Конспект занятия по речевому развитию «Деревья осенью».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Петришина Елена

Цель: Уточнить и расширить знания детей по теме "Деревья осенью"

Задачи: закрепить навыки словообразования и  словоизменения: согласование существительных с прилагательными4 существительных с глаголами;подбирать прилагательные к существительным; развивать связную речь.

Совершенствовать фонематическое восприятие;упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику.

Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №16 оздоровительной направленности»

Конспект занятия по речевому развитию

в подготовительной к школе группе по теме «Деревья осенью»

                                                                            Составила: Петришина Е. Н..

Г. Кириши

2018 год

Цель: уточнить и расширить знания детей по теме «Деревья осенью»

Образовательные задачи:                                                                                                                                            - закрепить навыки словообразования и словоизменения: согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным; развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.                                                                                                                 Развивающие задачи:                                                                                                                                             - совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление. Развитие координации речи с движением.                                                                                                                              Воспитательные  задачи:                                                                                                               --воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе, учить правильному поведению в природе.                                                                                                            Оборудование: картинки с изображением деревьев, картинки с изображением признаков осени, пень, массажные мячики, схема рассказа. Презентация «С какого дерева листок».              Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке, чтение стихов об осени, о деревьях, разучивание упражнения «Клен»                                                                                                                                                   Ход занятия.                                                                                                                                                 I. Организационный момент: (на столе сидит игрушка «Ежик»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?                                                         Дети: Ежик!                                                                                                                                 Воспитатель: давайте поприветствуем ежика.

Это что же за комочек (сжимать кулаки)                                                                                           Ковыляет между кочек? (перебирать пальцами)                                                                                                     На себе несёт комочек(сжимать кулаки)                                                                                                       Два листочка и грибочек.(разжимать пальцы в стороны)

Воспитатель: И ежик принес на своих иголках намек на то, о чем мы сегодня будем говорить. Давайте попробуем угадать?                                                                                                   Дети: вспоминают, что принес ежик(на своих иголках он принес листья деревьев)      воспитатель подводит к теме «Деревья осенью».                                                                      Воспитатель: Давайте поблагодарим ежика и погреем в руках маленькие мячики, которые так похожи на ежат. (Массажные мячики)

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением деревьев. Давайте перечислим те изменения, которые происходят с деревьями осенью. (Ответы детей. Например, листья желтеют, опадают, появляются плоды – перечисляем, какие. Воспитатель  добивается полного ответа).                                                                             Воспитатель: Молодцы, вы очень наблюдательны.                                                                   Воспитатель: А сейчас давайте покажем ежику, что мы умеем с помощью язычка показывать истории (Артикуляционная гимнастика «История веселого ежика».)

Наступила осень, тучки все чаще закрывают солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). Из этих тучек поливает дождь (цокать языком). Ежик выглянул в окошко (тянем язычок), потеплее оделся и отправился в лес. Он шел, не спеша по тропинке и услышал, как дровосек рубит старое дерево «Д-д-д». Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка ежика на чудесную полянку (лопатка). Сел язычок на пенёк (грибок) и огляделся (часики). Деревья стали такими красивыми, разноцветными, что ежик залюбовался (заборчик). Скоро тучек стало еще больше, и они вот-вот совсем спрячут солнышко (рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Ежик поспешил домой.            Воспитатель: Ребята, ежик решил узнать, какие вы знаете названия деревьев? (воспитатель кидает мяч, ребенок, поймавший его, называет дерево). А теперь назовите части дерева (корни, ствол, стебель, листья, крона).(2 слайд)-экорежим А знаете ли вы, чем отличается дерево от кустарника? Какие вы знаете кустарники? (шиповник, смородина, малина)                                                                                                                        Воспитатель: Давайте изобразим осеннее дерево (физминутка)

Дерево стоит, пошатываясь на ветру, вдруг налетел сильный ветер и сорвал листочки. Листочки медленно опускаются на землю. А дерево снова раскачивается, дышит свежим осенним воздухом. Но нут пошел дождь (похлопывания по себе), дождь становился все сильнее и сильнее… а потом затих. Тучки расступились и дерево снова стоит, раскачиваясь на ветру.

Воспитатель: Ребята, ежик очень любит собирать гербарии. Вы знаете, что это такое? Герба́рий (лат. — «трава») — коллекция засушенных растений.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поможем собрать листики для гербария Ежику.                 Проводиться интерактивная игра «С какого дерева листок?» (слайды со3 по 14)                          Дубовый лист упал с дуба                                                                                                                   Кленовый лист упал с клена                                                                                                                    Березовый лист упал с березы и т.д.. (дети на доске находят нужное дерево, листок после касания летит на свое дерево)                                                                                                         Молодцы, прекрасный получился гербарий!

