Занятие по теме "Лесное богатство Сибири"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Надежина Ольга Васильевна

Формирование знаний детей дошкольного возраста о Байкале,его растительном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx72.69 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое  занятие  по теме «Лесное богатство Сибири»

                                                                 

Цель: Создание условий для формирования знаний детей старшего дошкольного возраста о Байкале, его растительном мире.

Задачи:

1. Образовательные

   Систематизировать и закрепить знания детей об озере Байкал, о многообразии его  растительного мира.  Продолжать учить детей  самостоятельно делать выводы в процессе исследовательской деятельности; продолжать формировать представления детей о лекарственных растениях, растениях-эндемиках.

2. Развивающие

     Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, речевую деятельность детей через коммуникативные формы общения.  

3. Воспитательные

      Воспитывать бережное отношение детей к природному наследию Иркутской области,  Сибири, воспитывать чувство гордости и любви к родному краю; воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость. 

Используемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение художественной литературы, продуктивная, двигательная.

Предварительная работа: организация образовательной деятельности через интеграцию обра-зовательных областей: заучивание стихотворений и чтение журнала «Сибирячок»; чтение  произведений о Байкале, о растительном мире Прибайкалья, знакомство с поэзией о растениях Прибайкалья: «Бедовый орешек», «Сибирячок»  №7,2003,стр., «Хвойная невеста» Стародумов В., «Как Таню цветы выручили», «Подснежник и багульник», «Перескок трава» Стародумов В.,  «Иван-чай, ромашки и голубица», «Шишка» Трофимов М.Е., «Жарки» Вершинина Г.А., «Таёжная тропинка» Молчанов-Сибирский И.И., просмотр презентации «Растительный мир Байкала», рассматривание иллюстраций, слайдов по теме, беседы, ситуативные разговоры о Байкале, растениях,  подбор иллюстраций, загадок о деревьях, кустарниках, цветах, грибах, ягодах и других растениях Прибайкалья, составление альбомов, книг,коллажей.

Материал и оборудование:

для педагога -  ИКТ:  мультимедийный проектор, презентация  «Растительный мир Прибайкалья»

для детей: альбомы, самодельные книги, коллажи.

Сотрудничество с родителями:  заучивание стихотворений о Байкале, лекарственных растениях, составление альбомов, книг о растениях Прибайкалья, помощь в организации выставки

Педагогическая технология: обучение в сотрудничестве (с родителями, сверстниками).

Методы и приемы:

* словесные: вопросы к детям, беседа, загадки;

* наглядные: презентация «Растительный мир Прибайкалья», иллюстрации, коллажи, альбомы;

* практические: составление альбомов, коллажей.

Алгоритм образовательной деятельности

Часть ООД

Длитель-

ность

Содержание.

Используемые средства обучения

(методы и приемы)

Предполагаемый результат

(реализация образовательных задач)

Органи-

зационная

(мотива-

ционная)

3 мин.

Воспитатель:   Предлагаю вам разгадать ребус.

Мы будем знать, о чем продолжим разговор.

Дети с интересом разгадывают ребус, рассуждают, доказывают, объясняют.

Основ-

ная

(деятель-

ностная)

22 мин.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о растительном мире Прибайкалья. Как вы думаете, что такое растительный мир?

Какие растения вы знаете?

Растения Прибайкалья. А где находится Байкал?

Демонстрация слайдов.

2-3 слайды: карты Сибири, Прибайкалья.

4 слайд:       - Посмотрите, как красиво на берегах Байкала.

Чтение стихотворения:

Есть на земле огромный дом под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты и все твои друзья!

Куда б дороги не вели,  всегда ты будешь в нем.

Природою родной страны зовется этот дом!

- О каком доме говорится в этом стихотворении?

Воспитатель: Прибайкалье, Сибирь – это наша Родина, наш край, и мы хотим знать, какие растения есть в Сибири.

5 слайд: Лес. Тайга.

Чтение стихотворения:

На опушке лес густой нам откроет двери.

В тишине здесь встретят нас разные деревья!

Воспитатель: Как называют лес в Сибири?

6 слайд:  Шесть картинок деревьев тайги с номерами. Дидактическая игра  «Назови дерево»:

1. Дерево в лесу найдешь,  цвет зеленый круглый год.

Вместо листиков иголки, распушила ветки ………….(2)

2,Хоть колюча, а не елка, подлинней  у  ней иголки.

А кора тонка, красна, вот  красавица ……………(3)

3.Русская красавица стоит на поляне,

В  зеленой  кофточке, в белом сарафане.   ……….(1)

4.Вроде сосен, вроде елок,

Но зимою без иголок. …….(4)

5.Никто не пугает, вся дрожит. …….(6)

6.Деревья эти с виду кажутся злючками, лапы их покрыты колючками.

Да колючки то не злые у них, можешь даже погладить ты их!......(5)     Пихта.

Воспитатель:  Лера расскажет нам об этом  интересном хвойном дереве.

7 слайд: Кедр.

Чтение стихотворения:

Он сосне ближайший брат и растет в Сибири,

Он орешками богат, нет вкуснее в мире!

Воспитатель: Алеша приготовил с мамой красивую книгу о знаменитом кедре.

8 слайд: Осина.

Воспитатель:  Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит?

Это дерево ещё  называют «дрожащий тополь».

9 слайд: Какие растения вы узнали?  Как  назвать  эти растения   одним словом?

