Индивидуальный план работы по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи дошкольников»
материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Индивидуальный план работы по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по теме самообразования

«Роль сказки в развитии речи дошкольников»

Проблема: В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

Актуальность: На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.

Цель: Определить роль сказки в развитии речи детей среднего дошкольного возраста и внедрить сказку в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.

Задачи:

Образовательные: развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, расширять словарный запас; учить связно пересказывать небольшие сказки» учить воспитанников высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать беседу; обучать детей играм-драматизациям по сказкам.

Воспитательные: прививать воспитанникам любовь и интерес к русским народным и зарубежным сказкам; воспитывать в детях доброжелательное и уважительное отношение к героям сказок.

Развивающие: развивать у воспитанников память, внимание, воображение; развивать индивидуальные творческие способности воспитанников среднего дошкольного возраста путем использования метода сказкотерапии.

Сентябрь

«Введение»

1.Постановка проблемы и определение актуальности выбранной темы самообразования.

2.Определение цели и задач самообразования.

3.Подбор и изучение методической литературы по теме самообразования.

4.Работа с родителями: составление памяток для родительского уголка по развитию речи дошкольников.

5.Работа с детьми: диагностика воспитанников по образовательной области «Речевое развитие».

Диагностика воспитанников на самооценку и уровень тревожности (для сказкотерапии).

Составление библиографии по теме самообразования.

Октябрь

«Знакомство с русскими народными сказками»

1.Изучение методической литературы по теме самообразования; разработка методов работы по развитию речи сказкотерапией.

2. Работа с родителями: консультации «Роль сказки в развитии детей», «Воспитание сказкой»

Анкетирование «Сказка в воспитании ребенка»

3. Работа с детьми: чтение русских народных сказок («Три медведя», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Журавль и цапля», «Вершки и корешки»).

Просмотр мультфильмов: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса Патрикеевна».

Инсценирование сказок «Репка», «Колобок»

Составление картотеки пальчиковых игр и подвижных игр по теме самообразования.

Создание картотеки народных сказок: русские народные и сказки народов мира.

Ноябрь

«Знакомство с зарубежными сказками»

1.Изучение методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с родителями: составление для родителей списка рекомендуемых зарубежных сказок

Консультации «Почитай мне сказку, мама», «Как выбрать полезную сказку для малыша»

3.Работа с детьми: тематические занятия «Рисование сказочной страны», «Сказочное путешествие».

Настольно-печатные игры: «Угадай сказку», «Сказочные герои», «Три медведя»

Прослушивание аудиосказок.

Чтение зарубежных сказок: «Принцесса на горошине», «Пряничный домик», «Горшочек каши»

Составление картотеки дидактических игр по теме самообразования.

Составление мнемотаблиц по сказкам.

Консультации для воспитателей по теме «Роль сказки в развитии речи дошкольников»

Декабрь

«Устное народное творчество в жизни ребенка»

1.Изучение методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с родителями: консультации по теме «Роль фольклора в познавательном развитии детей»

Беседы по созданию книжек-«малышек»

3.Работа с детьми: использование потешек в режимных моментах

Чтение и заучивание считалок, потешек

Инсценирование русских народных сказок: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят»

Дидактические игры: «Узнай сказку», «Расскажи сказку по героям».

Пересказ сказок от первого лица «Курочка Ряба», «Колобок».

Создание книжек-«малышек» (родители совместно с детьми)

Январь

«Влияние сказки на психику ребенка»

1.Изучение методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с родителями: консультации «Справиться с детским непослушанием помогут потешки!»

Информация по теме «Сказкотерапия»

3.Работа с детьми: тематические занятия: «Валеологические сказки», «Экологические сказки», «Путешествие в Желтую сказку»

Беседы по сказкам «По щучьему велению», «Три поросенка», «Пузырь, соломинка и лапоть»

Просмотр мультфильмов по сказкам.

Составление картотеки психокоррекционных сказок.

