Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Создание условий по активизации речи детей средствами театральной деятельности».
учебно-методический материал

Бедушкина Елена Витальевна

Практические рекомендации для воспитателей по театральной деятельности как средству развития речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

по теме: «Создание условий

по активизации речи детей

 средствами театральной деятельности».

2019г.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, так как процент дошкольников                   с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. У дошкольников отмечаются также такие  психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь. Речевые нарушения затрудняют, а иногда вообще делают невозможным развитие коммуникативной компетентности детей. Указанные проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода, через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.

Поэтому  - основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников.  Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления.

Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.

Театрализованная деятельность  стимулирует: 

  1. Активную речь за счёт расширения словарного запаса.
  2. Совершенствует артикуляционный аппарат.
  3. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
  4. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
  5. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Начинать работу по организации театральной деятельности необходимо    с создания правильно организованной предметно-пространственной среды:

  • Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»);
  • Детская художественная, познавательная и методическая литература;
  • Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, костюмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров: би-ба-бо, настольный,
  • пальчиковый, резиновой игрушки, на банках, на прищепках, на дисках, варежковый театр, на стаканчиках, театр на ложках, топотушки, и др.);
  • Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом», «Настроение Антошки» и др.);
  • Подборки тематических презентаций;
  • ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).

Формы организации театрализованной деятельности.

  • Совместная деятельность взрослых и детей.
  • Мини-игры на других занятиях.
  • Театрализованные занятия.
  • Самостоятельная  театрализованно - художественная деятельность.
  • Чтение художественной литературы.
  • Театрализованные игры-спектакли.

Условия, благоприятные для развития театрализованных игр:

  • учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Обращаться к потешкам, шуткам,стихотворениям, в том числе к тем, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был, - Шил сапожки? - Шил»)
  • воспитывать у детей интерес к театральной деятельности. Создавать ситуации, когда персонажи театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку воспитателя) пришел знакомиться с детьми, читает им стихи. Воспитатель, вовлекая детей в разыгрывание знакомых сказок, применяя различные виды театра, используя элементы костюмов, атрибутов, вызывает у малышей большой интерес играть в сказку.
  • уделять серьезное внимание подбору литературных произведений.

Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характерами. Более всего сюда подходят сказки. Их легко обыграть, т.к. они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

  • Развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей. Главный акцент должен делаться не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.

Работа над театрализованной постановкой происходит

в несколько этапов.


1. Подготовка речевого аппарата к овладению звуками речи. Где развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, шум прибоя, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др.

2. Работа над мимикой. Задача - научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики, что дает возможность определить мимику героя через его эмоциональное состояние.


3. Работа над голосом. Задача - развитие речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. Для этого проводятся оздоровительные и фонопедические упражнения, которые корректируют произношение звуков и активизирует интонационный выход.


4. Работа над жестом и движением. Задача - научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа. Помогает передать выразительность движения театральные этюды, где идет знакомство с артистическими навыками дошкольника.


5. Заучивание роли. Выучить текст конкретной роли.
Прием «Книжечка». Закрыть лицо ладонями и вспомнить как можно больше предложений из текста. Затем, жестом ладони "превращаются" в раскрытую книгу. Дети, не отвлекаясь от "воображаемой книги", по очереди как бы "читают" из неё те предложения, которые запомнили.

Театрализованная деятельность в разных возрастных группах:

Младшая группа

  • В возрасте 2 - 3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей. Вначале это будут короткие инсценировки, например, портретная зарисовка и диалог воспитателя и персонажа с детьми.
  • Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр отражают круг повседневных интересов детей: игры с куклами, с машинками, в стройку, в больницу и т. д. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, воспитатель передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. Все слова и движения персонажей должны ясно определяться, различаться по своему характеру и настроению, следовать нужно в небыстром темпе и действие должно быть непродолжительным. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности малышей проводятся специальные этюды, упражнения на развитие эмоций. Например, простые этюды "Солнышко встаёт", "Солнышко садиться", в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, можно добиться выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки, делая это старательно и беззаботно. Упражнение усложняется, когда перед ними встаёт задача подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Театрализованная игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.

Средняя группа

Ребёнок постепенно переходит:

  • от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
  •  игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
  •  игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
  • создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
  • углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:
  •  многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»);
  •  игры - драматизации по рассказам по рассказам на тему " Труд взрослых";
  •  постановка спектакля по произведению.

 Старшая группа

  • Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Проводятся прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетических наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Подготовительная группа

  • Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Лисёнок в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
  • Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
  • В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
  • нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
  • знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
  • давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
  • проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
  • Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Например, упражнение на звуковое воображение: Можешь ли ты услышать, что говорит облако? Может, оно поёт, вздыхает? Представь и услышишь необыкновенные звуки или придумай свои, никому пока неизвестные. Опиши или нарисуй свой собственный звук.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Pin this image on Pinterest


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей на тему: "Регулирование темпо-ритма речи в коррекции заикания детей"

Уважаемые родители! Коррекция заикания осуществляется комплексным методом: медикоментозное лечение, психотерапия, речевые занятия.  В этой работе поговорим об одном из  речевых  методов...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Работа детей с красками- начало творческой деятельности»

Семинар-практикум для воспитателей по теме:      «Работа детей с красками- начало творческой деятельности»...

Тема самообразования: «Активизация речи через театральную деятельность»

План повышения квалификации (самообразования)  воспитателя по обучению детей татарскому языку...

Семинар - практикум для педагогов на тему:«Формирование грамматически правильной речи у детей с ОВЗ».

              Данный семинар был подготовлен и проведён с целью дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования грамматического строя речи; ...

"СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: Создание психолого-педагогических условий для успешной социализации дошкольников путем толерантности к народам,проживающим на территории России".

Россия расположена в Восточной Европе и северной части Азии. По площади она самая большая в мире. В ней проживают представители более 200 национальностей....

Семинар-практикум для педагогов на тему: "Создание обучающих игр в формате PowerPoint"

Цель: Обучение технологии создания интерактивных дидактических игр в программе PowerPoint. Задачи• Формировать представления о новых возможностях программы PowerPoint&bul...

Семинар – практикум для родителей по теме «Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

Для знакомства родителей с пальчиковыми играми, развития умений по изготовлению пособий для развития речи, обучения игровым приёмам был проведён семинар-практикум "Развиваем пальчики - стимулируе...