Конспект занятия по речевому развитию "Деревья и кустарники"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Серикова Анна Андреевна

Цель: Создать условия для развития связной речи и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Задачи:

Обучающие:

Учить детей соотносить конкретное дерево с той или иной разновидностью леса.

Закреплять представления детей о деревьях и кустарниках.

Формировать умения детей связно, последовательно пересказывать рассказ с опорой на схему.

Развивающие:

Развивать связную речь у детей, словарь, слуховое внимание и память, координации речи с движением.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: письмо, мультимедийная презентация, карточки для составления предложений, опорные схемы для пересказа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Деревья и кустарники».

Цель: Создать условия для развития связной речи и познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Задачи:

Обучающие:

Учить детей соотносить конкретное дерево с той или иной разновидностью леса.

Закреплять представления детей о деревьях и кустарниках.

Формировать умения детей связно, последовательно пересказывать рассказ с опорой на схему.

Развивающие:

Развивать связную речь у детей, словарь, слуховое внимание и память, координации речи с движением.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: письмо, мультимедийная презентация, карточки для составления предложений, опорные схемы для пересказа.

Ход занятия

1. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята, к нам пришло письмо. Пишет его Лесовичек. Давайте прочитаем, что в нем написано.

- «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Лесовичек - хранитель леса. Охраняю я лес от людей, которые не ценят и не берегут лес. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас, относится к лесу бережно!»

- Ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес - это место где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, - это богатство нашей Родины - России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.

Сегодня мы с вами поговорим о деревьях.

2. Беседа о деревьях

- Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.

- Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)

- Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)

- Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на газонах, и т.д.)

- Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)

3. Измени слова по образцу:

береза – березовый,              рябина - ________________,

осина - ________________, тополь -  ________________,

клен - _________________, сосна - _ ________________,

ель - __________________, яблоня -  ________________,

кедр - _________________, шиповник - ______________.

4. Загадки о деревьях

- Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки. Если вы отгадаете на экране появится дерево.

1. Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)

2. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

3. Сучки рогатые, плоды крылатые,

А лист - ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

4. Весною зеленела, летом загорела,

Осенью надела красные кораллы. (рябина).

Вы молодцы, отгадали все загадки.

А теперь лесовичек предлагает вам ребята отдохнуть и сделать физминутку.

4. Физкультминутка

Мы вокруг березы

Весело пойдем,                    Дети становятся в круг и идут,

Руки вверх поднимем,         поднимают,

Покружимся слегка.             кружатся,

И подбросим листья

Вверх под облака.                делают движения подбрасывания.

5. Собери предложение:

Прячутся, кроне, в, птицы, клена.

Сидит, дятел, стволе, березы, на.

Яблоней, много, под, яблок, было.

Земле, на, опавших, листьев, много.

6. Подготовь пересказ текста:

Крылатые семена

      Стоял во дворе клен. И были на нем семена. Маленькие, кругленькие. Семена глядели по сторонам, и все им во дворе нравилось: и ребятишки, играющие в мячик, и кошка, сидящая на заборе, и собака, бегающая по всему двору.

     Но больше всего им нравились птички, которые летали над кленом, махая своими замечательными крылышками.

     «Были бы и у нас такие чудесные крылышки, мы бы тоже смогли летать как птицы», - мечтали семена. Они так сильно хотели этого, что у них действительно отросли небольшие крылышки. Семена оторвались от дерева и полетели, кружась в воздухе.

     С тех пор семена клена стали крылатыми. Их так и назвали – крылатки.

Словарная работа:

Действительно – в самом деле.

Крылатка – семена растений с отростком, похожим на крыло.

Вопросы:

1)        Какое дерево стояло во дворе?

2)        Какими были семена у клена?

3)        Что видели семена во дворе?

4)        Кто больше всего нравился семенам?

5)        О чем мечтали семена?

6)        Как исполнилась их мечта?

7)        Почему семена клена назвали крылатками?

7. Пересказ по опорным картинкам

8. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому занятию по сказке "Двенадцать месяцев"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)

Закрепление знаний в рамках образовательных областей  «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...