Речевая игра с движениями «Мы пошли  по ягоды в  дальний лес»

10 слайд: Какие ягоды на этих кустарниках вы узнали?   Эти ягоды растут тоже на кустарниках, только они пониже.

 Дима приготовил книгу о ягоде, которую папа привез из тайги,  чем она полезна для человека.  (Жимолость)

11 слайд: Какие ягоды вам знакомы? Эти ягоды растут в тайге.

 Катя с мамой приготовили рассказ и стихи о значении  этих ягодах для людей и сделали замечательный коллаж.  

12 слайд: Как об этом сказать   одним словом?  Какие цветы вы узнали?

Арина и Костя расскажут вам о цветах, которые они видели, когда отдыхали на Байкале.

13 слайд: Назовите известные вам грибы.

 

Ариша  расскажет об опятах и покажет нам книгу о грибах с яркими  фотографиями.  

14, 15, 16, 17 слайды: дидактические игры: «Что лишнее?» Почему?

18 слайд: У нас в лесах Сибири много лекарственных растений, многие растения занесены в Красную книгу, находятся под охраной.

Чтение стихов:

1.Лес, как сказочное царство, там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке – и микстура и таблетки!

2.Растет лекарство под ногами,  прошу  вас, убедитесь сами:

Кладем на ссадину листочек, и ссадина не кровоточит!

3.Привяжется кашель, поднимется жар.

Дадут тебе кружку, в которой дымится

Чуть-чуть горьковатый душистый отвар.

19 – 30 слайды: Загадки о лекарственных  растениях, картинки.

Богдан и Веня приготовили интересные альбомы о лекарственных растениях.

Богдан –  о землянике.  Веня – об одуванчике.

31слайд: Дидактическая игра: «С какого дерева шишки?»

-Какие шишки вы видели на нашем участке? Как называется это дерево? Чем оно похоже и чем отличается от других?

32 слайд: На нашем участке.

Дети активно отвечают на вопросы, знают и называют наш край Сибирь, озеро Байкал, города Иркутской области, знакомые им растения.  

Ребенок читает стихотворение, дети внимательно слушают.

 Дети активно отвечают на вопросы, рассуждают.

Ребенок читает стихотворение.

Дети отвечают.

Дети  загадывают  загадки,

другие отгадывают,   называют  номер картинки с деревом.

Ребёнок рассказывает о пихте, ее полезных свойствах, показывает веточки пихты, бутылочки с пихтовым маслом. (Рассказ приготовлен с родителями.)

Ребенок читает стихотворение,  рассказывает о кедре и демонстрирует свою книгу.

Дети отгадывают загадку, объясняют.

Дети отвечают на вопросы, называют растения, с которыми познакомились.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Ребенок рассказывает о жимолости и ее полезных свойствах.

Дети активно отвечают на вопросы.

Ребенок выразительно читает стихи, рассказывает о ягодах сибирской тайги.

Ответы детей.

Дети показывают  фотографии, альбомы,  приготовленные с родителями, и рассказывают  о ромашке и жарках.

Ответы детей. Называют известные им грибы, выделяют съедобные и несъедобные.

Ребенок рассказывает об опятах, демонстрируя фотографии.

Дети активно участвуют в игре, рассуждая, доказывая свой ответ.

Дети рассматривают Красную книгу Иркутской области.

Дети выразительно читают стихи.

Дети сами читают загадки и с интересом отгадывают их.

Богдан рассказывает  о землянике, Веня – об одуванчике с иллюстрацией своих альбомов, делая акцент на лекарственном значении.

Дети называют, находят  эти шишки на столе, показывают детям.

Дети активно отвечают, обсуждают, доказывают.

Дети называют лиственницу и багульник, которые растут на участке.

 

Заключи

тельная

(рефлек-

сия)

3-5 мин.

Воспитатель: Ребята, вы много интересного узнали и сами рассказали. Молодцы! Что вам запомнилось, понравилось?

Приглашаю вас посмотреть выставку работ, которые вы  выполнили вместе с родителями.

Предлагаю вам  ароматный  и вкусный морс из ягод лесной земляники, приготовленный мамой Богдана.

Дети рассматривают выставку работ, книги, альбомы, коллажи, выполненные совместно  с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Они живут в Сибири". Занятие по изучению народов Сибири.

Педагогический аспект этой темы – это не только возрождение традиций народов Сибири, но и приобщение нового поколения к системе культурных ценностей, ведь именно дошкольный период является наибо...

Конспект занятие с учётом регионального компонента по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего и подготовительного возраста по теме : "Тайга - богатство Сибири"

Цели:Закрепить знание детей о малой Родине - городе Усть- Куте.  Месторасположении его на карте .Познакомить детей с природой сибирского края. Дать представление о тайге - самом большом лесе Сиби...

Занятие "Путешествие по просторам Сибири"

Игра-путешествие, расширение знаний детей о народах, живущих вокруг Байкала, их быта....

НОД «Нефть – богатство Сибири"

Расширить представления детей о полезных ископаемых Тюменской области....

Занятие "По туристическим тропам Сибири"

Путешествие по горам Поднебесные Зубья....

ПРОЕКТ "Природное богатство Сибири - лесные ягоды"

познакомить с природой родного края...

Познавательный проект "Природные богатства Сибири - река Обь"

Современное образование уделяет большое внимание изучению природы родного края, что позволяет детям взаимодействовать с природой, не нанося ей вреда. При ознакомлении с п...