Сюжетно-ролевая игра - как средство развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Зубакова Алена Владимировна

В данной работе представленны материалы сюжетно-ролевая игра относится к обучающим играм, она в определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет выбирать стиль общение между детьми при различных ситуациях. Игра предоставляет большие возможности для развития и связной речи у детей с ОНР речи III уровня. В сюжетно-ролевой игре решаются задачи обогащения и развития словарного запаса, правильную монологическую речь, умение вести диалог. Способствуют развитию воображения, следовательно развивается творческое рассказывание. В процессе сюжетно – ролевой игры развиваются взаимоотношения между детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая  игра как средство развития речи  дошкольников с ОНР III уровня

     

          Игра - одна из основных деятельностей ребенка дошкольного возраста. Вся его жизнь пронизана игрой, только так он открывает для себя мир. В организации процесса воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста используют основную форму - игру. Игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических и речевых процессов, обеспечивающих гармоничное развитие личности в целом Из-за неумения пользоваться коммуникативно – речевыми средствами, у детей с общим недоразвитием речи III уровня нарушено вербальное общение. Это приводит к негативных проявлением черт характера, неуступчивости и агрессивного общения со сверстниками. Для совершенствования связной речи таких детей необходимо мотивировать к общению друг с другом. Именно в вербальном общении развивается инициативность пользования речью, а это способствует в обогащении словарного запаса, грамматически правильному оформлению своих высказываний и желании играть в коллективе. Следует так же учитывать, что игровая деятельность таких детей, без участия взрослого практически невозможна, интерес к игре слишком мал  и неустойчив. При включении в занятия разных видов игр и игровых элементов усвоение речевого материала и навыков общения проходит более прочно. Во время таких занятий присутствует положительный фон, интерес детей к заданиям, так как дети не осознают учебный характер игры. Таким образом, развивая речь через игровые действия, совершенствуются игровые навыки детей. Ю. Ф. Гаркуша считает, что в  развитие связной речи необходимо применять сюжетно – ролевые игры и их отдельные эпизоды. Необходимо так же учитывать наличие у детей практического опыта в вербальном общении. Игровая деятельность мотивирует детей к участию в выполнении заданий, развивает речевое общение, чувства уверенности и способствует возможности раскрытия творческих способностей. Развитие межличностных отношений происходит именно в ролевой игре и способствует процессу общения между детьми. В такой игре и реализуется задача социализации ребенка, что способствует формированию связной речи ребенка .Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь. Цель сюжетно - ролевой игры  - деятельность, а мотив - содержание деятельности, такая игра управляема как взрослым, так и детьми. С позиции логопеда ролевую игру можно рассматривать как форму организации коррекционного  процесса. Для логопедов цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Сюжетно-ролевая игра относится к обучающим играм, она в определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет выбирать стиль общение между детьми при различных ситуациях. Исходя из этого ролевая игра это упражнение для развития навыков и умений диалогической речи  в вербальном общении. [5]

Во время занятий с применением средств сюжетно – ролевой игры ребенку предлагается выполнить задание и игровая ситуация способствует этому, ребенок не чувствует напряжения и дискомфорта, потому что играет. В каждой игре присутствует структура: игровая задача (замысел),  содержание, игровые действия, правила, результат  игры .

