Конспект итогового ООД по речевому развитию в средней группе «В осеннем лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Ахмадиева Гульфия Раифовна

Конспект итогового ООД по речевому развитию в средней группе "В осеннем лесу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 87»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

   

Конспект итогового ООД

по речевому развитию

 в средней группе №5

 «В осеннем лесу»

                                                                                                        Составила:

                                                                                               воспитатель МАДОУ №87

                                                                            Ахмадиева Г.Р.

г. Нижнекамск

Республика Татарстан

Дата

2 декабря  2016г.

Тема

«В осеннем лесу»

Возраст

4-5 лет(средняя  группа)

Основная образовательная область

Речевое развитие

Интегрированные образовательные области

Художественно - эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное  развитие, УМК.

Форма проведения

Совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.

 

Цель

Обобщение знаний детей  об осенних изменениях в природе и в жизни животных.       

Воспитательные

Воспитывать  бережное и заботливое  отношения к природе и обитателям леса.

Развивающие

Развивать речевой слух дошкольников, умение сочетать слова с движением. Развивать познавательные процессы детей: зрительное восприятие, память, внимание детей;  артикуляционный аппарат.

Образовательные

Систематизировать и закрепить  знания детей об осенних  изменениях в природе,  о диких животных; обогатить  словарь  детей  по теме «Осень», «Дикие животные».

Формировать навык рисования нетрадиционными способами.

Планируемый результат

Уметь поддерживать беседу,  высказывать свою точку зрения, активно взаимодействовать с педагогом и сверстниками, умение слушать, выражать благодарность, доводить работу до конца. 

Методы и приемы

Словесные (беседа, вопросы), наглядные (показ), практические (рисование)

Наглядные средства обучения

Оформление уголка осеннего леса,  снежинки, шишки, грибы, бочонок меда; яблоко, письмо; мнемотаблица; мягкие игрушки: медведь, лиса, ёж, заяц, белка; узкая дорожка, мяч, корзина с угощением; 2 корзины, муляжи: хлеб, яблоко, д/и «Назови одним словом», загадки, иллюстрации диких животных, тоннель, гуашь белого цвета, салфетки, ½ альбомные листы на каждого ребенка, кисточки по количеству детей, непроливайки, ватные палочки, аудиозапись с классической музыкой - пьеса «Ноябрь» П.Чайковского (из «Детского альбома»); костюм персонажа (заяц).

Организация детей

 ОООО

О        О

  О В О

Индивидуальная работа

С Маргаритой, М.Амиром - закрепить  названия детенышей диких животных; с Софией - артикуляционная гимнастика «Лошадка»

Словарная работа

Опадает, дупло, поздняя осень, серое, хмурое небо,  снежинка, лужа, лёд, травушка, ветерок, дождичек, колючий, злой, жесткий.

Предварительная работа

Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, чтение  художественной литературы, отгадывание загадок.

Структура ОД

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

3.  Работа с мнемотаблицей

4.Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки» (Развитие длительного направленного плавного выдоха.)

5. Д/и «Назови ласково»

6.Отгадывание загадок.

7.Игра «Собери грибы и шишки»

8. Игра с мячом  «Закончи предложение».

9. Д/и «Назови одним словом»

10.Игра-разминка «У кого кто?»

11. Рассказы детей «Как дикие животные готовятся зиме»

12.Нетрадиционное рисование «Заяц серенький стал беленьким»

13. Итог ООД.

Д/и  «Закончи предложение».

6. Рассказ ребенка о белке.

7.Игра «Собери грибы и шишки»

8. Д/и «Назови ласково»

9. Д/и «Назови одним словом»

10.Игра-разминка «У кого кто?»

11. Рассказы детей «Как дикие животные готовятся зиме»

12. Нетрадиционное рисование  «Заяц серенький стал беленьким»

13. Итог ООД.

Ход ОД

1. Организационный момент

2. Артикуляционная гимнастика «Лошадка»

3. Работа с мнемотаблицей

4.Дыхательная гимнастика «Подуем на снежинки» (Развитие длительного направленного плавного выдоха.)