Воспитатель: Ребята, а как называется в природе явление, когда опадают листья с деревьев?(листопад)-(15 слайд)                                                                                                Воспитатель: Ребята, вы мне рассказывали, что когда наступает осень, вся природа меняется, давайте с вами ощутим эти изменения

(Проводится массаж лица.)

Солнышко светит все меньше - поглаживаем лицо.                                                                                 Часто льет холодный дождь. - постукивание подушечками пальцев                                                       Ветер пронизывает насквозь. - пощипывание                                                                                                                 И мы радуемся каждому лучику солнца. - снова поглаживание

Воспитатель: Еж живет в лесу, а осенью с деревьев падает много листьев, и поэтому у него их много. И ему очень хочется похвастаться. (Игра «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…..».)                                                      Взрослый: «У меня есть дубовый лист (осиновый лист, кленовый лист, еловая шишка)».     Ребенок: «У меня нет дубового листа (осинового листа, кленового листа, еловой шишки)».  Воспитатель: А теперь давайте расскажем ежику, на что похожи некоторые листья деревьев. Игра «Ассоциация» (слайд16-19) экорежим                                                        Воспитатель: Наш Ежик очень внимательно все послушал и хочет нам рассказать интересную историю. Хотите послушать?(воспитатель обращает внимание детей на массажные мячики) Давайте возьмем наши маленькие ежики и будем участвовать в истории

4. Массаж-терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик.                                Показать массажный мячик в открытой ладони.                                                                                                  Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.                                                                                                                                         Несколько раз сжать и разжать ладонь с массажным мячиком                                                       Однажды ранним осенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.                                                                                                                                            Катать  мячик по ладони вперед- назад.                                                                        Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.                                                                                                               Круговые движения мячиком по ладони — сначала по часовой стрелке, потом против.                                                                                                                                Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик — сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый — и перебрался на другой берег!                                  Прокатить мячик по каждому пальцу, начиная с большого.                                                               А там поляна — большая, круглая, красивая!                                                                                      Круговые движения мячиком по ладони.                                                                                                    На поляне видимо-невидимо разноцветных листочков, наверное, ветром занесло! Красиво, как в сказке!Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик — один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!                                           Прокатить мячик по каждому пальцу, начиная с большого.                                      Быстро побежал Еж — сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!                                                                                                                      Катать мячик по ладони вперед- назад.                                                                                                                      А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! Зажать мячик в ладошке.

Воспитатель: Ребята, ежик рассказал вам свою историю, а давайте покажем ежику, как мы умеем составлять рассказ по схеме?  (20 слайд) (дети выбирают любимое  дерево и составляют рассказ по предложенной схеме)                                                                            Воспитатель: Давайте приготовимся, выпрямим спину, сядем красиво.                                          Дети составляют рассказ по схеме.                                                                                           Воспитатель: Ребята, Ежику очень понравились ваши рассказы, но он спешит домой, в лес.                                                                                                                                                                         Дети прощаются с ежиком.                                                                                                        Воспитатель:                                                                                                                                       -Понравилось вам играть с Ежиком?                                                                                                   -Что понравилось больше всего?                                                                                                                             -А что было трудно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по речевому развитию " Золотая осень" ( средняя группа)

Цель занятия: учить детей рассматривать картинку с изображением осени; показать детям многообразие красок золотой осени; познакомить с поэтическим творчеством. Прививать любовь к окружающей природе. Р...

Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в логопедической подготовительной к школе группе ДОУ.

Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости»  в логопедической подготовительной к школе группе ДОУ.Цель: совершенствовать устную речь детей.Задачи:Образов...

Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости» в подготовительной группе

Конспект занятия по речевому развитию на тему «В поисках Дерева Мудрости»  в подготовительной группе...

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе на тему "Наши деревья"

Тема:  «Наши деревья»Цель: развитие активной речи детей, обобщение знаний детей о разновидности деревьев.Задачи: Развивающая:1.Развитие  умений и навыков – развитие по...

Конспект занятия по речевому развитию "Деревья и кустарники"

Цель: Создать условия для развития связной речи и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ТНРЗадачи:Обучающие:Учить детей соотносить конкретное дерево с той или иной разновидн...

конспект занятия по речевому развитию в ст гр ТНР Деревья осенью

конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с ТНР Деревья осенью...

Конспект занятия по речевому развитию. Золотая осень

Цели занятия1. Обогатить словарный запас детей словами, связанными с осенью: «осень», «листья», «деревья», «желтый», «красный», «дожди...