         В.ИСеливерстов указывает, что в работе над развитием связной речи использование сюжетно – ролевой игры  имеет большое значение. Одну игру можно использовать для решения разных задач. К примеру, игра «Волшебный мешочек» может использоваться как сюжет сюжетно-ролевой игры, например для обогащения словаря. Так и фрагментом отдельной игровой ситуации и действия могут быть использованы логопедом на разных этапах фронтальных занятий. В отдельных случаях, чаще всего в процессе занятий по закреплению, обобщению изученного детьми материала, в течение всего занятия создается так называемое «игровое поле». При этом нередко единая сюжетная линия проходит через все этапы занятия. На фронтальных логопедических занятиях с применением сюжетно – ролевой игры способствуют развитию связной речи, решается задача вербального общения и взаимного участия между детьми и взрослым. Элементы сюжетно-ролевых игр также можно использовать при проведении физкультминуток, логоритмики. Занятия по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня Ю.Гаркуша предлагает включать сказочных персонажей. Например, в игре «Исправь ошибки Великану» ребенок исполняет роль учителя и исправляет ошибки Великану. В игре «Накорми Дракона» дети могут упражняться в образовании существительных множественного числа. Для этого один из детей играет роль Дракона, а другой ребенок – кота. В игре «Ателье» ребенок, делая заказ закройщику, сообщает: «Я хочу заказать костюм из шелка»; получив «готовый» костюм (в карточку – конверт с вырезанным по контуру силуэтом платья «закройщиком» вставляется образец соответствующей ткани), ребенок говорит: «У меня шелковый костюм».[16]

  На логопедических занятиях по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня включение элементов сюжетно – ролевой игры способствуют реализации коррекционных задач. Например  , в игре «Каменщики» каждый из детей участвует в строительстве гаража из кирпичиков, выбирая столько кирпичиков, сколько слогов в слове - названии предложенной логопедом предметной картинки. По окончании «строительства» гаража логопед предлагает детям поиграть в свободное время. В игре «Автобус» дети - «контролеры» выдают проездные билеты необычным пассажирам – животным; звуковые схемы слов, изображенные на билетах, должны соответствовать названиям животных. Такие игры способствуют развитию связной речи и вербальному общению дошкольников. При планировании таких логопедических занятий необходимо предусмотреть возможности выбора детьми разных вариантов речевых высказываний в контексте выполняемой роли. Например, используя игру «Супермаркет», можно упражнять детей в правильном использовании предлогов, падежей, обогащении словаря. Для этого логопед играет роль продавца. Он объясняет детям, что магазин «волшебный». Сегодня в нем продаются только продукты, но и предметы (которыми можно рисовать, играть и т. п.). Дети, являясь покупателями, могут по-разному выражать в речи свою просьбу, обращаясь к продавцу. Важно правильно выбрать «товар». Затем логопед может предложить детям по очереди становиться продавцами.

         Исследование Л. Г. Соловьевой,  показало, что применение сюжетно – ролевых игр включающих разноплановые жизненные ситуации развивают чувство эмпатии, расширяют спектр вербальных средств, таких как эмоциональная лексика. Эмоциональная лексика выражает характеристику своих и чужих чувств, эмоциональное состояние и оценку события в целом.  Постепенно речь детей становится выразительной, присутствует последовательность изложения мыслей, в своих высказываниях дети используют различные паралингвистические средства общения: мимику, пантомимику. В результате использование средств сюжетно – ролевой игры при целенаправленной работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня в словаре появляются слова обозначающие эмоции,  происходит их автоматизация и введение в экспрессивную речь. В процессе реализации основной цели достигается расширение диапазона эмоциональной лексики за счет нюансирующих лексем, что позволяет дошкольникам свободно владеть данной лексикой и применять ее в связной речи. Систематически, поэтапно, организованная коррекционная работа с использованием средств сюжетно-ролевых игр у детей с общим недоразвитием речи III уровня по формированию эмоциональной лексики позволяет качественно и количественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения в целом.        

          Таким образом, исследования ряда ученых Ю. Ф. Гаркуша, Л. Г. Соловьева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. убеждают в том, что в ходе занятий с использованием сюжетно-ролевой игры развивают у детей вербальное общение, активизируют и развивают связную речь. Сюжетно – ролевая игра влияет и на развитие значения и функции слова,  основу для переноса словесного значения и  является мощным фактором речевого развития ребенка с общим недоразвитием речи. Сюжетно - ролевая игра служит разнообразным и эффективным условием для развития связной речи. В ходе  сюжетно – ролевой  развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.

Воспитатель МДОУ Детский сад №23 «Золотой ключик»

г. Березовский, Кемеровская обл.

