Тема «Развитие жанра сказки в современной русской литературе для детей. На примере трилогии Н.Н. Носова «О Незнайки».
статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Леонтьева Анна Вячеславовна

 

Введение.

Более четверти века назад пришел Николай Николаевич Носов в детскую литературу с первой книгой своих рассказов «Тук-тук-тук!». Можно сказать, что этой книжкой он как бы постучался — тук-тук-тук! — в дверь литературы, адресованной юным читателям. И эта дверь широко и гостеприимно распахнулась перед ним... А через год вышла книга Носова «Ступеньки».

Произведения Носова дарят ребятам очень много хорошего, доброго. И прежде всего они дарят радость смеха, веселого настроения!

Есть люди, которые думают, что «весело» и «несерьезно» — одно и то же. Эти люди глубоко заблуждаются. Тем и привлекательны книги Носова, что, радуя, веселя, они в то же время заставляют серьезно задумываться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zhanra_skazki.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Развитие жанра сказки в современной русской литературе для             детей. На примере трилогии  Н.Н. Носова «О Незнайки».

Содержание

Введение

1. Творчество Н.Н.Носова

2. Сказочный период в творчестве Носова Н.Н. и его знаменитая трилогия о Незнайке

Заключение

Список используемой литературы

Введение.

Более четверти века назад пришел Николай Николаевич Носов в детскую литературу с первой книгой своих рассказов «Тук-тук-тук!». Можно сказать, что этой книжкой он как бы постучался — тук-тук-тук! — в дверь литературы, адресованной юным читателям. И эта дверь широко и гостеприимно распахнулась перед ним... А через год вышла книга Носова «Ступеньки».

Произведения Носова дарят ребятам очень много хорошего, доброго. И прежде всего они дарят радость смеха, веселого настроения!

Есть люди, которые думают, что «весело» и «несерьезно» — одно и то же. Эти люди глубоко заблуждаются. Тем и привлекательны книги Носова, что, радуя, веселя, они в то же время заставляют серьезно задумываться.

1. Творчество Н.Н.Носова.

       Н.Н.Носов родился в Киеве. Отец – бард-исполнитель на эстраде. В годы учения в гимназии и в рабочей школе Носов Н.Н. увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, шахматами, химией, радиолюбительством и многим другим. Сменил более 15 профессий прежде чем поступил в Киевский художественный институт, а потом перевелся в институт кинематографии в Москве. Работал постановщиком, в годывойны поставил несколько учебных фильмом для советской Армии.

Множество профессий и разноталантность помогли в его литературной биографии. Носов Н.Н. начал писать в 1938 году – первый рассказ «Затейники». Следующие рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки» и другие. Они были опубликованы в журнале «Мурзилка». Предвоенные рассказы были объединены в сборник «Тук-тук-тук».

В1947 году выходят сборники «Ступеньки» и «Веселые рассказы» - для среднего возраста. В этих циклах герои составляют традиционную комическую пару – здравомыслящий, наивный мальчик-рассказчик и фантазер, горе-изобретатель Мишка, чьи многочисленные увлечения делаются причиной смешных неудач. Знание детской психологии, комизм обеспечили прочное лидирующее место рассказам о Мишке.

Следующие рассказы и повести «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1950) отличительны тем, что в них впервые в юмористическом произведении психологически точно показано формирование детского характера в борьбе с собственными недостатками – слабоволием, безответственностью, неорганизованностью, ленностью.

Главным принципом в 70-е годы становится достоверность в изображении мира детства. Уважение к личности ребенка, мягкий сочувствующий юмор, отделение детских проблем из хаоса взрослой жизни, изображение формирования характера ребенка – в повестях «Повесть о моем друге Игоре», «Между годом и двумя», «От двух до двух с половиной лет».

Художественное мастерство строится на точном соблюдении законов читательского восприятия, отчетливости идейного содержания, на умении строить неожиданную, остроумную коллизию, психологически убедительную, в гротесковых подробностях. Основа комизма – образ ребенка с комплексом смешных возрастных черт.

Наравне со знакомством юного читателя с политехническими знаниями Носов Н.Н. сообщает что-нибудь полезное, интересное, элементы житейских правил.

