Логопедические игры для детей 5-7 лет.
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Шафоростова Елена Ивановна

Проводя данные игры, логопед поможет детям:

—  автоматизировать и дифференцировать звуки Ш, Ж, Ч, Щ;

—  расширить словарный запас;

—  овладеть звукослоговым анализом слов и предложений;

—  навыками словообразования и словоизменения;

—  развивать зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные процессы;

—  различать цвета и формы;

—  развивать связную речь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_igry.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические игры.

Логопедам и воспитателям логопедических групп предлагается ряд настольных игр для     детей 5—7 лет.

Проводя данные игры, логопед поможет детям:

  • автоматизировать и дифференцировать звуки Ш, Ж, Ч, Щ;
  • расширить словарный запас;
  • овладеть звукослоговым анализом слов и предложений;
  • навыками словообразования и словоизменения;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные процессы;
  • различать цвета и формы;
  • развивать связную речь.

Игра 1. «Посмотри и назови»

Цель: автоматизация звука «Ш» в слогах и фразах; обучение детей правильному согласованию имен существительных с числительными или словом «много» (предлоги «на», «по», «в»).

Оборудование: карточки с изображенными на них предметами на звук « Ш » в единственном и множественном числе.

Ход игры

Логопед: Карточку получит тот, кто повторит слоговой ряд:
ша-ша-ша        ши-ша-шо-шу

шо-шо-шо        Или        шта-шка-шна-шва

шу-шу-шу        аш-ош-уш-ыш-иш и т.д.

ши-ши-ши

За правильный ответ дети получают карточки с изображением предметов во множественном числе, раскладывают их на столе и называют. У логопеда остаются карточки с предметами в единственном числе.

Логопед: Я нашла в лесу шишку.

Ребенок: Я нашел в лесу много шишек (или пять шишек).
Логопед: Я оставила на столе один карандаш.
Ребенок: Я оставил на столе три карандаша.
Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки. В этой игре и в дальнейших играх логопед выставляет карточки на одну сторону доски, а дети — на другую.

Игра 2. «Назови и подари»

Цель: автоматизация звука «Ш» в словах и фразах; обучение детей правильному согласованию существительных с числительными и прилагательными, правильному употреблению местоимений: мой, моя, моё, мои.

Оборудование: карточки с изображенными на них предметами на звук «Ш» в единственном и множественном числе.

Ход игры

Логопед начинает игру, постепенно усложняя фразу.

  1. Логопед: Карточку получит тот, кто определит, где находится звук «Ш» в слове. Логопед показывает детям картинки с изображением предметов во множественном числе, дети поочерёдно называют слова и определяют место звука в слове. (У детей картинки с изображением предметов во множественном числе, у логопеда — в единственном).
  2. Логопед выставляет на доску картинку с изображением предмета в единственном числе.

Логопед: Я сорвала одну ромашку.

Ребенок, у которого находится карточка с изображением таких же предметов во множественном числе, составляет свое предложение и выставляет свою карточку на доску. Ребенок: Я сорвал три ромашки.

'Логопед: Я увидела одну зеленую лягушку (выставляется картинка с изображением одной лягушки).

Ребенок: Я увидел двух зеленых лягушек.

В зависимости от возможностей детей можно расширить фразу прилагательными: яр кий, круглый, вкусный и т.д.

Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки.

3.        Затем логопед показывает карточки с изображениями предметов во множественно»
числе по одной и задает, например, такие вопросы. Чьи шапки? Чей шарф? Чья лягушка'
Чьи груши?

Дети отвечают: Мои груши. Мой шарф. Моя лягушка. Мои шапки. Логопед за правильный ответ возвращает карточку.

И так далее, пока не закончатся карточки.

4.        После этой игры начинается парная игра в «Подарки» — дети дарят друг другу кар
точки.

Первый ребенок: Я тебе подарю шапки. Второй ребенок: Я тебе за шапки подарю груши. Первый ребенок: А я за груши тебе подарю пушки. Второй ребенок: А я тебе за пушки подарю мешки и т.д.

Игра 3. «Будь внимательным!»

Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в словах и фразах.

Оборудование: карточки с изображениями предметов в единственном и множественном числе на звуки «Ш» и «Ж».

Ход игры

Логопед: Кто придумает слова со звуками «Ш» и «Ж», тот получит карточку.

Логопед вручает карточки со звуками «Ш» и «Ж» с изображением различных предметов, повернув их обратной стороной. Сначала дети решают пример. После этого — переворачивают карточки и проверяют ответ, затем называют изображение и делят карточки на две группы: в одной группе — карточки со звуком « Ш », в другой — со звуком « Ж ». Начинается игра.