5. Д/и «Назови ласково»

6.Отгадывание загадок.

7.Игра «Собери грибы и шишки»

8. Игра с мячом  «Закончи предложение».

9. Д/и «Назови одним словом»

10.Игра-разминка «У кого кто?»

11. Рассказы детей

«Как дикие животные готовятся зиме»

12. Нетрадиционное рисование

«Заяц серенький стал беленьким»

13. Итог ООД.

(Дети стоят в кругу)

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

- Здравствуйте ребята! Исәнмесез кызлар һәм малайлар! Я сегодня утром  получила письмо. Посмотри, пожалуйста, Егор, от кого она? (От зайчика)

- Ребятки, как вы думаете, что же могло случиться? Вы не знаете?

- Время не будем терять, давайте прочитаем письмо.

Кому - Детский сад № 87 «Гульчачак», группа «Смешарики».

Обратный адрес: Заячья поляна.

«Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем что делать? Посоветуйте, пожалуйста! Мы не можем понять, кончается осень или нет? Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое!»

- Ребятки, зайцам повезло! Я как раз хотела вас сегодня пригласить в путешествие в лес, посмотреть и узнать какие изменения произошли в природе.  И поможем зайцам принять правильное решение. Ребята, как думаете, на чем мы можем добраться до леса?( на машине, на самолёте)

- А давайте  доскачем  на лошадке (Губы в улыбке. Приоткрыть  рот. Пощелкать кончиком языка)

- Посмотрите, как красиво вокруг! Какое время года в лесу? (Осень)

- Мы с вами знаем, что осень бывает ранняя и поздняя. Давайте с помощью таблицы вспомним, какие приметы поздней осени мы знаем:

 - солнце светит редко и не греет;

- небо серое, хмурое;

-дуют сильные ветры;

-  деревья стоят голые;

- выпадает первый  снег.

- лужи покрыты льдом.

- Посмотрите, вокруг сколько красивых снежинок. Поможем снежинкам   покружиться  в воздухе. Кладём снежинку  на ладонь и сдуваем ее с руки  (взрослый дует на снежинки)  Смотрите, закружились! Теперь вы  попробуйте  подуть. (Обращаем внимание ребёнка на положение губ. Приоткрыть рот. Вытянуть губы трубочкой. Подуть на снежинку)

-  Ребятки, как вы думаете, кто же покажет нам  дорогу к зайчикам?

- Смотрите, мишка.  Давайте у него спросим.

- Исәнме, аю.

«Мишка, мишка - покажи,
Мишка, мишка - расскажи.

Как найти дорожку,
К косому  зайчику?»

Мишка: Покажу. Но сначала вы со мной поиграйте.

- С удовольствием поиграем в игру «Назови ласково».

Лист - листочек, гриб - грибочек, ветка - веточка, куст - кусточек, ягода - ягодка, трава - травушка, гусеница - гусеничка, жук - жучок, птица-птичка, ветер-ветерок,  елка - елочка, цветок - цветочек, солнце-солнышко, дождь - дождичек.

Медведь: Какие вы молодцы! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вам покажет дорогу.

-Спасибо тебе, мишка. Рәхмәт. Ребята, скажите, пожалуйста, медведь что любит? (мёд, ягоды)  А это тебе от нас угощение (угощаем «медом»)

Медведь: Спасибо вам.Рәхмәт.

- Смотрите, а вот и белочка. Давайте у неё спросим.

- Здравствуй, белочка.

«Белка, белка - расскажи,
Белка, белка - покажи,
Как найти дорожку,
К косому  зайчику?»
Белка: Покажу. Только вы сначала отгадайте мои загадки.

