Активизация речи детей через изобразительную деятельность
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Денисова Валентина Владимировна

Занятия изобразительной деятельностью направлены не только на художественно-эстетическое развитие, но и  на психическое, личностное, познавательное развитие,формирование сенсорных установок (в цвете, форме, величине, фактуре предметов) и конечно интенсивно развивается речь ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация речи детей через изобразительную деятельность.     Из опыта работы воспитателя- Денисовой Валентины Владимировны.

    Занятия изобразительной деятельностью с детьми младшего дошкольного возраста направлены не только на художественно-эстетическое развитие малышей, через изо-деятельность происходит психическое, личностное интенсивное познавательное развитие; формируются первые сенсорные установки в цвете, форме, величине, фактуре предметов и конечно интенсивно развивается речь ребёнка, ведь в дошкольном возрасте ребёнок проходит путь «от эстетического к умственному», а не наоборот.

    Осваивая мир предметов и способы их использования в предметно-орудийной деятельности, ребёнок накапливает чувственный опыт, знания, впечатления, это и определяет содержание ассоциативных образов в рисунках. В появлении ассоциативного образа большую роль играет речь.

    Действия во время рисования ребёнок сопровождает речью, обозначает словом свой рисунок, хотя объективного сходства с реальным предметом ещё нет.

    В процессе обучения детей младшего возраста рисованию я ставила следующие задачи:

 - Формировать  у малышей интерес к предметам изобразительного искусства.

- Обогащать опыт ребёнка яркими впечатлениями.

- Воспитывать интерес к собственной изобразительной деятельности (желание рассказать о рисунке, о своих впечатлениях).

- Помогать ребёнку, осваивать способы изображения, знакомить со свойствами материалов.

-Развивать сенсорные ориентировки.

-Создавать условия для развития позитивного образа «Я», смелости в активном проявлении себя в процессе деятельности.

   Большую роль в обогащении ребёнка чувственным опытом, уделялось наблюдениям. В природе, в живом уголке, в  непосредственном общении с предметами у детей формируется яркое живое представление об окружающем мире. При этом наблюдение должно быть целенаправленным, эмоциональным, активным и неоднократным.

 Подвести ребёнка к пониманию того, что мир существует и в образах нам помогают произведения изобразительного искусства.

    Иллюстрации в книгах, художественно выполненная народная игрушка- первые предметы изобразительного искусства с которыми мы знакомим малышей. Иллюстрации таких художников как Ю.А. Васнецов, Е.М.Рачёв, Е.И.Чарушин, мы используем в предварительной работе и на занятиях по развитию речи.

  У малыша нет опыта изображения, поэтому показ способа изображения очень важен в обучении рисованию детей младшего возраста.

      Особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью занимают игровые приёмы - это способы совместного развития, совместного игрового замысла, путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленных на создание мотивации действий и развития детей.

      Комплекс авторских дидактических игр позволяет развивать внимание, память , фантазию, в игре формируются чувство цвета, формы, величины, дети учатся высказываться.(«Бабочки и цветы», «Домики и гномики», «Разложи карандаши в коробке», «Собери картинку»)

     Разнообразие методов и приёмов, применение их в соответствии с уровнем развития изобразительной деятельности даёт возможность постепенного развития ребёнка: от первых образов в каракулях до уверенного и самостоятельного рисования , интереса к своему рисунку, стремления показать его своим близким, рассказать , что он нарисовал.

  Начать рисовать ребёнку удобнее восковыми мелками. Они не крошатся, не пачкают руки, оставляют яркий след на бумаге. Удобно использовать фломастеры с толстым стержнем, они не требуют значительных усилий.

      При знакомстве с красками и карандашами необходимо учить правильно держать кисть и карандаш.

      Нетрадиционные приёмы рисования позволяют расширять изобразительные приёмы рисования позволяют расширять изобразительные возможности детей и привлечь родителей к совместной с ребёнком изобразительной деятельности направленной на освоение способов развивающего взаимодействия с собственным ребёнком.

 Используя различные формы работы, поддерживая малыша в стремлении рисовать самому , мы удивляемся, восхищаемся его рисунками, демонстрируем их близким, сверстникам на выставках.

    Доброжелательный характер общения с детьми, оптимистический настрой, уверенность в успехе детей, создание положительного эмоционального фона, позволяет побуждать интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи и рисунке.

  Рисуя то, что интересует и волнует , ребёнок получает уникальную возможность перенести на бумагу , выплеснуть свои переживания , а не хранить их в себе, особенно тогда, когда его речевые возможности ещё ограничены, в силу возраста, и это способствует сохранению его психического здоровья и эмоционального благополучия.

 

   

   

     

   

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация речи детей посредством изобразительной деятельности

Конспект занятия по развитию у детей старшего дошкольного возраста способностей к художественному образному мышлению и развитию речи через формирование умений и навыков работы над графическими компози...

Активизация речи детей в коммуникативной деятельности (картотека коммуникативных игр)

Коммуникация - это всегда обмен информацией между людьми, который может осуществляться вербально (речь) и невербально (жесты, мимика, интонация). Одной из форм активизации речи является создание игров...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Создание условий по активизации речи детей средствами театральной деятельности».

Практические рекомендации для воспитателей по театральной деятельности как средству развития речи....

Активизация речи детей через дидактические игры в познавательной деятельности

Осуществляя речевое развитие детей, я ставлю перед собой цель - способствовать активизации речи в разных видах деятельности...

Мастер - класс "Активизация речи детей через артикуляционные упражнения"

Познакомить  с понятием «артикуляционная гимнастика», ее значением. Научить правильно выполнять артикуляционные упражнения....

Активизация речи детей через различные виды деятельности

Реальную и полноценную помощь ребенку могут оказать только те лица, которые постоянно взаимодействуют с ним, используя в игровой и предметно-практической деятельности с ребёнком специальные методы и п...