Дидактические игры по развитию речи
картотека по развитию речи (младшая группа) на тему

Матовникова Юлия Александровна

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakt._igry_po_razvitiyu_rechi_3-4_goda.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Белочка»

Дидактические игры

на развитие речи

для  детей 3-4 лет

Выполнила

МАТОВНИКОВА

Юлия Александровна,

воспитатель группы №12

Игра «Наши платочки».

Задачи:

  1. Учить детей выполнять действия по указанию воспитателя и соответственно словам стихотворения.
  2. Развивать мелкую моторику рук
  3. Расширять словарный запас.

Материал: платочки, прищепки, натянутая между стульями лента.

Ход игры.

Воспитатель раздает детям платочки. Возле стены между двумя стульями натянута лента. Все встают в кружок. Воспитатель читает стихотворение, имитируя указанные действия, а дети повторяют его движения:

Мы платочки постираем,

Крепко, крепко их потрем,

Вот так, вот так

Крепко, крепко их потрем!

А потом, а потом

Мы платочки отожмем,

Вот так, вот так

Мы платочки отожмем!

А теперь мы все платочки

На веревку отнесем,

Вот так, вот так,

Мы платочки отнесем!

Мы прищепим все платочки,

Чтобы ветер их не сдул,

Вот так, вот так,

Мы прищепим все платочки.

Пусть просохнут все платочки,

А пока мы отдохнем,

Вот так, вот так,

А пока мы отдохнем!

А теперь платочки наши

Будем гладить утюгом,

Вот так, вот так,

Будем гладить утюгом.

А теперь мы все попляшем

И платочками помашем,

Вот так, вот так,

Вот так, вот так!

Игра «Подбери нужное слово»

Цель: развивать образное мышление, речь.

Ход игры:

Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подобрав соответствующее слово.

Воспитатель. 

В аквариуме плавают... Кто плавает? (Ответ детей - рыбки).

Рекомендуемые предложения:

Высоко на дубу сидит и каркает... Кто? (Ворона.)

На лугу пасется ... (корова).

На огороде вырос большой зеленый ... (огурец).

У Вовы лопнул красный ... (шар).

Хорошо водит машину ... (шофер).

Где растут ветки? (на дереве.)

Где растут деревья? (в лесу.)

Где растут листья? (на ветке.)

Где живут рыбы? (в реке.

Солнышко - светит, сияет, греет, а еще….

Чайник - свистит, кипит,…

Машина - едет, гудит, светит,…

Снег - идет, тает,…"

Кошка - бегает, ходит, пьет, спит,…

Воспитатель обращает внимание на то, чтобы они точно подбирали слова, правильно произносили звук [р], [р'] в словах. Ответы должны быть индивидуальные. Занятие проводится в быстром темпе.

Игра «Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Материал: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей.

Ход игры:

Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной. Будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?»  и т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

Игра «Позови свою маму»

Задачи:

  1.  Закреплять правильное произношение звуков.
  2. Развивать интонационную выразительность.

Ход игры:

У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок). Кто у цыпленка мама? (курица). Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи).

 Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Цель: развитие речи ребенка.

Правила игры:

Для игры понадобится мячик. Дети могут построиться в круг, ведущий (это может быть воспитатель или другой ребенок) стоит в круге и держит мяч. Называя любое слово, он бросает мяч ребенку, который стоит в общем круге. Если слово обозначает съедобный предмет, то мяч нужно поймать. Если названный предмет не съедобный – мяч следует отбить или вернуть ведущему. Следующее слово загадывается следующему ребенку по кругу.

Игра «Волшебный кубик»

Цель: развитие речи ребенка.

Материал: кубики с картинками на каждой грани.

Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

Ход игры.

Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани - например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит с имитировать гул самолёта.

Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.

Игра «Почтальон принёс открытку»

Цель: учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход игры.

Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: 

Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

Таким образом,  рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

Игра  «Бабочка, лети!»

Цель: добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Материал: 5  бумажных  ярко  окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Ход игры:

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие

красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые!

Посмотрим,  могут  ли  они  летать.  (Дует  на  них.)

Смотрите,  полетели.

Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?»

Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Игру повторяют несколько раз, каждый раз с новой группой  детей.  Нужно  следить,  чтобы  дети  стояли  прямо,  при  вдохе  не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха.

Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не  более  десяти  секунд  с  паузами,  в  противном  случае  у  него  может закружиться голова.

Игра «Кто, где живёт?»

Цель: закрепить употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Задачи: закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развитие мелкой моторики рук.

Материал: вырезанные из картона изображения животных (мордочки), приклеенные на прищепки, картонный круг с изображением еды животных (разделены по секторам) с одной стороны и названия животных с другой стороны.

Ход игры:

Воспитатель раздаёт детям нарисованные мордочки животных, а затем предлагает детям покормить животных. Дети поочерёдно находят, то, что кушают животные и прищепками соединяют.  

Игра «Скажи, какой»

Цель: учить ребёнка выделять и называть признаки предмета.

Материал: набор овощей: огурец, помидор, перец; набор фруктов: яблоко, груша, апельсин.

Ход игры: поочерёдно достаньте из коробки предметы, назовите их, например, это — груша. Предложите ребёнку назвать признаки предмета, ответив на вопрос: «Она какая?» (Жёлтая, мягкая, вкусная.) Далее покажите помидор (красный, круглый, спелый, сочный), огурец (продолговатый, зелёный, хрустящий). Игру продолжайте до тех пор, пока не будут рассмотрены все овощи и фрукты.

Игра «Назови, одним словом»

Цель: закрепить представления ребёнка об обобщающих словах.

Материал: картинки с изображением предметов мебели, игрушек, посуды, одежды.

Ход игры: предложите ребёнку рассмотреть картинки и назвать предметы, изображённые на них. Затем попросите его найти слово, которое объединяло бы такие предметы, как мяч, кукла, мишка, машинка — (игрушки). После того как ребёнок справится с этим заданием, предложите ему выбрать картинки и объединить их одним словом, например, тарелка, чашка, кастрюля — это … посуда и т.д.

Игра «Не разбуди Катю»

Цель: учить детей говорить тихо.

Материал: приготовить куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

Ход игры:

Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

Игра «Я быстрее»

      Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание: встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некотором отдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, но делать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории, например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда», «Мебель» и т. п

Заучивание стихотворений для развития речи.

Цель:  выучить стих

Стихотворения для детей 3–4 лет должны быть понятны. В них должно быть много звуков, которые не выговаривает ребёнок. После прочтения одного стихотворения задайте детям вопросы на эту тему. Они должны рассказать, что поняли из прочитанного.


Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.

Ход игры:

Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

сначала чай наливают, потом пьют

сначала человек ложится спать, потом встает

сначала самолет взлетает, потом…

сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.

Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:

сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,

сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…

Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.