1.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала
(ёж)

2.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора  
(заяц)

3.За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара  
(лиса)

4.За горами, за полями,
За дремучими лесами
Хищник - ворище
Ночами рыщет,
Добычу ищет,
Зубами - щелк...
Кто это? 
(Волк)

5. Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит «одолжить» он
У лесных пчёл мёд
(медведь)

6. Я - веселенький зверек,

Прыг с елки на дубок (белка)

- А чем мы можем угощать белку? ( грибы, шишки, орехи)  Правильно, ребята. Посмотрите, вокруг сколько шишек и грибов. По команде « Раз, два, три, собери!» девочки собирают для белочки грибы, а мальчики-шишки (угощаем шишкой, грибами) Опрашиваю, сколько  у них  шишек, грибов (по одной) и предлагает сложить всё в корзину.

- Сколько шишек и грибов  стало в корзине?(Много) Это тебе, белочка (угощение белочки)

Белка: Спасибо вам. Рәхмәт. Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, встретите там ежика,  он вам  покажет  дорогу. Счастливого пути!

- Спасибо тебе, белка. Рәхмәт. Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим дорогу.

- Здравствуй, ёжик.

«Ёжик, ёжик - расскажи,
Ёжик, ёжик - покажи,
Как найти дорожку,
К косому  зайчику?»

Ёжик: Покажу и расскажу, если выполните мое задание.

-Ребятки, ёжик обращается к вам с просьбой. Начало предложения у него есть, нужно докончить предложение, называя противоположное по смыслу слово.

Заяц летом серый, а зимой…..

У зайца хвост короткий, а уши …

Еж маленький, а медведь….

У белки хвост длинный, а у зайца…

Белка живет в дупле, а лиса живёт …

Лиса хитрая, а заяц…        

Заяц пушистый, а еж…

Ёжик: Молодцы!

- Ребятки, как вы думаете, чем мы можем угощать ёжика? ( грибами, яблоками)

- Рустам, угости ёжика яблоком (Керпе, мә алма)

Ёжик: Рәхмәт. Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, встретите там лису,  она вам  покажет  дорогу. Счастливого пути!

- Рәхмәт. Спасибо тебе, ёжик. Смотрите, лиса. Давайте у нее спросим дорогу.

- Здравствуй, лиса.

«Лиса, лиса - расскажи,
Лиса, лиса - покажи,
Как найти дорожку,
К косому  зайчику?»

Лиса:  Покажу и расскажу. Только поиграйте со мной.

  1. Бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;
  2. Берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;
  3. Скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;
  4. Брусника, земляника, малина, смородина - ягоды;
  5. Лисички, подберёзовик,опята, сыроежка - грибы.
  6.  Лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик -  дикие животные.

-  Ребята, а  почему этих животных  называют дикими животными? (они сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах)

- Спасибо тебе, лиса.  Рәхмәт. Вот тебе хлеб, угощайся. Мә, төлке, ипи (угощение лисы)

Лиса: Рәхмәт. Молодцы, ребята. Много знаете.  Идите  скорее по этой тропинке  к косому зайчику, он уже вас, наверное, заждался.

- Ребята, это какая тропинка? (Узкая)

- Правильно, поэтому нужно строиться друг за другом и аккуратно выполнять движения.

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут друг за другом),

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках),

За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед),

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку),

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах),

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках),

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).

- Вот мы и нашли зайцев. Здравствуйте, зайчики! Исәнмесез.

Заяц (в серой шубке)  Здравствуйте, ребята!

- Это вы нам написали письмо, просили помочь?

Заяц: Да, мы хотим узнать пора ли нам шубу менять? А я не хочу быть белым!

- Ребятки, а  давайте  мы расскажем зайцам - почему надо менять шубу? Расскажите, ребята, как готовится медведь к зиме! (Медведь готовит к спячке берлогу, кушает грибы, ягоды, мед и ложится спать)

- А про ежика расскажите! (Ежик роет нору, запасает грибы, яблоки, сворачивается в клубок и ложится в спячку)

- А кто расскажет, что делает белка!(Белка готовит запасы на зиму - собирает грибы, орехи. А еще она меняет шубу на более теплую - зимнюю!)