Логопед: Я оставила один карандаш на столе.

Ребенок: Я оставил три карандаша на столе.

Логопед: Я увидела одного серого ежа.

Ребенок: Я увидел трех серых ежей.

Логопед: Одна серая кошка поймала мышку.

Ребенок: И мои четыре серые кошки поймали по мышке и т.д.

Можно продолжить игру, повторяя пары слов со звуками «Ш» и «Ж». Например, мешок — желудь, пушка — жук, груша — пружина и пр.

Игра 4. «Зевака»

Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж», обучение детей слоговому анализу слов; согласованию числительных с существительными.

Оборудование: карточки с изображениями предметов во множественном числе на звуки «Ш» и «Ж», карточки с изображениями цифр и числовых сигналов (в пределах 5).

ХОД игры

Логопед: Карточку получит тот, кто разделит слово на части. (Предметы на карточках во множественном числе.)

Когда все карточки у детей, начинают игру в «Зеваку». Логопед выставляет сигнальную карточку (изображение цифры и числового сигнала в пределах 5).

Логопед: Раз, два, три, четыре, пять, прошу вот столько предметов мне отдать. (Выставляется, например, карточка с числовым сигналом и цифрой 2.)

Первый ребенок: Возьмите два ножа.

Второй ребенок: Возьмите два кувшина и т.д.

Необходимо контролировать, чтобы дети отдали все карточки, на которых изображены предметы в количестве двух.

Потом выставляют сигнальные карточки с цифрами: три, четыре, пять. Играют до тех пор, пока не закончатся цифры и карточки. «Зевака» тот, у которого осталась какая-то карточка.

Игра 5. «Выбери и назови»

Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в словах и фразах; учить детей согласовывать прилагательные с существительными.

Оборудование: карточки с изображением предметов в единственном числе; карточки с цветными кляксами; пособие «Звуковая дорожка».

Ход игры

Детям предлагают рассмотреть и назвать картинки, расположенные в пособии «Звуковая дорожка».

Логопед: Карточку получит тот, кто на «дорожке» найдет слово со звуком «Ш» (или звуком «Ж»).

После того как дети рассмотрели и назвали предметы, в названии которых есть звук «Ш» или «Ж», сообщается условие игры: надо определить и отдать карточки того или иного цвета.

Логопед: Пошла гулять,

Зеленое собирать,

Кому не жалко — отдавай,

Цвет правильно называй. В зависимости от возможностей детей называется цвет или выставляется цветовой сигнал (см. приложение: карточки с изображениями цветных клякс). Первый ребенок: Возьмите зеленую лягушку. Второй ребенок: Возьмите зеленый флажок и т.д. Логопед: Пошла гулять,

Красное собирать,

Кому не жалко — отдавай,

Цвет правильно называй. Первый ребенок: Возьмите красный шарф. Второй ребенок: Возьмите красные флажки и т.д.

Потом собирают синее, желтое и т.д. до тех пор, пока не соберут картинки всех цветовых сигналов.

Игра 6. «Почему? — Потому что!»

Цель: дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в словах, фразах; обучение детей составлению сложных предложений с союзами «потому что», «пока», «после того как», «как только», «если».

Оборудование: карточки с изображениями предметов в единственном и множественном числе на звуки «Ш», «Ж».

Ход игры

Логопед: Карточку получит тот, кто прочитает слово и правильно решит пример.

Слова и примеры записаны на обороте карточки. Предполагается, что дети уже умеют читать и считать до пяти. Ребенок, переворачивая карточку, убеждается в правильности прочитанного слова. Логопед начинает игру. У детей на карточках изображены предметы во множественном числе, у логопеда — в единственном.

Логопед: Маша, почему я показываю тебе одну шапку?

Маша: Потому что у меня две шапки. (Ставит рядом свою карточку.)

Логопед: Почему я, Ваня, показываю тебе одного жука?

Ваня: Потому что у меня три жука и т.д.

Игра усложняется. Логопед постепенно расширяет фразу.

Логопед: Пока вы рассматривали картинки, я на тарелку положила одну грушу. Ребенок: Вы положили одну грушу, а я положил на тарелку три груши и т.д. Логопед: Как только вы перевернули карточки, я на дороге увидела одну красную машину.

Ребенок: Как только Вы увидели одну красную машину на дороге, я увидел две синие машины на дороге и т.д.

Логопед: (Дети смотрят на свои карточки и карточки логопеда.) Если я тебе, Маша, отдала одну шубу, то ты мне дай две шубы.

Ребенок: Если я Вам отдам две шубы, то Вы мне дайте одного ежа и т.д.

Использованная литература:

З.Т.Бобылева Игры с парными карточками. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. — М.: ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2007. — 36 с.