НОД РАЗВИТИЕ РЕЧИ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Дубова Марина Николаевна

НОД РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста на тему

« рассказывание»

Подготовила:

М.Н.

воспитатель

Программное :

Связная речь.  самостоятельно  и завершать рассказ,  воспитателем.

 Ознакомление с . Учить составлять с  словами , правильно «читать» его.  культура речи.  знания о слоге и .

Ход.

Воспитатель  рассказ на тему « цыпленок заблудился»:

« пушистый цыпленок  гулял  со своей мамой-курицей. Но  увидел он лягушонка и  за ним. Лягушонок — прыг в , цыпленок — за ним.  прыгнул в воду и . Смотрит цыпленок — нет  никого. «Пи-пи-пи,—  запищал .— Где же моя мама?» Цыпленок  корову и спрашивает: «Ты не , где моя мама?» «Му му», сердито  корова.  еще больше испугался...

 Что  с ним дальше, кого он еще  и как нашел свою  — придумайте ». Если дети  затруднения, педагог  образец рассказа: « цыпленок , мягкую, пушистую, и : «Ты не знаешь, где моя мама?» «- мяу»  отвечает кошка,— , а то я тебя !» Совсем пригорюнился  и вдруг видит —  его мама-курица. Как он обрадовался!  не обиделся за то, что  его поругала».

 Для составления  дети распределяются на  по три человека: первый  начинает,  продолжает, третий . Выслушав три-четыре , воспитатель дает  рассказам.  отмечает тех детей,  придумали интересное  и конец.

Подвижная  (по усмотрению )

Занятие продолжается.  напоминает детям, как они  в «Живые слова», и  новую  — «Замени слово».  троих детей,  будут изображать : первый  — слово «цыпленок»,  —

«встретил» и третий — «». Спрашивает: «Что , какое ? (Дети называют , без последовательного повторения .) Если вместо  слова, , «цыпленок», сказать  другое, то получится  предложение. «Подумайте,  словом вы  его заменить?» Надо  за тем, чтобы дети  только одно , а не словосочетание.  несколько ответов,  заменяет слово «» другим, предложенным . Ребенок,  слово «цыпленок»,  в сторону. На его место  другое «слово».  спрашивает: « получилось, какое ?» Заменяются два последующие  , («встретил», «корову»). «» первого  («Цыпленок встретил ») постепенно отходят в . После замены  слов  новое предложение, : «Теленок увидел ». Аналогично проводится  слов в  «Сердито замычала ».

Воспитатель четко, по  произносит слово «». Спрашивает: « первый слог?  второй? Какой ? Сколько слогов в  «курица»

 слогов в слове «»? Какой первый?  второй? Произнесите это  шепотом. , где стоит ударение — в  или в конце слова?»

 хвалит детей, все  с заданием.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи на тему « Моя волшебная страна»

Подготовила:

М.Н. Дубова

воспитатель

Програмное содержанте: воспитывать интерес к сказкам. Развивать умение составлять рассказ на предложенную тему, использовать образные слова и выражения; развивать творческое воображение, передавать специфику сказочного жанра;учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие, огорчение ) умение понимать мысль пословиц, развивать память, словесно-логическое мышление, воображение, творческое восприятие.

Материал:  интерактивная доска; «Волшебное дерево» (с иллюстрациями) ; кроссворд, указатели; «заколдованное болото», «волшебная река».

Ход:

- Вы верите, что существует волшебная страна ? А чудеса? Хотите попасть туда?

- Но для этого нужно немного потрудиться, преодолеть сказочные препятствия. Итак, вы готовы?

На экране железные ворота, закрыты замком

Пальчиковая игра «Замок».

- Вот и открыли ворота

- Посмотрите, болото, а на нем зеленые кочки, нужно пройти по этим кочкам , не упав в болото

-Но кочки не простые, а сказочные и хранят они в себе сказки; их нужно отгадать и назвать автора сказки

( скажу по секрету , что самое главное , надо быть дружными чтобы пройти это испытание)

1-я кочка: ”Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то” из какой сказки?

 Дети отвечают, на экране появляется ответ

2-я кочка ” Всех на свете он добрей лечит он больных зверей. И однажды бегемота вытащил он из болота. Он известен, знаменит, это доктор…

Ответ появляется на экране

З-я  кочка ”В сказке небо синее

В сказке птицы страшные

Реченька ” спаси меня!“

Реченька ”спаси меня ”

Ответ появляется на экране

4-я кочка ”Мышка дом себе нашла. Мышка добрая была. В доме том в конце концов, стало множество жильцов

Ответ появляется на экране

 5-я кочка «Кай! Милый мой Кай!

Наконец-то я тебя нашла. Но он сидел все такой же, неподвижный и холодный»

Ответ появляется на экране.