- Молодцы, ребята! Как вы думаете,  как должен готовиться к зиме заяц? (Заяц меняет серую шубку на белую, теплую, зимнюю)

- А для чего зайцу менять шубу? (Чтобы прятаться от волка и лисы, быть незаметным на снегу - петляет свои след)

Заяц: Спасибо, ребята, за убедительные доказательства - пришло время, что нам пора менять серую шубу на белую.

 - Не горюйте,  мы поможем вашему горю, правда, ребята! Ребята, давайте поможем зайцу и его друзьям  переодеться в белую шубку, чтобы его не было видно на снегу.

 (Дети сидят за столами)

- А вот и кисточка, которая нам поможет сегодня нарисовать белую пушистую шубку. Приготовьте свои ручки, кисточка будет с вами здороваться. (Дети протягивают руки, ударяю  аккуратно каждого по тыльной стороне кисти и прошу дать ответ какая кисточка сегодня в гостях. Кисточка жёсткая, колючая,  злая, вредная).

-   Что мы знаем про эту кисточку? (Эта кисточка не любит воду)

- Верно. Но зато эта кисточка поможет нарисовать белую пушистую шубку. Какие движения мы будем делать?(Тук - тук - тук)

- Кисточку возьмём вот так (как карандаш, выше её металлической части) это просто, наберём краски чуть - чуть и начнём рисовать, приговаривая: тук-тук-тук. (Держу  кисть вертикально и ритмично ударяю  по силуэту зайца на листе.) Кто хочет, может нарисовать шубку ватными палочками или пальчиками.

 - Теперь и вам ребята, пора приступить к работе, сядьте за столы удобно и начинаем работу (Дети занимают свои места и приступают к выполнению творческой задачи.)

- Ребята, посмотрите, что у нас получилось. Молодцы, ребята…

Заяц (переодетый в зимнюю шубку): Теперь нас лиса на белом снегу не увидит и нам   будет легко зимовать в лесу!   Спасибо, вам ребята за новые шубки.  Нам они очень нравятся. А это вам от нас угощение (яблоки). Я покажу вам подземный ход, он ведёт в детский сад. До свидания друзья!

- Вот мы и вернулись в детский сад!

(На столе лежат снежинки 3 цветов: белого, голубого и жёлтого) - Ребятки, снежинки могут сверкать разными цветами, поэтому я приготовила для вас разноцветные снежинки. Если вам понравилось в лесу, я предлагаю взять   снежинку белого цвета, если не понравилось - голубого, а если вам что-то понравилось, а что-то нет - желтого. Расскажите, пожалуйста,  с кем мы встречались в лесу?  В какие игры вам понравилось  играть?

-До свидания!  Сау булыгыз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности в средней группе "В осеннем лесу"

     В рамках конкурса "Лучший молодой специалист - 2011"  на базе нашего детского сада я разработала конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности, расс...

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в средней группе Подарки осеннего леса

закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе;формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах...

Итоговый конспект занятия по кружку "Речевичок" в средней группе.

Занятия направлено на закрепление материала полученного за год в кружке. Занятие построенно по сказке "Репка". Дети собирают героев сказки и выполняют задания от героев. В занятии закрепляет...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию в средней группе «В осеннем лесу»

Задачи:Образовательные:Учить испытывать радость от возможности поделиться с друзьями, помочь другу.Знакомить детей с изменениями в природе, знать и называть признаки осени.Обобщать знан...

Конспект занятия по математике в средней группе «В осеннем лесу»

Конспект занятия по математике в средней группе «В осеннем лесу»...

Методическая разработка конспекта занятия по Физической культуре в средней группе "В осеннем лесу"

 1.Оздоровительные:- развивать все системы организма путем оптимизации физической нагрузки;- формировать и закреплять навыки правильной осанки; развивать мелкую моторику пальцев рук.2.Обра...

Конспект итогового занятия по математике в средней группе «День рождения в лесу»

Упражнять в счете звуков на слух, воспроизводить указанное количество движений в пределах 5.Уточнить представления о порядковом счете (в пределах 5).Учить сравнивать предметы по величине, обозначать р...