2. Сказочный период в творчестве Носова Н.Н. и его знаменитая трилогия о Незнайке.

Н. Носов успешно разрабатывал различные прозаические жанры. Неизменной любовью ребят – дошкольников и младших школьников – пользуются его сказки: "Бобик в гостях у Барбоса", "Приключения Незнайки и его друзей", "Незнайка в солнечном городке", "Незнайка на луне". Последние три сказки объединены общими героями и представляют собой роман-трилогию. Первая его часть – "Приключения Незнайки и его друзей" – напечатана в 1954 году. Сюжет ее основан на фантастических приключениях коротышек, живущих в цветочном городе.

"Приключения Незнайки" по жанру роман-сказка. Носову удалось, не разрушив признаков, присущих и роману и сказке, создать произведение приключенческое и юмористическое. Действие в "Приключениях Незнайки" постоянно развивается на грани событий реальных и фантастических. Основной прием литоты позволяет представить модель общества в форме детской игры. Эта модель лишена реальных социальных противоречий между «взрослостью» жизнеустройства и «детскостью» героев.

Автор поясняет, что коротышками его героев называют потому, что они очень маленькие – это еще не выходит за пределы реального, но следующая же фраза уточняет, что каждый был ростом с небольшой огурец. Так на реальность накладывается новый, фантастический мотив. В восприятии ребенка возникают образы сказочных мальчиков и девочек, которые были настолько малы, что грибы и орехи распиливали пилой на части и перетаскивали домой по кусочкам.

Композиционно роман-сказка Носова разделен на 30 небольших глав, почти каждая из которых содержит какое-либо завершенное событие и в то же время связана с предыдущими.

То это рассказ о том, как Незнайка был музыкантом, художником, сочинял стихи, катался на газированном автомобиле; то это события, происходившие с Винтиком и Шпунтиком в городе Змеевке; то путешествие коротышек на воздушном шаре.

Как во всяком романе, в "Приключениях Незнайки" есть авторские отступления, они различны по тематике и представляют собой непринужденный разговор автора с читателями. Так, в начале книги Носов предупреждает: "некоторые читатели сразу скажут, что все это, наверно, выдумки, что в жизни таких малышей не бывает. Но никто ведь и не говорит, что они в жизни бывают. В жизни – это одно, а в сказочном городе м – совсем другое. В сказочном городе все бывает".

Характеры коротышек четко индивидуализированы: это "самый известный малыш" Незнайка, "самый главный малыш-коротыш" Знайка, охотник Пулька, художник Тюбик, доктор Пилюлькин, Сахарин СахариновичСиропчик и другие.

Незнайка, главный герой, – хвастунишка и невежда; он постоянно попадает в комические положения из-за своей беспечности и самоуверенности. То придумает "для рифмы", что "Торопышка был голодный, проглотил утюг холодный"; то бахвалится, будто он самый главный коротышка и выдумал воздушный шар. Незнайка – фантазер, чем-то напоминающий мишку Козлова из цикла рассказов Носова "Мы с Мишкой". Он тоже вызывает симпатию у читателей, потому, что в основе его шалостей лежит стремление к хорошему, доброму.

В веселой, эмоциональной форме преподносится дошкольникам обширный познавательный материал из различных областей науки, техники и искусства, решаются морально-этические вопросы. "За всеми забавными приключениями ненавязчиво присутствует мысль о несовместимости бахвальства, зазнайства с подлинными человеческими отношениями между людьми, даже если это самые маленькие дети. Книга учит уважать знание, труд, товарищество, скромность. Книга художественна, и потому урок, который стремится преподать автор, безусловно, дойдет до детворы", – писал в рецензии на сказку Ю. Олеша.

В 1958 году была закончена вторая часть трилогии – "Незнайка в Солнечном городе". Носов нашел здесь новые повороты сюжета. Вернувшись после путешествия на воздушном шаре, коротышки строят фонтан, тростниковый водопровод и мост через Огурцовую реку. Незнайка решил исправиться, стать вежливым, начать учиться, но вскоре ему все надоедает. Автор по этому поводу с шутливой иронией замечает: "Это часто случается в стране коротышек. Иной коротышка наобещает с три короба, наговорит, что сделает и это, и то, даже горы свернет и вверх ногами перевернет, на самом же деле поработает несколько дней в полную силу, а потом снова понемножку начинает отлынивать".

