Индивидуальная программа профессионального самообразования. Тема: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".
методическая разработка (средняя группа)

Мамайкова Елена Александровна

План по самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_2.docx48.47 КБ

Предварительный просмотр:

Безимени-1                 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №»

                                                                 

                                                                                                                                         

Индивидуальная программа

профессионального самообразования

Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Составил:

Ф.И.О. педагога                                            

Образование                                                  

Специальность                                                

Педагогический стаж                                    

Должность                                                       

Дата начала работы над темой: сентябрь 2019                    

Дата окончания работы  над темой: май 2020              

Возраст детей                                                 

Тема:  Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников

Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и общекультурного уровня в процессе организации театрализованной деятельности в образовательный процесс.

Задачи:

1. Формировать способности к творческому саморазвитию.

2. Изучить психолого-педагогические, методические литературные источники по проблеме темы самообразования.

3. Исследовать актуальность проблемы в рамках ДОО.

4. Подобрать и разработать картотеку речевых игр и упражнений, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеку театрализованных игр, этюдов; картотеку литературных викторин, музыкально-ритмических разминок.

5. Создание в группе театрального уголка с различными видами театра.

6. Организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.

7. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов.

8. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников;

9. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

10. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

11. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.

Актуальность:

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе народного образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Овладение родным языком в дошкольном детстве – актуальная проблема в современном обществе.

Для формирования связной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Таким образом, театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии.

 Предполагаемый результат: 

У детей:

  • Повышение культуры речевого общения, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса детей.
  • В процессе знакомства с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседы) и монологической (словесное творчество) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.
  • Поддержание интереса ребенка к театрализованной деятельности.
  • Самостоятельная организация детьми театрализованных игр, выбор сказки, стихотворения, песни для постановки, подготовка необходимых атрибутов и декораций для драматизации, распределение между собой обязанностей и ролей.

Для педагога:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение процессом построения театрализованной деятельности и обучения детей дошкольного возраста;
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.

Для родителей:

  • привлечение родителей к организации воспитательно–образовательной работы с детьми;
  • установление партнёрских отношений;
  • повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обогащение и активизация воспитательных умений родителей.

Форма самообразования: индивидуальная.

Методическая литература:

1. Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А. Е. Антипина. – М.: Творческий центр, 2003 – 128 с.

2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991.— 127 с.

3. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду: старшая группа / В. В. Гербова – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 144 с.

4. Ерофеева, Т. И. Игра-драматизация / Воспитание детей в игре / Т. И. Ерофеева, О. Л. Зверева. – М.: Просвещение, 1994. – 128с.

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2014 – 368 с.

6. Синицын, Е. Б. «Умные сказки» / Е. Б. Синицын. – М.: Аист, 1998. – 168 с.

7. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов доп. образования и муз. рук. дет. садов / Н. Ф. Сорокина. – М.: Аркти, 1999. – 159 с.

8. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений Авт. /сост.: М. Д. Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128 с.

9. Щетинин, М. Н. Методика дыхания Стрельниковой / М. Щетинин. – М.: Издательство АСТ, 2016 – 256 с.

План самообразования  на 2019/2020 учебный год

I этап (информационно – ознакомительный)

- изучение научной, методической литературы,

- анализ и обобщение теоретических данных,

- разработка комплексно – тематического планирования.

II этап (практический)

- внедрение в практику полученных теоретических знаний.

III этап (обобщающий)

- обобщение опыта работы по теме самообразования,

- анализ результатов работы.

Сроки работы

Перечень проводимых мероприятий в процессе работы над темой

(Формы работы)

Практический выход

В течении года

Изучение методической и познавательной литературы по данной теме.

Индивидуальные беседы с родителями по развитию речи детей.

Библиографический

список необходимой литературы,

каталог полезных ссылок.

Обогащение опыта родителей по теме беседы.

В течении года

Оформление центра речевого развития

Чтение художественных произведений, сказок, стихов

Речевое развитие.

Детская художественная литература по жанрам

Сентябрь

Разработка проекта с участием родителей «Театр своими руками»

Анкетирование родителей

Памятка для родителей «Как читать детям»

Атрибуты для театра

Анкеты

Обогащение опыта родителей по теме

Октябрь

Разработка конспекта НОД «Знакомство с театральными профессиями»

Создание литературного уголка

Родительское собрание: «Роль семьи в речевом развитие ребёнка 5-7 лет»

Обогащение знаний по теме конспекта.

Портреты детских писателей, поэтов

План-конспект. Обогащение опыта родителей по теме консультации.

В течении года

Создание театрального уголка с различными видами театра: настольный, пальчиковый, театр на магнитах, теневой театр, перчаточный, настольный, театр из стаканчиков, киндер-сюрпризов, театр резиновой игрушки, масочный театр.

Изготовление атрибутов к театрализованным играм.

Изготовление дидактических игр по сказкам.

Изготовление схем, мнемотаблиц, алгоритмов для рассказывания.

Разработка картотеки литературных викторин, пословиц, поговорок, загадок о книгах.

Театральный уголок с различными видами театра

Атрибуты к театрализованным играм

Картотека дидактических игр по сказкам.

Схемы, мнемотаблицы, алгоритмы для рассказывания.

Картотека литературных викторин, пословиц, поговорок, загадок о книгах.

Ноябрь - Декабрь

Составление консультационного материала для родителей

Викторина «Из какого литературного произведения данный предмет?»

Консультация для родителей «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка»

Информационный уголок для родителей.

Картотека литературных викторин, пословиц, поговорок, загадок о книгах

Обогащение опыта родителей по теме консультации

Январь-февраль

Постановка спектакля «Сказка об умном мышонке» С. Я. Маршака (теневой театр)

Консультация для родителей  «Средство домашнего воспитания – кукольный театр»

Конспект, атрибуты

Обогащение опыта родителей по теме консультации

Март

Разыгрывание русской народной сказки «У страха глаза велики»

Организация выставки работ детей «Что такое театр»

Оформление фотогазеты: «Театр – наш друг и помощник».

Конспект, атрибуты

Творческие работы детей

Фотогазета.

Апрель - май

Итоговый анализ результатов работы по речи детей через театрализованную деятельность.

Развлечение «Путешествие в сказку»

Выставка работ «Театр своими руками»

Результаты мониторинга

Конспект, атрибуты

Творческие работы.

Выступление на педагогическом совете по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».

«Опыт педагога»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...

Перспективный план по самообразованию тема:" Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организованно может пронизыватть все режимные моменты : включается во все занятия , в совместную деятельность детей и ...

Индивидуальный план по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».

Развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и ...

индивидуальный план по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...

План по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».

Среди дошкольников с проблемами в развитии многочисленную категорию составляют умственно отсталые дети, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического повреждения голов...

План по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».

Среди дошкольников с проблемами в развитии многочисленную категорию составляют умственно отсталые дети, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического повреждения голов...

Индивидуальный план по самообразованию на тему: «Сказка, как средство развитие речи дошкольников»

Индивидуальный план по самообразованию на тему: "Сказка, как средство развитие речи дошкольников"...