Конспект занятие с учётом регионального компонента по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего и подготовительного возраста по теме : "Тайга - богатство Сибири"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Сидоркович Лариса Юрьевна

Цели:

Закрепить знание детей о малой Родине - городе Усть- Куте.  Месторасположении его на карте .

Познакомить детей с природой сибирского края. Дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.

Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.

Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы.

Учить образовывать множественное число существительных, обозначающих породу деревьев (береза - березы, сосна - сосны).

Включить в активный запас слова: березняк, ельник, сосняк, кедрач,  осинник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей  и подготовительной группе  детского сада " Тайга - богатство Сибири».

Цели:

  • Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.
  • Формировать представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в охране и защите природы.
  • Учить образовывать множественное число существительных, обозначающих породу деревьев (береза - березы, сосна - сосны).
  • Включить в активный запас слова: березняк, ельник, сосняк, кедрач,  осинник.

Ход занятия

Слайд №1

- Ребята, вам уже знакома эта карта. Кто может показать границу России? (Воспитатель помогает провести указкой вдоль границы России по карте.)

Мы уже говорили с вами, что наша страна очень большая, в ней много городов, деревень, рек, озёр и лесов. Давайте найдём на карте наш город Усть –Кут. Мы с вами живем вот здесь (показываю на карте) - в Сибири. Значит, мы - (сибиряки). Можно ли сказать, что Сибирь - это наша Родина? Что такое Родина? (Родная земля, дом, цветы, мама.)

Наш сибирский город – наша малая Родина, в котором мы родились и живём. Послушайте стихотворение «Ты прекрасен мой город» (читает ребенок): 

Ты прекрасен, мой город,

Ты красива, Сибирь!

Здесь морозы и холод,

И туманная пыль.

Город наш окружают

Сплошные леса.

Осенью лес – золотая краса.

А зимою деревья

В белых шубах стоят.

Летом много грибов здесь

Груздей и опят.

Ягоды сладкие в лесу том растут

Небольшой городок наш

Зовётся Усть-Кут.

Наша Сибирская  земля  сказочно богата. Сколько здесь зверя ценного, рыбы  невиданной и золота и камней самоцветных. В недрах земли имеются запасы железа, из которого изготавливают машины, станки, трубы и многое другое, нефть и газа.  Но есть еще одно богатство в Сибири.  Отгадайте, какое?  Вы сейчас догадаетесь, если отгадаете загадку.

Слайд №2

Загадка: Город этот не простой, он дремучий и густой.   (Лес)

Что такое лес? Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери. В Сибири лесов очень много. Если сверху с самолета посмотреть на нашу сибирскую землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет.  Почему? ( Высказывание детей)

Лес, который тянется на многие километры, называют тайгой. Слово тайга означает «дремучий лес».  Лес бывает разный.

Д/и « Назови лес»

Слайд №3

В лесу, где растут березы, называется – (Березняк).

Слайд №4

А как назовем лес, где растут ели? – (Ельник),

Слайд №5

Сосны? – (Сосняк).

Слайд №6

Как вы думаете: что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны, березы, осины, пихты ит.д.)

 Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения).

Прослушивание аудио записи «Звуки леса»

- «Тишина вокруг, спокойно, только чуть слышно  потрескивают деревья,  дятел постукивает по стволу, птица вспорхнула с ветки, белка скачет с ветки на ветку».

- Как вы себя чувствовали в лесу?

Послушайте загадку (читает ребенок):

"Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?" (Елка)

Срубленное и наряженное дерево называют елкой. А в лесу это дерево называется ель. Елку легко узнать: она похожа на палатку, остроконечная верхушка и почти горизонтальные ветки внизу. Каждый год вырастает новый ярус веток. С давних времен повелось елки ставить в домах перед Новым годом, наряжать их. Как вы думаете, хорошо это? Хорошего в этом мало. Ведь, если елку поставить в каждой квартире небольшого города, понадобится целый лес. Хорошо, что сейчас ставят искусственные елки. Не стоит ради нескольких дней губить огромное количество живых деревьев.

Ель - дерево певучее. Почему? Что оно умеет петь? Оказывается, из нее делают музыкальные инструменты - скрипки, пианино. А еще телеграфные столбы, шпалы, бумагу.

