Главные вкладки

    План – конспект образовательной деятельности (развитие речи + познавательная деятельность) в подготовительной к школе группе на тему «Наши помощники – органы чувств»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Ковалева Юлия Александровна

    Формировать у детей представление о значимости органов чувств  для жизнедеятельности человека.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_konspekt_otkr_zanyatiya.docx23.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – «Центр развития ребенка – детский сад №89»

    План – конспект образовательной деятельности (развитие речи + познавательная деятельность) в подготовительной к школе группе на тему «Наши помощники – органы чувств»

    Конспект подготовила:

    воспитатель Ю.А. Ковалева

    Конспект проверила:

    Заведующая д\с Н.В. Белова

    Нижнекамск, 2017

    Дата проведения: 04.04.17

    Возраст детей: 6-7 лет

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Музыка»

    Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная.

    Цель: формировать у детей представление о значимости органов чувств  для жизнедеятельности человека

    Задачи:

    - побуждать детей к познанию органов  чувств,  знакомить с элементарным строением, функциями, значением  органов чувств;

    -развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое,  обонятельное восприятие, память, мышление;

    - учить делать выводы на основе наблюдений,  экспериментирования;

    - развивать активную речь детей;

    - воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила личной гигиены, заботиться о своем  организме;

    -учить составлять рассказ опираясь на схемы

    Планируемые результаты:  дети знают названия пяти органов чувств и их назначение,  правила гигиены по уходу за ними,  описывают предмет , называя 3-4 основных свойства, самостоятельно используют элементарные способы обследования с помощью органов чувств, умеют при помощи карточек составлять описательный рассказ про органы чувств.

    Предварительная работа: проведение ознакомительного занятия по органам человека, отгадывание загадок, изучение пословиц на данную тему.

    Материалы и пособия: ноутбук, проектор, презентация на тему «Органы чувств», стулья по количеству детей, табличка на двери «Лаборатория по изучению органов чувств человека»,  зеркала на каждого ребенка, 4 чашки с соленой, сладкой, горькой, кислой водой, 4 чашки с шоколадом, хлебом, луком, апельсином, мешочек с предметами – монетка, мяч, вата, клубок ниток.

    п\п

    Этапы НОД

    Ход занятия

    Ответы детей

    1.

    Организационный момент

    - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию по изучению органов чувств. Вот мы и в лаборатории, проходите. Посмотрите, как много гостей – ученых нас ожидают. Давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им здоровья. А теперь пора приступить к нашей работе.

    Дети разными словами приветствуют гостей

    2.

    Постановка целей

    - Коллеги, сегодня нам с вами предстоит узнать все о наших помощниках – органах чувств, а так же научиться самим рассказывать о них по карточкам.

    3.

    Основная часть

    Физкультминутка

    - Ребята, ответьте мне на вопрос, только не торопитесь, а сначала подумайте – что на свете всех дороже? Верно, здоровье. А как вы думаете, какой это здоровый человек? А какие пословицы и поговорки вы знаете о здоровье? (В здоровом теле- здоровый дух. Здоровье дороже денег. Кто не болел, тот здоровью цены не знает. Здоровье растеряешь, ни чем не наверстаешь.) Молодцы, ребята! В нашей лаборатории мы попробуем провести исследования органов чувств человека. Какие органы чувств вы знаете?

    -Правильно, они помогают нам познавать окружающий мир, поэтому их и называют нашими помощниками. Итак, исследуем первую лабораторию. Я загадаю загадку, а вы, отгадав её, поймете, какой орган чувств здесь исследуют:

    На ночь два оконца

    Сами закрываются,

    А с восходом солнца

    Сами открываются.

