Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы с ОНР. Тема: "Беседа о зиме".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

В конспекте представлены задания,  игры, упражнения, направленные формирование и закрепление знаний по теме "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_o_zime.docx97.93 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

по познавательному развитию

Тема: Беседа о зиме

старшая группа

Разработала:

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 65 –                     Центр развития ребенка»

Чулюкова Светлана Михайловна

Тема: «Беседа о зиме»

Цель: Создать условия для обобщения и систематизации знаний детей о зиме: дни стали короткие, ночи длиннее, часто идет снег, мороз, дует холодный ветер (когда со снегом – буран, метель, поземка), наметает много сугробов, дети лепят снеговиков, играют в снежки, катаются с горки на санках и лыжах.

Задачи: Развивать диалогическую речь детей, отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

Упражнять в составлении рассказов по картинно-графическому плану. Активизировать словарь по данной теме.

Развивать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя признаки зимы; соотносить данные признаки с нарисованными на картинках, пояснять свой выбор; для объяснения выбора использовать строки знакомых стихотворений и песен.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; логически завершать предложения, поясняя причину события.

Закреплять умение выкладывать снежинку из мелкого материала (спички, семечки, разные семена) с целью развития мелкой моторики.

Развивать умение согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения руками и пальцами рук; внимательно слушать и действовать совместно с педагогом.

Развивать уметь выполнять движения в соответствии с командой сразу после слов педагога; ориентироваться в пространстве, не сталкиваться со сверстниками при движении.

Развивать внимание, память, мышление.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Подготовка к образовательной деятельности:

 Приготовить модели для беседы о зиме. Приготовить семена, спички, пластилин для выкладывания снежинок на каждого ребенка.

 Ход образовательной деятельности:

1.Эмоциональное начало. Улыбнитесь гостям, друг другу, улыбнитесь мне.

  1. Дидактическое упражнение «Закончи мое предложение».

Педагог читает детям предложения по своему выбору. Дети заканчивают их.

Дети приготовили коньки, потому что...

Утром кругом было все белым-бело, потому что...

Прохожие зимним днем насквозь промерзли, потому что…

На одежду прохожих падали маленькие белые шарики, потому что...

К вечеру намело большие сугробы, потому что...

На улице все падали и скользили, потому что...

С крыш домов свисали длинные сосульки, потому что...

Птицы зимой перебрались поближе к жилью человека, потому что...

Деревья зимой находятся в состоянии покоя, спят, потому что...

Люди зимой ходят в теплой, меховой одежде, потому что...

После снегопада машины не смогли проехать по дороге, потому что...

Трава зимой не замерзает, потому что...

Зимой свет в домах и на улицах зажигается рано, потому что...

Дети любят зиму, потому что...

Дети не смогли слепить снеговика, потому что...

Ледяная дорожка не скользила, потому что...

3. Упражнение «Исправь ошибки».

  • Наступило лето, и речка покрылась льдом.
  • Наступила зима, и прилетели скворцы.
  • Закончилась осень, и наступила весна.

4.Чтение стихотворения И.Сурикова «Зима».

5. Вопросы к детям по содержанию стихотворения.

- Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

- Назовите зимние месяцы.

- Какие народные приметы вы знаете о зимних месяцах.

Декабрь - стужайло, год кончает – зиму начинает. Зимой дым столбом – к морозу. Шумит лес зимой – ожидай оттепели.

Январь – году начало – зиме середина. Солнце - на лето, зима – мороз. Январь два часа прибавит. Февраль – три часа прибавит.

6. Составление рассказа о зиме по моделям.

- Что можно сказать про солнце?

- Что можно сказать про небо, деревья, явления природы (буран, метель, поземка) – повторить 2 -3 раза индивидуально и хором.

- Как зимуют птицы? Как называют этих птиц? (зимующие). Почему?

Повторить 2 -3 раза индивидуально и хором.

- Как человек помогает птицам пережить холодное время года?

- Куда делись насекомые? Почему? Зачем?

- Как приготовились к зиме животные? (Еж, медведь, барсук, укладываются спать. Заяц, белка, лиса сменили шубку, сделали запасы на зиму).

- А люди сделали запасы на зиму?

- Какая погода зимой? ( Холодная, морозная, ветреная, снежная).

7. Подвижная игра «Снег — метель - вьюга».

По команде «Снег» дети, плавно кружась, приседая, легко на носочках передвигаются по всему пространству. По команде «Метель» — быстро бегут в направлении, указанном педагогом, собираются в большую кучу. По команде «Вьюга» — встают в круг, берутся за руки и бегут по кругу, ускоряя темп.

