«Знакомство детей с татарской культурой и национальными традициями»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Формулировать интерес детей к быту татарского народа. Учить узнавать и называть национальную одежду. Приобщать детей к национальной культуре, к родному языку, обогащая речь словами. Приучать детей к вежливости: первыми здороваться со взрослыми, прощаться, воспитывать умение благодарить за оказанную помощь, внимание. Воспитывать  доброжелательность, любовь к старшим, развивать национально-патриотические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_starshey_gruppe.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство детей с татарской культурой и национальными традициями»

Программное содержание: Формулировать интерес детей к быту татарского народа. Учить узнавать и называть национальную одежду. Приобщать детей к национальной культуре, к родному языку, обогащая речь словами. Приучать детей к вежливости: первыми здороваться со взрослыми, прощаться, воспитывать умение благодарить за оказанную помощь, внимание. Воспитывать  доброжелательность, любовь к старшим, развивать национально-патриотические чувства.

Словарная работа: Платья с оборками, камзол, фартук с вышивками, сундук, сервиз. Вежливые слова: здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, до свидания.

Материал: Сундук, национальная одежда (платье, фартук, камзол), вешалка, фартук для подарка, кумган, тазик, полотенце, кровать. Стол для чаепития: самовар, чайный сервиз, бавырсак.

Индивидуальная работа: С Русланом, с Ильшатом, Айгулей активизировать к ответам на вопросы, от Фаниля и Руслана Ш. добиться выразительного чтения стихов.

Организация детей: Сидят на скамейках.

Предварительная работа: Рассмотрение с детьми рисунков, иллюстраций, альбомов с изображением национальной одежды, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, пение песен, заучивание стихов.

Методические приёмы:

  1. Словесные: вопросы, ответы, поощрение, рассказ, указание, дополнение, художественные слова, сравнения, общения, выводы.
  2. Наглядные: убранство татарской комнаты, рассматривание татарской одежды, предметов быта.
  3. Практические: приход к бабушке, чаепитие, рассматривание одежды.
  4. Игровые: сюрпризные моменты, игра «колечко».

                                   

Ход занятия.  

Группа  украшена под убранством  деревенского дома. Дети собираются идти к бабушке в гости.

В-ль: Ребята, у вас есть бабушки? А вы любите ходить к ней в гости?

Дети: Да, у нас есть бабушки, живет в деревне. Летом мы ездим к ней в гости.

В-ль: А сегодня, ребята, мы тоже пойдем в гости к бабушке. Но прежде, чем идти в гости, давайте вспомним правила поведения в гостях. Какие же правила мы знаем?

Дети: Когда заходим в дом нужно здороваться.

В-ль: Правильно, а ещё?

Дети: Нужно обратить внимание на лицо бабушки, не больна ли она? Рада ли она нашему приходу?

В-ль: Ребята, а если она грустная, что мы должны сделать?

Дети: Постараться развеселить её. Не шуметь, сделать что-то приятное.

В-ль: Правильно, надо быть вежливым, внимательным, доброжелательным. Вот теперь мы можем отправится в гости (стучу в дом).

Бабушка: Кто там?

Дети: Это мы, бабушка, твои внучата (заходим).

В-ль: Здравствуйте, бабушка. Мы с ребятишками пришли к вам в гости.

Бабушка: Здравствуйте мои хорошие, проходите пожалуйста. Моими гостями будете, садитесь по удобнее (дети садятся).

В-ль: Бабушка, а мы ведь не просто в гости пришли. Мы хотим узнать  от Вас как же вы жили, какие песни пели, как одевались раньше, какими ремеслами занимались. Время течет, всё изменяется и история наносит свои поправки и в быт и в культуру, но традиции остаются прежними.

Дети: Да, мы хотим.

Бабушка: Родилась я давно, много лет прошло, но всё по порядку вам расскажу. Жили  мы не так богато, но и не так бедно. Очень любили трудиться, а в праздники наряжаться. Свои наряды я складывала в этот красивый сундук. (бабушка открывает сундук, берет оттуда платье, показывает детям). Это платье с оборками, платье необычное, праздничное. Только на праздник её одевала. Посмотрите как оно сшито: оборки есть на груди, внизу на подоле  и на рукавах, они украшают платье, делают его праздничным и нарядным.

В-ль: Как это платье называется, ребятки?

Дети: Платье с оборками, праздничное (хоровой ответ).

В-ль: Артур скажет сейчас что это?

Артур: Платье нарядное, с оборками.

В-ль : Где находятся оборки, Ильнар?

Ильнар: На груди, внизу на падоле.

В-ль: А ещё где, Аида?

Аида: На рукавах.

Бабушка: Правильно, мои хорошие, внучата. (Вынимает фартук).Что по вашему это?