    (глаза)

    - Да, в этой лаборатории изучают зрение. Для чего людям нужны глаза?  Да, правильно, учёные считают, что большую часть информации об окружающих нас предметах мы получаем через зрение, то есть с помощью органа зрения – глаз. Возьмите зеркала, рассмотрите свои глаза. Какого цвета бывают глаза? Какой формы? Природа сама позаботилась о том, чтобы уберечь наши глаза от многих неприятностей. Например, брови не дают попасть поту в глаза, а ресницы защищают от пыли. И мигаем мы, оказывается, не просто так, а очищаем поверхность глаз от самых мелких пылинок. Но никакая природная защита не поможет, если вы вдруг начнете чесать или тереть глаза грязными руками. Можно так делать? (нет) А почему?  В глаз попадут микробы, он начнет слезиться и болеть. Нельзя утомлять свои глаза: читать лежа, целый день сидеть у телевизора или компьютера- для глаз это очень вредно. А полезно делать гимнастику (Презентация – гимнастика для глаз)

    -Это верно, глаза играют большую роль в нашей жизни. Но иногда нам совсем не обязательно нужно что- то видеть: мы можем узнавать об окружающих нас предметах и с помощью других органов чувств. Сейчас мы с вами это докажем. Входим во вторую лабораторию. 

    Опыт № 1. Воспитатель завязывает одному из детей глаза и предлагает угадать, что за звуки ребёнок услышит, в то время как воспитатель производит следующие действия: сминает бумагу, льёт воду, звенит в колокольчик.

    С помощью какого органа мы смогли узнать, что это за звуки? Понадобились ли нам для этого глаза?

    Значит для человека важны не только глаза. Давайте вспомним как нужно следить за своими ушами. (Ответы детей).

    Какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели? (Презентация) Да, ребята, наши уши очень чувствительны и боятся слишком сильного шума: слишком громкой, грохочущей музыки; пронзительных криков и воплей. Надо оберегать их от шума, сквозняков и чистить их надо очень осторожно мягким ватным жгутиком.

    Проводится игра «Узнай по голосу»

    Правила игры: все встают в круг, водящий ребенок – в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

    Даша,

    Ты стоишь в кругу,

    Мы зовем тебя: «Ау!»

    Глаза закрывай,

    Кто позвал тебя, узнай!

    Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

    -Переходим в следующую лабораторию, тут мы будем знакомиться с носом. Кто знает, для чего нам нужен нос? Нос определяет запахи, но он нужен не только для этого. Попробуйте поговорить с зажатым носом.  Сразу начинаешь задыхаться. Можно, конечно, дышать и ртом, но тогда прекращаешь говорить. Значит, нос нужен ещё и для того, чтобы можно было говорить и  одновременно дышать. А теперь попробуйте сделать несколько вдохов сначала ртом, а потом носом. Когда воздух был холоднее? Правильно, когда мы вдыхаем его ртом. Значит, в носу воздух согревается и в горло попадает уже тёплым. Давайте сыграем с вами в игру  «Узнай по запаху»

    Опыт №2 Предлагаю детям с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в чашках (шоколад, апельсин, лук, хлеб и т. д.)

    Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус). В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств. Опыт №3 Что видят наши глаза? (4 стакана с водой).Что чувствует нос? (нос не чувствует никакого запаха). Чтобы доказать, что в стаканах разная жидкость мы воспользуемся другим органом чувств, каким? Каким органом мы чувствуем вкус?

    Вызываются по очереди 4 ребёнка, которые определяют вкус воды в стаканах и прикрепляют соответствующую метку Сл-сладкий, К – кислый, Г – горький и Сол – солёный.

    Во рту человека находится язык. Он даёт возможность человеку чувствовать вкус пищи. У него есть специальные вкусовые луковички, которые помогают различать сладкую , горькую, солёную и кислую пищу. А ещё он помогает разговаривать, Попробуйте прижмите язык книзу и попробуйте разговаривать без его участия. Ничего не получится! А теперь попробуйте произнести звуки «Т», «Ж», «К», «Р» и следите при этом, где находится язычок. Каждый раз он в другом месте, значит, изменяя положение языка, мы можем произносить разные звуки. Во рту так же находятся зубы, за ними тоже нужно ухаживать. Если не соблюдать правила гигиены и брать в рот все предметы  без разбора,  можно занести инфекцию и поранить слизистую оболочку рта.