Зубакова Алена Владимировна



Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая  игра как средство развития речи  дошкольников с ОНР III уровня

     

          Игра - одна из основных деятельностей ребенка дошкольного возраста. Вся его жизнь пронизана игрой, только так он открывает для себя мир. В организации процесса воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста используют основную форму - игру. Игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических и речевых процессов, обеспечивающих гармоничное развитие личности в целом Из-за неумения пользоваться коммуникативно – речевыми средствами, у детей с общим недоразвитием речи III уровня нарушено вербальное общение. Это приводит к негативных проявлением черт характера, неуступчивости и агрессивного общения со сверстниками. Для совершенствования связной речи таких детей необходимо мотивировать к общению друг с другом. Именно в вербальном общении развивается инициативность пользования речью, а это способствует в обогащении словарного запаса, грамматически правильному оформлению своих высказываний и желании играть в коллективе. Следует так же учитывать, что игровая деятельность таких детей, без участия взрослого практически невозможна, интерес к игре слишком мал  и неустойчив. При включении в занятия разных видов игр и игровых элементов усвоение речевого материала и навыков общения проходит более прочно. Во время таких занятий присутствует положительный фон, интерес детей к заданиям, так как дети не осознают учебный характер игры. Таким образом, развивая речь через игровые действия, совершенствуются игровые навыки детей. Ю. Ф. Гаркуша считает, что в  развитие связной речи необходимо применять сюжетно – ролевые игры и их отдельные эпизоды. Необходимо так же учитывать наличие у детей практического опыта в вербальном общении. Игровая деятельность мотивирует детей к участию в выполнении заданий, развивает речевое общение, чувства уверенности и способствует возможности раскрытия творческих способностей. Развитие межличностных отношений происходит именно в ролевой игре и способствует процессу общения между детьми. В такой игре и реализуется задача социализации ребенка, что способствует формированию связной речи ребенка .Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь. Цель сюжетно - ролевой игры  - деятельность, а мотив - содержание деятельности, такая игра управляема как взрослым, так и детьми. С позиции логопеда ролевую игру можно рассматривать как форму организации коррекционного  процесса. Для логопедов цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Сюжетно-ролевая игра относится к обучающим играм, она в определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет выбирать стиль общение между детьми при различных ситуациях. Исходя из этого ролевая игра это упражнение для развития навыков и умений диалогической речи  в вербальном общении. [5]

Во время занятий с применением средств сюжетно – ролевой игры ребенку предлагается выполнить задание и игровая ситуация способствует этому, ребенок не чувствует напряжения и дискомфорта, потому что играет. В каждой игре присутствует структура: игровая задача (замысел),  содержание, игровые действия, правила, результат  игры .

         В.ИСеливерстов указывает, что в работе над развитием связной речи использование сюжетно – ролевой игры  имеет большое значение. Одну игру можно использовать для решения разных задач. К примеру, игра «Волшебный мешочек» может использоваться как сюжет сюжетно-ролевой игры, например для обогащения словаря. Так и фрагментом отдельной игровой ситуации и действия могут быть использованы логопедом на разных этапах фронтальных занятий. В отдельных случаях, чаще всего в процессе занятий по закреплению, обобщению изученного детьми материала, в течение всего занятия создается так называемое «игровое поле». При этом нередко единая сюжетная линия проходит через все этапы занятия. На фронтальных логопедических занятиях с применением сюжетно – ролевой игры способствуют развитию связной речи, решается задача вербального общения и взаимного участия между детьми и взрослым. Элементы сюжетно-ролевых игр также можно использовать при проведении физкультминуток, логоритмики. Занятия по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня Ю.Гаркуша предлагает включать сказочных персонажей. Например, в игре «Исправь ошибки Великану» ребенок исполняет роль учителя и исправляет ошибки Великану. В игре «Накорми Дракона» дети могут упражняться в образовании существительных множественного числа. Для этого один из детей играет роль Дракона, а другой ребенок – кота. В игре «Ателье» ребенок, делая заказ закройщику, сообщает: «Я хочу заказать костюм из шелка»; получив «готовый» костюм (в карточку – конверт с вырезанным по контуру силуэтом платья «закройщиком» вставляется образец соответствующей ткани), ребенок говорит: «У меня шелковый костюм».[16]