Конкурс рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»

Составление памяток для воспитателей по теме «Сказкотерапия»

Пополнение предметно-развивающей среды в группе играми, дидактическим материалом по теме самообразования

Февраль

«Театрализованные игры как средство развития речи детей»

1.Изучение методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с родителями: обсуждение и создание атрибутов к спектаклю «Теремок»

Анкетирование «Театр в жизни нашей семьи»

Консультации по использованию театрализованных игр дома

3.Работа с детьми: театрализация сказок «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»

Пальчиковый театр «Колобок»

Тематическое занятие «Куклы-марионетки»

Игра в перчаточный театр «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»

Подвижные игры по теме «Сказки»

Составление картотеки театрализованных игр.

Совместный с детьми спектакль «Теремок»

Пополнение театрального уголка в группе атрибутами и театрами

Март

«По страницам сказок русских писателей»

1.Изучение методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с родителями: создание для родителей рекомендованного списка русских писателей-сказочников

Опрос родителей «Книги каких русских писателей-сказочников есть у Вас дома»

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Рекомендации «Как сделать сказку другом для Вашего ребенка»

3.Работа с детьми: тематические занятия «Сказка в нарисованной стране», «Сказки на песке», «Путешествие в Оранжевую сказку»

Чтение сказок русских писателей: В.Сутеев «Три котенка», Н.Сладков «Трое на одном бревне», Г.Остер «Котенок по имени Гав», Э.Успенский «В гостях у Чебурашки»

Просмотр мульфильмов «Котенок по имени Гав», «Крокодил Гена и Чебурашка»

Настольно-печатные игры «Угадай сказку», «Сказочные герои»

Дидактические игры: «Встречи героев», «Новые сказки»

Рассказывание сказок по картинкам.

Составление картотеки сказок русских писателей.

Пополнение детской библиотеки в группе авторскими сказками

Апрель

«Знакомство со сказками зарубежных писателей»

1.Изучение методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с родителями: опрос родителей «Книги каких зарубежных писателей-сказочников есть у Вас дома»

Индивидуальные беседы с родителями о терапевтических сказках, сказках, воспитывающих в детях трудолюбие, аккуратность

3.Работа с детьми: тематические занятия «Путешествие в Красную сказку», «Путешествие в Голубую сказку»

Чтение сказок зарубежных писателей: Ш.Перро «Кот в сапогах», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», братья Гримм «Госпожа Метелица», «Бременские музыканты»

Игры-драматизации «Гуси-лебеди», «Петушок-золотой гребешок»

Рассказывание сказок по мнемотаблицам

Рисование любимых сказочных героев, аппликация по теме

Дидактические игры: «Собери сказку», «Узнай сказку».

Составление картотеки сказок зарубежных писателей.

Открытое занятие для воспитателей по развитию речи «В гостях у сказки»

Оформление уголка «Детская библиотека»

Май

«Заключение»

1.Самоанализ по теме самообразования.

2.Работа с родителями: рекомендации по использованию дидактических игр по теме «Сказки»

Конкурс совместных работ родителей и детей «Мой любимый сказочный герой» (поделки)

Консультации по принципам работы со сказками

3.Работа с детьми: беседы о любимых сказках и любимых сказочных героях.

Диагностика самооценки детей(для сказкотерапии)

Диагностика по образовательной области «Речевое развитие»

Чтение сказок по выбору детей

Рассказывание сказок по иллюстрациям, отгадывание загадок о сказочных героях

Игры с разными видами театров (по выбору детей)

Презентация опыта работы «Роль сказки в развитии речи дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию тема:" Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организованно может пронизыватть все режимные моменты : включается во все занятия , в совместную деятельность детей и ...

План по самообразованию Тема : Сказкотерапия - как средство формирования развития речи дошкольника.

Работа над программой профессионального самообразовния поможет мне:- добиться усвоения программы по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста;- систематизировать знания детей о диалог...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»

Индивидуальный план работы по самообразованию  «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей 4-5 лет»...

Индивидуальный план работы по самообразованию «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей дошкольного возраста»

Основным приоритетом дошкольного образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развит...

план работы микро группы "Использование технологии синквейн в развитии речи дошкольников"

План работы икрогруппы, разработанный совместно с участниками микро группы: Кисекбаевой Р.Б., Шляпкиной Т.А., руководителем Мерзликиной Н.В.Целью работы микро группы, являются:1. Научить детей составл...