    Посмотрите на рисунки и скажите, где наши враги и друзья (Презентация).

    Но это ещё не все органы чувств. Существует ещё осязание - это свойство кожи человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Поэтому когда мы ласкаем кошку, нам приятно её гладить и ощущать мягкость ее шерстки. Давайте

    проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.

    Опыт №4. «Волшебный мешочек».

    Дети: Мы можем потрогать то, что лежит в мешочке, и попробовать определить, что это такое. Поможет нам в этом орган осязания - кожа.

    Каждый ребёнок нащупывает один из предметов в мешочке и описывает его:

    Вата – мягкая, лёгкая, тёплая;

    Манетка – легкая, гладкая, холодная;

    Резиновый мячик – упругий, гладкий, круглый;

    Клубок ниток – мягкий, тёплый, круглый…

    Кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение.) Что полезно? (Вода, мыло, мочалка, крем).

    Здоровье

    Здоровый человек красивый, сильный, умный, счастливый, все органы работают правильно

    Глаза, нос, уши, язык, кожа

    Помогают видеть все вокруг

    Глаза начнут болеть

    Пытается отгадать

    Мы смогли узнать при помощи органы слуха – ушей, глаза нам в этом не помогали

    Ответы детей

    Когда вдыхали ртом.

    Ответы Детей

    Языком

    Произносят, наблюдают за положением языка

    Друзья – вилка, зубочистки, зубная нить

    4.

    Заключительная часть

    Ну вот, мы с вами исследовали все органы чувств человека. Давайте вместе их назовем еще раз (Презентация – выставляются карточки по порядку)

    Глаза – орган зрения. Кто что помнит про этот орган?

    Уши – орган слуха. Что запомнили об этом органе?

    Нос – орган обоняния. Что можете сказать об этом органе?

    Язык – орган вкуса. А про этот?

    Кожа – орган осязания. Что узнали об этом органе?

    Ответы детей

    5.

    Подведение итогов

    - Давайте теперь попробуем ещё раз ответить на вопрос: Какой орган важнее?

    Ребята, мне очень понравилось как вы отвечали на вопросы, очень понравилось ваше поведение. А что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

    В следующий раз мы познакомимся с другими органами нашего тела, а пока попрощаемся с гостями и пройдем в свою группу

    Все органы важны. Они дополняют друг друга, помогают друг другу работать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

    Конспект  организованной образовательной  деятельности по валеологии в старшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств».В организованной образовательной деятельности используютс...

    Конспект занятия по валеологическому воспитанию в средней группе на тему: «Наши помощники-органы чувств»

    ] .Закрепить знания об органах чувств.2.Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.3.Воспитывать потребность быть здоровым.4.Учить переда...

    Конспект организованной образовательной деятельности по области «Здоровье» во второй младшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»

    Конспект организованной образовательной деятельности  по области «Здоровье» во второй младшей группе на тему: «Наши помощники - органы чувств»Программное содержание:1. Познакомить детей с органам...

    Конспект НОД по познавательному развитию (ОБЖ) во второй младшей группе на тему: "Наши помощники-органы чувств"

    Конспект НОД во второй младшей группе для знакомства детей с основами безопасной жизнедеятельности и здоровьесбережения в рамках познавательного развития...

    Конспект занятия по валеологическому воспитанию в средней группе на тему: «Наши помощники-органы чувств»

    Цели:] .Закрепить знания об органах чувств.2.Уточнить, какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира.3.Воспитывать потребность быть здоровым.4.Учить передав...

    НОД в старшей группе на тему: «Наши помощники – органы чувств»

    Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:Образовательные:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, ...