Дети: Фартук.

Бабушка: Правильно, фартук. Фартуки мы одеваем не только по праздникам, но и ходили в них в обычные дни.

В-ль: Посмотрите, ребята, какими узорами украшен фартук. Здесь есть и цветочки и листики, волнистые линии. На фартуке  вышивают кайму и грудную часть (рассматривают фартук).Посмотрите внимательно, какие части фартука вышиты. Скажи, Айдар.

Айдар: Кайма и грудная часть.

В-ль: И ты повтори, Марат. (Повторяет и Эльвира). Хорошо ребята, все запомнили какую часть фартука вышивают. Давайте повторим все вместе.

Дети: Кайму и грудную часть.

Бабушка: (берет камзол). А вот это у нас камзол. Вы сейчас надеваете разные кофты, джемпера, а мы одевали в прохладную погоду камзолы.

В-ль: Как это одежда называется?

Дети: Камзол.

В-ль: давайте повторим вместе.

Дети: Камзол (индив. ответы).

Бабушка: Правильно, раньше камзолы старались сшить из бархата, чтобы было красиво. Внучата, вы, наверное, притомились. Пожалуй я закончу свой рассказ. Если вам понравился  мой рассказ, то приходите еще в гости, я буду очень рада.

В-ль: Спасибо, бабушка и на этом. Вы нам так много рассказали об одежде, обычаях, было очень интересно и поучительно. Ребятки, наверное, у нас бабушка устала, пусть она,  немножко, отдохнёт, а мы ей покажем какие игры мы знаем, как умеем играть.

Бабушка: Когда у меня в гостях такие хорошие дети, я забываю об усталости, довольно давно я играла в разные игры. Хотите, с одной из них, вас познакомлю. Это игра очень старинная, но интересная, а называется она «колечко». Нужно сложить ручки вот так. Это колечко я положу кому-то из вас в руки и скажу, кто смелый тот пусть встает. И должен выходить в середину тот, у кого колечко, не должен никому показывать. А мы дадим ему наказание: петь или танцевать, поняли, ребята.

Дети: Да! (игра проводится два –три раза).

В-ль: Вот как хорошо мы поиграли, правда, ребята! Вам понравилась игра? Как она называется?

Дети: Колечко!

В-ль: Правильно! Бабушка, чтобы вы нас помнили, мы хотим подарить вам этот вышитый фартук.

Бабушка: Спасибо вам, мои милые, хорошие! Ваш фартук мне очень понравился, даже плясать захотелось ( играет музыка, дети хлопают, бабушка пляшет ).

В-ль: Ребята, нам уже пора уходить.

Бабушка: Нет, нет. Что вы мои внучата. Я вас так просто не отпущу, вкусным чаем угощу (бабушка пошла на кухню, готовить чай, угощения).

В-ль: Ребята! Давайте вспомним как нужно вести себя за столом!

Дети: Вымыть руки.

В-ль: А вы знаете, ребята, ведь у бабушки нет водопроводного крана. Что может его заменить?

Дети: А вон там около кровати стоит кумган с тазиком, там и будем мыть руки (воспитатель поливает водичкой на руки из кумгана).

Бабушка: (бабушка наблюдает за детьми и приговаривает)

Вот ведь какие они хорошие, вежливые, все они знают, молодцы!

В-ль:Ребята, а как нужно вести себя за столом ?

Дети: Нельзя шуметь, кричать, крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться  ложкой, вилкой, салфеткой.

В-ль: Хорошо, вот теперь можно и сесть за стол. Мальчики, не забудьте ухаживать за девочками.

Бабушка: Проходите пожалуйста за стол ребятки, угощайтесь чаем ароматным, сладким бавырсаком.

В-ль: Спасибо вам, бабушка, что вы у нас есть. Спасибо, не болейте, спасибо за ласку, доброту, за гостеприимство, за мудрые слова, за интересный рассказ, игру.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

по теме: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: «Русская народная музыка, как средство знакомства детей с народной культурой и традициями»

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние и...

Ознакомление детей подготовительной группы с народной культурой в национальных традициях

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...

(описание опыта работы) «Формирование общей культуры, развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста на основе национальных традиций в рамках образовательного пространства детского сада» Возраст детей: 4-5 и 5-6 лет

Аннотация Описанный опыт по нравственному воспитанию обращает нас на мудрую, проверенную веками народную педагогику. Её формами были праздники, обряды,  а методами игры, загадки.  Посло...

Консультация для родителей "Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой".

Знакомство детей дошкольного возраста с мордовской национальной культурой....

Доклад «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».

laquo;Знакомство детей  старшего дошкольного возраста с национальной культурой через художественное творчество».        Перед дошкольными работниками пос...