Методическая разработка "Народные жанры-сказка
методическая разработка по развитию речи на тему

Говоркова Раиса Дмитриевна

Данная разработка будет полезна для воспитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУЗ Специализированный психоневрологический дом ребенка№13

Адмиралтейского района

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

Народные жанры-сказка

        Исполнитель: воспитатель

        высшей категории Говоркова Р.Д.

Санкт-Петербург

2018

Сказки - важные воспитательные средства, в течение столетий выработанные и проверенные народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Образность - важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок - тонким и веселым юмором. Важнейшей особенностью сказок является - дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания. Наиболее обобщенно роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно исправил их в воспитательном процессе. Педагоги прошлого, в том числе К.Д. Ушинский включали сказки в свои учебные книги, хрестоматии.

Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя нравственных основных заповедей. Игра и прелесть сказки — в незамысловатом прибавлении к хорошо известным фактам все новых и новых деталей и подробностей. Трудность игры заключается не только в том, чтобы запомнить все подробности, но и в том, чтобы уловить их порядок, не перепутать, что за чем следует. В этом — секрет сказки.

В сказке, обращенной к детям, элементы фантастики в изображении отношений почти отсутствуют. Птицы, звери и люди представлены в ней в натуральную величину, поэтому они побеждают врагов с помощью необычных, порой фантастических поступков.

Значение сказки в развитии детей трудно переоценить - это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка.

Цель, методы и приёмы, используемые на занятиях по развитию речи через сказку.

Цель: распространение опыта работы с детьми раннего возраста в результате использования в воспитательно – образовательном процессе сказки.

Последовательность знакомства со сказкой

Восприятие литературного произведения только тогда будет эффективным, когда он к нему подготовлен. Прежде всего, необходимо научить ребёнка слушать сказки, т.е. сформировать у него элементарное представление о жанре, воспитать умение следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. А для этого надо обращать внимание малыша не только на содержание, но и на образный язык сказок, привлекая его к повторению запомнившихся слов, выражений, песенок персонажей. Передавая слова разных героев, ребёнок может повторить интонации взрослого, и это закладывает основы для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выраженности в более старшем возрасте.

После чтения литературного произведения неплохо побеседовать с малышом, чтобы уточнить, как он понял содержание произведения, его идею, образные слова и выражения. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребёнка эстетическую сущность прочитанного.

Ребёнок, повторяя слова из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносном смыслом.

Требования, предъявляемые к рассказыванию сказки

  1. Текст народной сказки должен быть неторопливым.
  2. В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущими разговору интонациями.
  3. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, на прямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболее полно раскрыть их характеры.
  4. Требует внимания рассказчика структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки - собрать внимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети

примут присказку за начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий, о которых начал, читать рассказчик.

5.        В песенках-повторах интонации должны быть особенно точными: от повтора к повтору меняется соотношение силы, изменяется настроение, состояние персонажей.

6.        Концовка сказки - свидетельство завершения повествования. Интонация концовки - непосредственное, доверительное общение со слушателями, возвращение их мыслей и чувств к повседневной жизни.

Основные методы и приемы 

На занятиях по развитию речи при ознакомлении детей раннего возраста с художественным произведением основными методами развития речи у детей являются практические методы и приёмы.

Метод имитации

Заключается в том, что и обучающий, и обучаемый говорят одно и то же, но по- разному: обучающий несколько энергичнее, чем в повседневном разговоре, а обучаемый слушает и повторяет, старается усвоить речедвижения (артикуляции и модуляции голоса) и понять смысл (соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предметами, действиями и т.д.). Для воспитателя важно удержаться на уровне орфоэпической нормы и самому не имитировать произношение ребёнка. Этот метод применяется с самой ранней возрастной ступени и на всех последующих. Обучение методом имитации может происходить непроизвольно в процессе

общения с ребёнком во время выполнения бытовых процедур (купания, одевания).

Приёмы реализации метода имитации:

  1. Наблюдение за реальным предметом при ознакомлении с окружающим (малыш рассматривает свои руки, наблюдает за руками взрослого и одновременно повторяет за ним, имитирует его речь);
  2. Игры; в процессе игр речь ребёнка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами;
  3. опора на словесный образец (словесное представление): дети повторяют фразу, произнесённую воспитателем («Водичка, водичка, умой моё личико»).

Метод беседы - разговора

Более сложный для ребёнка метод обучения речи - это метод разговора, его ещё называют методом вопросов и ответов, методом беседы.

Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Оба они говорят, но не одно и тоже (как при методе имитации), а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребёнка вспомнить уже известные слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употреблять их к месту.

