Тренируем пальчики-развиваем речь
консультация по развитию речи на тему

Гладышко Наталья Викторовна

Консультация для родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_logopeda.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №24 с. Крутой Лог»

Белгородского района Белгородской области

                 Консультация для родителей

Тренируем пальчики-развиваем речь

                                                                        Подготовил:

                                                                Учитель-логопед

                                                                Гладышко Н. В.


Уровень речевого развития ребёнка находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики и общей умелости руки. Мелкая моторика- важный показатель физического и нервно-психического развития дошкольника. Тонкие движения руки способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия. При выполнении различных действий с предметами решается большая часть мыслительных задач - рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительным, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас проб и действий в своём опыте накопит ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню развития мышления – наглядно-образному. Он будет оперировать уже не предметами, а их образами. Это значит, что чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. У детей с различными речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. По данным исследований специалистов речь формируется под влиянием кинестетических(двигательных) импульсов передающихся от рук, а точнее от пальцев. Так, на основе проведённых -опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность:если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речь находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, задерживается и речевое развитие.

Это интересно.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев отмечал, что движения руками помогают снять умственную усталость. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.Авторы А.А. Данилова, Т.Б. Филичева, В.В.Цвынтарный описывают и рекомендуют различные приёмы, развивающие и формирующие двигательные навыки, и дифференцированные движения пальцев рук и общей моторики. Особенно это важно в настоящее время, поскольку мелкая моторика у большинства детей дошкольного возраста недостаточна развита.        На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения и речи можно применять различные виды упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а также разнообразные задания в игровой форме с детьми в течение дня и на занятиях у логопеда, к которым относятся:        -массаж и самомассаж рук ребёнка;                                                

-выкладывание ритмических рисунков по образцу, на слух;                

-конструирование из кубиков мостов, домов, башен сначала по образцу, затем по памяти и произвольно                                                        

-складывание и выкладывание различных предметов, геометрических фигур, букв, цифр и других изображений из счётных палочек, спичек, камушков.        

-обведение контуров предметных изображений;                        

-штриховка и раскрашивание контурных изображений предметов простыми и цветными карандашами;                                                        -работа с мозайкой, пластилином, вырезание различных фигурок, полосок по контурам;                

-крупография (сортировка, выкладывание различных контуров );

-пальчиковые и словесные игры, пальчиковая гимнастика;        

Большое внимание нужно уделить играм-шнуровкам, застёгивание и растёгивание различных предметов и действий с ними увлекают детей стимулируют активность, желание играть. Благодаря играм у детей активируется процесс мышления, нацеливающий ихна самостоятельный поиск ответа на вопрос, побуждающий выявить признаки предметов, классифицировать их, решать различного рода проблемные ситуации. Яркость, красочность и доступность такой деятельности очень важны для детей, поскольку абстрактное мышление у них ещё недостаточно сформировано. Помимо   этого непроизвольно решаются различного рода несложные математические и сенсорные задачи, закрепляются основные и

закрепляются основные и оттеночные цвета, формы предметов, пространственная ориентировка

Игры-шнуровки- детали пособия имеют множество дырочек, цветовая гамма разнообразна. Простые прикосновения приносят удовольствие, развивают тактильнуючувствительность и осязание ребёнка. Игры-застёжки- на больших деталях нашиты пуговицы разных размеров и разных цветов. На каждой маленькой детали имеется дырочка для пристёгивания её к большой детали.Эти игры развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий вверху, внизу, справа, слева формирует навыки шнурования, застегивания, расстегивания, развивают творческие способности, глазомер, внимание, укрепляют как отдельные пальцы, так и всю кисть руки, что в свою очередь, влияет на становление и формирование речи, а в дальнейшем и графических навыков, что немаловажно при подготовке к школе.

  А сейчас, уважаемые родители, мы с вами поиграем в пальчиковые игры, а вы дома поиграете с вашим ребенком.

                        Литература:

  1. Метельская Н.Г. 100 физминуток на логопедических занятиях М.:ТЦ Сфера, 2015.-64с.
  2. Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю., Логопедические игры М.:ООО. ИКТЦ «ЛАДА», 2010г-135с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...

Тренируем пальчики - развиваем речь

Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для родителей "Тренируем пальчики- развиваем речь"

Здесь представлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей, приведены игры и игровые упражнения, которые обязательно заинтересуют ребятишек, и превратят развитие в увлекательную...

«Тренируем пальчики - развиваем речь».

В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Это значит, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее и изобретательнее.Мелкая ручная моторика ...

ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ - РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Тренируем пальчики - развиваем речь(консультация для воспитателей)Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становле...

"Тренируем пальчики - развиваем речь"

Сценарий родительского собрания в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с нарушением речи....

ТРЕНИРУЕМ ПАЛЬЧИКИ-РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ! ср.гр.

Мой материал предназначен для работы с детьми с 4-х лет . Пальчиковые игры  с грамматическими заданиями ....