход так, чтобы он доплыл с одного «берега» до другого.

Источник: интернет

  1. Игра: «Карусели».

Цель игры:  научить ребенка говорить голосом разной  

  силы: то тихо, то громко.

Ход игры:  встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки

  и идите по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели (идите и говорите в медленном  темпе).

А потом, потом, потом (темп постепенно нарастает).

Все бегом, бегом, бегом (двигайтесь и говорите в     быстром темпе).

Тише, тише, не спешите (темп постепенно замедляется).

Карусель остановите ( идите и говорите в медленном темпе).

Источник: интернет

  1. Игра: «Чистим зубки».

Цель игры: научить ребенка управлять своими органами артикуляции.

Ход игры:  дети должны открыть рот, широким кончиком  погладить нижние резцы с внутренней стороны. Движение выполняются вверх-вниз под счет « раз-два, раз-два…»

Источник: интернет


http://lazurc30.ru/wp-content/uploads/2015/07/44047_original1.jpg

  1. Игра: «Маленькие музыканты».

Цель игры: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания; закрепление правильного произношения звуков, слов.

Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель говорит, что сегодня они станут артистами и будут играть на дудочке. Дети повторяют звукосочетание 2-3 раза. Теперь  подготовимся к выступлению: надуваем щёчки и скажем: «Ду-ду-ду».

Старшая и подготовительная группа.

  1. Игра: «Скажи, как я».

Цель игры: развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания;  закрепление  правильного произношения звуков, слов; тренировка в различении твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

 Ход игры: воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.

Источник: интернет

  1. Игра: «Назови слова».

Цель игры: закрепление  правильного произношения звуков, слов; тренировка в различении твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

Ход игры: воспитатель предлагает детям называть слова со звуком «р», затем со звуком «рь». За каждое правильное слово ребенку дается фишка-игрушка. В конце игры определяется победитель.

Источник: интернет

  1. Игра: «Назови звук ».

Цель игры: закрепление  правильного произношения звуков, слов; тренировка в различении твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

Ход игры: воспитатель называет слова и выделяет в них один звук. Он произносит его громче или дольше. Дети должны повторить только этот звук. Например, «матрррешка», ребенок должен сказать: «рь»; «молллоко» - «л». Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.

Источник: интернет        

  1. Игра: «Найди свой домик».

Цель игры: закрепление  правильного произношения звуков, слов; тренировка в различении твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков.

Ход игры: детям раздаются предметные картинки. Воспитатель предлагает определить первый звук в слове-названии. Одному ребенку дают синий, другому – зеленый кружок.  Воспитатель говорит, что к синему кружку должны подойти те, у кого первый звук в слове – твердый согласный, а к зеленому – у кого слово начинается с мягкого согласного звука. По сигналу «Найди свой домик», играющие встают около детей с соответствующими кружками. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.

Дидактические игры

по развитию словаря у дошкольников.

Младшая группа.

  1. Игра: «Олины помощники».

Цель игры: научить детей образовывать форму множественного числа глаголов.

Ход игры: воспитатель говорит детям о том, что  в группу пришла кукла Оля со своими помощниками. Ребята должны отгадать, кто же её помощники. Кукла идет. Кто ей помогает в этом? Воспитатель указывает на ножки куклы. Они ходят, бегают, танцуют.

Источник: интернет

  1. Игра: « Что за предмет?».

Цель игры: научить правильно называть предмет.

Ход игры: ребенок достает из чудесного мешочка предмет и называет его.

Источник: интернет

  1. Игра: «Почтальон принес открытку».

Цель игры: научить детей образовывать формы глаголов в настоящем времени.

Ход игры: воспитатель говорит о том, что  почтальон принес открытки и предлагает детям рассмотреть их вместе. Кто нарисован на этой открытке? Правильно, Мишка.

Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто изображён на этой открытке, что делает? 
Таким образом, дети правильно называют персонаж, и его

действия. Затем воспитатель перемешивает  открытки, показывает по одной, а дети отгадывают, чья это открытка.

Источник: интернет

  1. Игра: « У кого какая шубка?».

Цель игры: учить детей различать характерные особенности животных и птиц.

Ход игры: воспитатель показывает картинки и предлагает детям назвать, у кого шубка из меха, а у кого из перьев, а у кого из «монеток»- чешуи.

        

.

Старшая группа.

  1. Игра: «Дай действия словам».

Цель игры: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: воспитатель начинает говорить, а дети должны закончить:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…        

Источник: интернет

  1.  Игра: «Четвертый лишний».

Цель игры: развитие внимания, сообразительности

 Ход игры: дети должны послушать воспитателя и сказать, какое слово    лишнее

- тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка

 Источник: интернет

  1. Игра: «Кто у кого?».

Цель игры: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом «А».

Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения: « У коровы теленок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок».

  1. Игра: «На чем катаются дети?».

Цель игры: активизировать в речи ребенка предлог «На»

Ход игры:  дети по картинке составляют предложения с предлогом «На». Пример: Мальчик катается на самокате.

Источник: интернет

Старшая группа.

  1. Игра: «Кто больше знает вежливых слов?».

Цель игры:  упражнение детей в произношении вежливых слов, активизация словаря по данной теме

Ход игры: воспитатель предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений. Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет о воспитателя.

Источник: интернет

  1. Игра: «Хорошо или плохо» .

Цель игры: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход игры:

Вариант 1. Воспитатель задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Воспитатель: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

Воспитатель: Город. Дети: я живу в городе. В городе  можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, но в городе  не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант 2.«Нравится - не нравится» (о временах года).  Воспитатель: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на лыжах, санках, коньках. Но зимой очень холодно и дует сильный ветер.

  1. Игра: « Потому что».

Цель игры: активизация и уточнение значения обобщающих слов.

Ход игры: дети заканчивают фразу начатую воспитателем, и повторяют предложение целиком.

Например:

Бабушка сварила варенье, потому что…(осенью мы собирали урожай)

В комнате пахнет деревом, потому что…(вчера привезли новую мебель)

Миша намочил рукава, потому что…(старательно вымыл посуду)

Паша быстро починил стул, потому что…( он умеет обращаться с инструментами)

  1. Игра: «Объясни и исправь».

Цель игры:развитие  понимания слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Ход игры: воспитатель произносит предложение, в котором родовые слова (слова с обобщающим понятием) использованы неверно:

Например:

У Кати кукол больше, чем игрушек.

Овощи вкуснее помидоров.

Шкаф выше мебели.

Оля собрала цветов больше, чем ромашек.

У зайца уши длиннее, чем у животных.

В вазе ягод меньше, чем клубники.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

дидактические игры по развитию речи "Развиваем речь ирая"

Подборка дидактических игр по развитию речи для старших дошкольников. Предшкольная подготовка....