  На логопедических занятиях по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня включение элементов сюжетно – ролевой игры способствуют реализации коррекционных задач. Например  , в игре «Каменщики» каждый из детей участвует в строительстве гаража из кирпичиков, выбирая столько кирпичиков, сколько слогов в слове - названии предложенной логопедом предметной картинки. По окончании «строительства» гаража логопед предлагает детям поиграть в свободное время. В игре «Автобус» дети - «контролеры» выдают проездные билеты необычным пассажирам – животным; звуковые схемы слов, изображенные на билетах, должны соответствовать названиям животных. Такие игры способствуют развитию связной речи и вербальному общению дошкольников. При планировании таких логопедических занятий необходимо предусмотреть возможности выбора детьми разных вариантов речевых высказываний в контексте выполняемой роли. Например, используя игру «Супермаркет», можно упражнять детей в правильном использовании предлогов, падежей, обогащении словаря. Для этого логопед играет роль продавца. Он объясняет детям, что магазин «волшебный». Сегодня в нем продаются только продукты, но и предметы (которыми можно рисовать, играть и т. п.). Дети, являясь покупателями, могут по-разному выражать в речи свою просьбу, обращаясь к продавцу. Важно правильно выбрать «товар». Затем логопед может предложить детям по очереди становиться продавцами.

         Исследование Л. Г. Соловьевой,  показало, что применение сюжетно – ролевых игр включающих разноплановые жизненные ситуации развивают чувство эмпатии, расширяют спектр вербальных средств, таких как эмоциональная лексика. Эмоциональная лексика выражает характеристику своих и чужих чувств, эмоциональное состояние и оценку события в целом.  Постепенно речь детей становится выразительной, присутствует последовательность изложения мыслей, в своих высказываниях дети используют различные паралингвистические средства общения: мимику, пантомимику. В результате использование средств сюжетно – ролевой игры при целенаправленной работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня в словаре появляются слова обозначающие эмоции,  происходит их автоматизация и введение в экспрессивную речь. В процессе реализации основной цели достигается расширение диапазона эмоциональной лексики за счет нюансирующих лексем, что позволяет дошкольникам свободно владеть данной лексикой и применять ее в связной речи. Систематически, поэтапно, организованная коррекционная работа с использованием средств сюжетно-ролевых игр у детей с общим недоразвитием речи III уровня по формированию эмоциональной лексики позволяет качественно и количественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения в целом.        

          Таким образом, исследования ряда ученых Ю. Ф. Гаркуша, Л. Г. Соловьева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. убеждают в том, что в ходе занятий с использованием сюжетно-ролевой игры развивают у детей вербальное общение, активизируют и развивают связную речь. Сюжетно – ролевая игра влияет и на развитие значения и функции слова,  основу для переноса словесного значения и  является мощным фактором речевого развития ребенка с общим недоразвитием речи. Сюжетно - ролевая игра служит разнообразным и эффективным условием для развития связной речи. В ходе  сюжетно – ролевой  развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.

Воспитатель МДОУ Детский сад №23 «Золотой ключик»

г. Березовский, Кемеровская обл.

Зубакова Алена Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей 6-7 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Для качественного улучшения речевого развития детей, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Так, использование русских нар...

Конспект по познавательно-речевому развитию «Сказки как средство развития связной речи детей 4-5 лет» по мотивам русских народных сказок.

В данном материале представлены методы развития речи детей с использованием русских народных сказок ( драматизация, кукольный спектакль, рассказывание по картинке)....

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Проектная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

В статье раскрываются особенности работы над развитием связной речи через проектную деятельность. Описана работа над связной речью во всех образовательных областях....