Дидактический материал органически сочетается в этой сказке с познавательным и фантастическим. Незнайка совершает бескорыстные поступки, получает волшебную палочку и попадает в чудесный солнечный город будущего. Сюжет насыщен сказочными превращениями, приключениями, комическими ситуациями, в которых оказываются Незнайка, Кнопочка и Пачкуля Пестренький.

Заключительная часть трилогии – "Незнайка на луне" – вышла отдельным изданием в 1965 году. В центре ее – события, которые произошли через два с половиной года после возвращения трех друзей из Солнечного города. За это время изменился облик Цветочного города. Коротышки ввели у себя многое из того, чем был знаменит Солнечный город. Построены новые дома, в том числе два вертящихся здания; на улицах появились спиралеходы, труболеты, авиагидромотоколяски.

Знайка придумал ракету, в которой коротышки собираются полететь на Луну. Когда все было готово к путешествию, Незнайка и Пончик спрятались в пищевом отсеке и нечаянно запустили ракету. Так начались новые приключения Незнайки в лунных городах Давилоне, Лос-Паганосе, Брехенвиле и на Дурацком острове.

Познавательное и научно-фантастическое в этой части трилогии тесно переплетается с сатирическим. Гротескные образы Скуперфильда, Спрутса, госпожи Миноги, господина Гаткинза разоблачают заправил буржуазного мира. Грустные приключения двух путешественников в лунном мире помогли Незнайке понять многое. Он оценил могущество дружбы и взаимопомощи, пережив с бедными коротышками-лунатиками метаморфозы на Дурацком острове. Он познал новое, "огромное-преогромное" чувство любви к родной земле.

Замысел романа-сказки возник у писателя в связи с книгой А. Хвольсон "Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков", но воплощение его оказалось самостоятельным и необычным. Это проявилось не только в выборе героев и прослеживании эволюции их характеров, но и в широте диапазона произведения, в постепенном углублении познания мира. От фантастических, веселых, с юмором описанных приключений Незнайки в Цветочном и Солнечном городах до сатирических разоблачений буржуазного "лунного"мира – таков охват событий в трилогии Н. Носова. Усложнение замысла позволило адресовать последнюю часть произведения уже не только маленьким детям, но и ребятам постарше.

Заключение.

Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.

Н. Носов никогда не увлекается смехом ради смеха; его произведения по своей направленности всегда имеют воспитательный характер. Неназойливо, с улыбкой учит писатель мальчиков и девочек этике дружбы, призывает старших детей к деликатности в обращении с младшими.

В произведениях Носова дети получают новые знания и представления, ответы на многие вопросы, которые их волнуют, усваивают понятия о долге, чести.

В рассказах и повестях писателя всегда находится материал и для родителей. Уже будучи взрослыми и начиная воспитывать собственных детей, они с удовольствием перечитывают книги Носова. Эти книги помогают им лучше узнать внутренний мир ребенка, понять, что его волнует, радует. Сам Носов отмечал, что для него важнее не юмор ситуаций, а юмор характеров. До последних лет жизни искал Носов Н.Н. новые пути общения с маленькими читателями, поэтому его книги актуальны и сегодня.

Список используемой литературы.

1. Буртовая Н.Ю. "«Взглянуть на мир глазами ребёнка». О творчестве Н.Н.Носова – М., 2009.

2. Большая советская энциклопедия - статья "Носов Николай Николаевич" – М., 1986.

3. Зубарева Е. Детская литература. Учебное пособие. - М., Просвещение, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...

Тема «Развитие жанра сказки в современной русской литературе "

Тема «Развитие жанра сказки в современной русской литературе для             детей. На примере трилогии  Н.Н. Носова «О Незнайки»...

Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы "Здравствуй сказка!"с использованием метода наглядного моделирования.

Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы «Здравствуй сказка! » с использованием метода наглядного моделирования....