Приёмы реализации метода беседы-разговора:

Приёмов большое количество: наблюдение, приём опоры на картинку с вопросом - заданием, словесно-дидактические игры, загадки.

Метод пересказа

Метод пересказа обогащает речь всеми компонентами языка

(лексической, грамматической интонациями), тренирует связную речь. Состоит в чтении или рассказывании художественного произведения взрослым и в повторении (пересказ) его ребёнком. Ребёнок пересказывает по возможности законченный текст. Между восприятием текста и его пересказом должно пройти некоторое время.

Приёмы пересказа:

  1. Игры в любимых героев.
  2. Инсценировка сказок.
  3. Словесное описание после просмотра картинки

Чтобы работа была живой, интересной, разнообразной, яркой, красочной, образной, увлекательной, веселой, высокоэффективной; чтобы укрепить ниточку, которую называют связью поколений; чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, на примере следующих таблиц показываю, как можно использовать народное творчество на занятиях с детьми второго года жизни.


Тема

Название игр

Потешки, прибаутки

песенки

Существительные

Глаголы

Прилагательные

Звукоподражания,

1

Сказка

«Курочка

Ряба»

Подвижная игра

«Пляшут малыши», Хороводная игра

«Вот наш Сашенька встает»

Словесная игра «Курочка хохлатка»

«Курочка Рябушечка»

«Вышла курочка гулять»

Бабка, деда, стол, курочка, домик, яичко.

Снесла, бил-бил, била-била,

Не разбил, не разбила, упало.

Простое, золотое.

Ко-ко-ко, пи-пи-пи

2

Сказка «Репка»

Подвижная игра

«Пляшут малыши», Хороводная игра

«Наша Машенька встает»

Словесная игра «Дедушка Егор репку сажал»

«Еду к деду, бабке, еду к деду».

Дед, баба, репка, собачка, кошка, мышка, внучка маша, Жучка

Позвал, тянет, вытащил.

Большая, пребольшая.

Ав-ав, мяу-мяу, пи-пи.

3.

Сказка «Колобок»

Подвижная игра

« Зайцы и волк»

«Колобок», «Шла лисичка по мосту»

Колобок, песенка, деда, баба, заяц, волк, медведь, лиса

Ушел, запел, спел, съела, катится

Румяный, пригоженький, славная

У-у-у, Э-э-э, А-а-а.

4

Сказка «Теремок»

Пальчиковая игра

«Стоит в поле теремок»

«Пик-пак-пок»

Теремок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, медведь.

Заходи, не влезай

Большой, маленький, побольше,

месит

Пи-пи-пи, ква-ква-ква, э-э-э.

5

Сказка «Три медведя»

«Угощение для Маши»

«Мы считали, мы устали»

Ложка, медведи, тарелка, стол, стул, кровать.

Рычит, сидит, упала, лежит

Большой, поменьше, маленький

6

Сказка Пастушок и коровкеа»

Речевая игра «Зеркало»

«Уж как  я свою коровушку люблю», «Ты коровушка ступай»

Поле, удочка, пастушок, коровка

Погуляй, ступай

Чистое

7.

Сказка «Пастушок и его семья»

Речевая игра «Петушок и цыплята»

Дидактическая игра

«Раскладывание листьев по подобию»

«Курочка и цыплята»

Курочка, петушок, цыплята.

Зовет, разбегается

Маленькие, желтенькие, пушистые.

Ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку.

8

Сказка «Скотный двор»

Пальчиковая игра «Коза»

«Из-за леса, из-за гор»

«Небыличка»

Корова, коза, лошадка, телята, дедушка, внучата

Едет, мычит.

Маленькие, большие, взрослые

Ко-ко-ко, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку.

Литература:

  1. Галанина Н.А. «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» /Дошкольное воспитание, 2008г. №5
  2. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей» /Дошкольное воспитание, 1995г.№9
  3. Новицкая М. «Фольклорная школа» /Дошкольное воспитание, 1993 №9

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Тема «Развитие жанра сказки в современной русской литературе "

Тема «Развитие жанра сказки в современной русской литературе для             детей. На примере трилогии  Н.Н. Носова «О Незнайки»...

Тема «Развитие жанра сказки в современной русской литературе для детей. На примере трилогии Н.Н. Носова «О Незнайки».

Введение.Более четверти века назад пришел Николай Николаевич Носов в детскую литературу с первой книгой своих рассказов «Тук-тук-тук!». Можно сказать, что этой книжкой он как бы постучался — тук...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Консультация для педагогов «Роль жанра сказки в развитии детского танцевального и игрового творчества»

Консультация об исользовании сказочных образов при постановке тацевальн-ритмических композиций с вопитанниками старшего дошкольного возраста....

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.

1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...