Индивидуальный план по самообразованию на 2019 – 2020 учебный год: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».
материал (подготовительная группа)

Яковлева Екатерина Сергеевна

Развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение.В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №4»

города Сосновоборска

Индивидуальный план по самообразованию

на 2019 – 2020 учебный год

«Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Образование — высшее

Квалификационная категория – без категории

Стаж работы по специальности: 14 лет

Дата начала работы над темой: сентябрь 2019г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2020г.

Воспитатель: Яковлева Е.С.

Актуальность темы:  

В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Анализ работы с детьми выявил ряд проблем в их речевом развитии: они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. В связи с этим был сделан вывод, что необходима дополнительная работа по данной проблеме.

Развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение.

В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Цель:

  • Создание условий для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

 Задачи:

  • Продолжать изучать учебную, справочную, методическую литературу по вопросу развития речи и созданию условий для театрализованной деятельности.
  • Подобрать и разработать картотеки речевых игр и упражнений, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок; картотеки театрализованных игр, этюдов; картотеки литературных викторин, музыкально-ритмических разминок.
  • Создать в группе театральный центр с различными видами театра.
  • Организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок, их драматизаций.
  • Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов и методов.
  • Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающих театрализованные игры воспитанников;
  • Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
  • Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

Планируемый результат:

Повышение культуры речевого общения детей, развитие связной речи, её выразительности; обогащение словарного запаса.

Ребенок умеет связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, стихотворения; умеет придумывать сказке новое начало, конец, изменять героев; может выстроить сюжет в соответствии с заданной темой, соблюдая структурные элементы высказывания (начало, середина, конец); охотно поддерживает беседу с взрослым и сверстниками; формулирует полные предложения.

Этапы и содержание самообразования:

  • Изучать теоретический материал по данной теме 2019 – 2020г. Ознакомление с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.
  • Изучение методической литературы
  • Составить перспективный план на 2019 – 2020г
  •  Подобрать материал к центру театральной деятельности «В гостях у сказки» 
  • Составление картотеки использованной литературы
  • Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для театрализованной деятельности детей 2019-2020г
  • Оформить театральный центр с разнообразными видами театров; театральные игры: «Из какой сказки этот герой?» «Угадай настроение» «Для какой сказки подходят эти атрибуты?»
  • Наметить основные формы работы 2019-2020
  • Разработать конспекты НОД с элементами театрализации 2019 - 2020
  • Обмен опытом на сайтах  

План самообразования на 2019-2020 год

Срок

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме;

1.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г

2.Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г

3.Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.

4.Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.

5. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М.: Просвещение, 1985

6. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. Нов. ГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006

Анализ изученной литературы.

«Знаете ли вы своего ребёнка?» (Анкетирование)

Памятки для родителей «Расскажи детям сказку»

Октябрь

Разработка конспекта НОД «Знакомство с театральными профессиями».

Создание картотеки театрализованных игр.

Диагностика развития речи у детей 6-7 лет

Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности»

Ноябрь-декабрь

Изучение условий организации театрализованной деятельности детей в группе, создание разных видов театров;

Консультация для родителей на тему:

«Домашний кукольный театр».

Консультация для педагогов ДОУ «Значение театрализованной деятельности в развитие ребенка».

Январь

Приобретение навыков работы с театральными атрибутами.

Консультация для родителей

«Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Февраль

Создание картотеки «Использование элементов ТРИЗ в театрализованной деятельности»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Март

Создание «копилки сценариев и инсценировок»

Открытая ООД по развитию речи через театрализованную деятельность «Путешествие в сказку»

Апрель

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в театрализованной деятельности»

Консультация для родителей «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка»

Май

Подготовка фотографий детей во время театрализованной деятельности.

Оценка знаний по изучаемым темам

Повторное диагностирование детей.

Повторное анкетирование родителей.  Мониторинг.

Фотовыставка «Юные актёры».

Прогноз на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников".

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, с...

Перспективный план по самообразованию тема:" Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Актуальность театрализованной деятельности в детском саду заключается в том, что организованно может пронизыватть все режимные моменты : включается во все занятия , в совместную деятельность детей и ...

План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)

Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в первой младшей группе)». Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня, профе...

Перспективный план по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Перспективный план по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников"...

индивидуальный план по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников»

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это п...

План по самообразованию на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников».

Среди дошкольников с проблемами в развитии многочисленную категорию составляют умственно отсталые дети, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического повреждения голов...