Рядом с елью в тайге растет чудо-дерево - кедр. Его еще называют кедровой сибирской сосной. Это дерево может (при благоприятных условиях) вырасти огромной величины: представьте себе высоту в 2 пятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Вот такой может быть кедр. Леса, где растут чистые насаждения кедра, встречаются очень редко и носят название - кедрач. Повторите это слово. Обычно кедр растет в смешанных лесах, соседствует с елью, пихтой. Ребята, а знаете ли вы, что растет на кедре? Кедровые шишки. Когда шишка созреет, она опадает на землю, не раскрываясь, и орешки из нее не высыпаются. Очень любят лакомиться кедровыми орешками птицы тайги - кедровки. Они собирают орехи в защечные мешки и затем прячут их в траву, под мох. Потом кое-какие орехи они съедают, а некоторые остаются в земле и прорастают. можно ли сказать, что птицы-кедровки выращивают лес? Из кедра получают вкусное и полезное масло, оно чем-то напоминает нам подсолнечное масло в бутылках, халву. Древесина кедра очень прочная: из нее делают мебель, железнодорожные вагоны, карандаши.

Физкультминутка "Добрый лес":

Добрый лес, старый лес,
Полный сказочных чудес!
Мы идем гулять сейчас
И зовем с собою вас!
Ждут нас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверушки.
Паучок на паутинке,
И кузнечик на травинке!

А сейчас я расскажу сказку еще про одно таежное дерево - лиственницу. Когда-то Природа раздавала всем деревьям наряды: березке достались нежные листочки, кедру - длинные пушистые иголки, сосне - тоже иголки, но другие. Деревья говорят: "Почему березке и осинке такие симпатичные лоскутки, а нам - иголки? Мы что, все жизнь шить будем?" И сказала Природа: "Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А иголки останутся на вас вечно, так будет справедливо". Тут и лиственницы очередь подошла. Попросила она себе иголки: все-таки среди снегов всегда оставаться зеленой - просто замечательно! Потом вернулась и попросила хоть чуть-чуть сделать ее похожей на березу. "Хорошо!" - сказала Природа. И у лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на зиму они стали желтеть и облетать, как листья у березки. Лиственница - очень прочный строительный материал. Дома, построенные из нее, сохраняются сотню лет. В воде лиственница не гниет, становится прочной, как металл.

Вы думаете, деревьям живется лучше, чем людям? В школу ходить не надо, уроки делать. Это так. Но у деревьев свои сложности. Больше всего деревья боятся заморозков и пожаров. Ведь дерево не может соскочить с места и убежать. Почему в лесу возникают пожары? Что надо помнить людям, которые находятся в лесу? (Не разжигать костров, не мусорить, не ломать ветки, не шуметь.)

О лесе люди придумали пословицы (читают дети):

"Лес - богатство и краса, береги свои леса!"

«Растенье — земли украшенье».

«Зелёный наряд радует взгляд».

«Рощи да леса — всему краю краса».

«Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади».

"Враг природы тот, кто леса не бережет".

Дидактическая игра "Найди половину".

Ребята, вам из леса лесной житель «Лесовичок»  прислал сундучок с разрезными картинками, но они все перепутались. Вам нужно соединить две половинки, чтобы получилось дерево (соединяют у доски обе половинки). Какое у тебя дерево? А если их много, как мы скажем? (Образование множественного числа существительного.) А как назовем лес из этих деревьев?

4. Чтение стихотворения: 

В лесу

       Словно сказочной книги страница

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя и птицу,

И они понимают меня.

 

Может быть, на тропинках звериных

В непроглядной лесной глубине

Вдруг избушка на ножках куриных

Неожиданно встретится мне.

 

Может, в этом краю, ненароком,

Избегая проезжих дорог,

Заблестит подрумяненным боком

Средь высокой травы колобок.

 

И нельзя мне в лесу заблудиться,

Хоть брожу от людей вдалеке.

Потому что и звери и птицы

На родном говорят языке.

Автор: В. Орлов

Итог занятия: Что нового вы сегодня узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с ОНР. Тема: "Беседа о зиме".

В конспекте представлены задания,  игры, упражнения, направленные формирование и закрепление знаний по теме "Зима"...

Конспект занятия «Путешествие в мир театра» по ознакомлению с окружающим миром с использованием ТРИЗ (для подготовительной к школе группы)

Цель: Закрепить знания детей о разных видах театра, театральных профессиях, развивать память, воображение, речь, фантазию.Образовательные:                 ...

План - конспект занятия «Уход за комнатными растениями» по ознакомлению с окружающим миром для детей

План - конспект занятия«Уход за комнатными растениями» по ознакомлению с окружающим миромдля детей средней группы...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста на тему «Что такое космос?»

Цель: Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах). Уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах.Ход:Ребята, отгадайте загадки:Чтобы ...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Тема: "Фрукты".

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Фрукты».Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о фруктах.Задач...