8.Чтение рассказа «Зима».

9.Предлагаю детям вспомнить, о чем сегодня говорили: о каком времени года. Расскажите о зиме по схеме.

10. Практическая деятельность. Предлагаю выложить снежинку из разного материала.

11.Пальчиковая игра «У Зимы в лесу изба».

Педагог читает стихи, дети выполняют соответствующие движения.

У Зимы в лесу изба,

Во все стороны резьба.

Два столба хрустальных врыты,

        Сторожить поставлены.

Ледяные окна скрыты

Ледяными ставнями.

На шесте, на ледяном

Ходит ворон ходуном.

Руки перед собой, пальцы обеих рук сомкнуты шалашиком, острием вверх.

Указательными пальцами обеих рук в воздухе делают вращательные движения.

Ставят кулачок на кулачок попеременно.

Руки перед собой, ладони раскрыты, прижаты друг к другу ребром, пальцы сомкнуты.

Руки поворачивают к себе ладонями, затем тыльной стороной.

Указательный палец правой руки прикрывают ладонью левой.

Указательным пальцем правой руки пересчитывают пальцы левой.

12.Дидактическое упражнение «Выбери признаки зимы».

Педагог читает стихотворение, а дети должны запомнить признаки зимы, описанные в этом стихотворении, и подобрать из предложенных картинок те, которые соответствуют данным признакам, описать картинки, используя монологическую речь, строки из знакомых стихотворений или песен, которые дети знают.

Зима

Отличается зима

От весны и лета.

Очень снежная она,

Вся в снега одета.

Реки скованы все льдом,

И в узорах стекла,

Иней на ветвях висит,

Вьюга дует в окна:

Небо серое с утра,

Падают снежинки,

Спят деревья и кусты,

Кормят птиц рябинки.

Звери в дуплах и норах

Спрятались от стужи.

А детишкам для забав

Снег пушистый нужен.

Слепят вмиг снеговика —

И кататься с горки.

Шуба, шапка и штаны —

Все в ледовой корке!

Лишь зимою Новый год

С елкою приходит.

Новогодний хоровод

Весело заводит.

13.Игра-имитация «Снеговик».

Выполнять движения руками, имитируя лепку снеговика, показывая его глаза, шляпу, нос, метлу.

Давай, дружок, смелей, дружок,

 Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

 И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза... шляпа... нос... метла,

Но солнце припечет слегка —

Увы! — и нет снеговика.

14.Итог.

- О чем сегодня говорили?

- Что понравилось?

- Что было трудно?

- А сейчас пойдем гулять на наш зимний участок и поиграем в снежки.

Литература.

1.Алексеева М.М.Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических  учебных заведений. 2-е издание М.: Издательский центр Академия. 1998. – 400с.

2. Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 224 с. — (Программа развития). — Ч. 1.

3.Поваляева В.М. Справочник логопеда. М.А. Поваляева. – Ростов на Дону: Феникс. 2001. – 448с.

4. Сазонова Н.Н., Куцина Е.В., Рассказы о временах года. Зима (для детей 5-7 лет). Тетрадь. — Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009. — 32 с.

5.Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. М.В.Тихонова – Спб: Детство – Пресс.2000.- 208с.

6.Чохонелидзе Т.А. Зима. Задания по развитию речи у детей дошкольного возраста. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 32 с. (Конфетка). (26/1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из обобщения опыта работы Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»

Из обобщения опыта работыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы«Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы «Путешествие в зимний лес»

Конспект НОД для дошкольников старшего возраста для формирования обобщенного представления детей о зиме, о состоянии живой и неживой природы....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Птицы зимой».

Задачи:Обучающие:- формировать у детей представление о зимующих птицах: синицы, снегири, воробьи, вороны, их внешнем виде, питании, поведении.; -обогащать словарь по теме;-учить договаривать и по...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Птицы зимой».

Задачи:Обучающие:- формировать у детей представление о зимующих птицах: синицы, снегири, воробьи, вороны, их внешнем виде, питании, поведении.; -обогащать словарь по теме;-учить договаривать и по...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Тема: «Рыбка плавает в водице».

Конспект организованной образовательной деятельности по  ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы Тема: «Рыбка плавает в водице»....

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающем миром с детьми старшей группы на тему: «Краски осени».

закрепление и обобщение представлений детей об основных приметах осени в живой и неживой природе; развивать речь, умение слушать. Воспитывать внимание к поэтическому слову, бережное отношение к природ...