-Молодцы! Вы с честью выдержали первое испытание , потому что вы были дружны, помогали друг другу .

-Кто знает пословицы о дружбе, о друге, о взаимовыручке.

Дети рассказывают пословицы о дружбе

 -Ну , а теперь в путь. Впереди волшебная река, чтобы ее пройти надо решить кроссворд: « Вспомни литературных героев»

- Молодцы! И с этим заданием справились. Река успокоилась, и мы можем перейти реку. Вот и пришли на волшебную поляну, где живет сказка и царит волшебство, где растет волшебное дерево и на ветках которого висят иллюстрации к сказкам. Вопросы во время рассматривания:

1.Из какой сказки эта картинка?

2.Кто автор сказки?

З. Как зовут главного героя?

4.Кто творил чудеса в этой сказке?

5 .Можно ли эти сказки назвать волшебными?

 (сказки: «Царевна лягушка», «Гуси- лебеди», «По щучьему велению», «Морозко», «Сказка о золотой рыбке»)

-Вы верите в чудеса?»

(звучит музыка, голос феи)

-Кто хочет стать волшебником?

-Встань за дерево произнеси известные тебе волшебные слова и три раза палочкой взмахни.

Д/и «Артисты»

-Вспомните, с какой сказки эти строки:

«Приходите, тараканы

Я вас чаем угощу»

-Скажите эти строки испуганным голосом. Как бы эти строки сказал медведь, зайчик, волк и т.д.

(детям предлагается изобразить позой, мимикой, движениями ленивого, доброго, злого человека) (звучит музыка)

-А сейчас вы можете погулять по волшебному лесу и поближе познакомиться с его лесными жителями.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

« Пересказывание русской народной сказки «Хаврошечка»

Подготовила:

М.Н. Дубова

воспитатель

Программное содержание: Учить детей пересказывать сказку при помощи иллюстраций и схем, передавать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей, использовать при пересказе художественные средства. Развивать внимание, словесно- логическое мышление. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Словарь: сирота, ткать, одноглазка, двухглазка, трёхглазка, девица, посиделки, кудреватый.

З.К.Р. упражнять в употреблении разных интонаций (сердитая, просительная, ласковая)

ХОД .

Дети заходят в группу, под музыку хоровода « Во поле берёза стояла» змейкой проходят по группе, здороваются.

Воспитатель находит маленькое зёрнышко, показывает детям.

Спрашивает: « Что это?»   дети «зерно».

Предлагает детям вообразить, представить себе, что каждый ребёнок нашёл своё зёрнышко.

-Что можно сделать с ним?

Педагог предлагает детям согреть зёрнышко теплом своих ладоней, а потом мысленно посадить его в землю.

-А что теперь надо сделать?

-А какую вы сказку вы знаете, где рассказывается, что выросло дерево и оно принесло людям счастье.

-А сейчас я приглашаю вас на посиделки, и вы расскажите мне и гостям русскую народную сказку «Хаврошечка» -Что такое посиделки? (ответы детей)

 Воспитатель приглашает детей на скамейки. Предлагает рассмотреть иллюстрации к сказке «Хаврошечка» на экране и рассказать по ним.

Физминутка « Кукушка»

-А теперь мне очень хочется узнать, умеете ли вы рассказывать эту сказку по схемам.

Педагог беседует с детьми о том, какого цвета кружочек они присвоят тому или иному персонажу сказки. (Пересказывание сказки детьми)

-А ещё мне бы очень хотелось узнать, что бы вы хотели изменить в этой сказке? (предложение детей)

-А если бы вы попали в эту сказку, кем бы хотели быть?

И почему?

-Ой, ребята, а здесь какая-то корзина. Что это? (в корзине яблоки)

-А сейчас мы разрежем яблоки и посмотрим что там внутри? (дети видят зёрнышки)

Предлагаю детям посадить несколько зёрнышек в горшочек, а потом ухаживать за ними. А когда вырастет росточек посадить его на наш участок.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста на тему «В игрушечном цирке»

Подготовила:

М.Н. Дубова

воспитатель

Программное содержание: Учить составлять небольшие рассказы об игрушках с помощью вопросов воспитателя. Формировать знания о средствах выразительного раскрытия образа: описание портрета героя, его настроения. Развивать интерес к рассказыванию через игровую мотивационную установку.

Учить слушать рассказы товарищей, выполнять указания педагога.

Материал и оборудование: «цирковая арена»; набор картинок, изображающих

животных; маски человеческих лиц с разным настроением; петушок, котенок,

щенок, клубок ниток, мячик, мелкий строительный материал.

Ход :

        Дети сидят на ковре. Воспитатель объявляет, что сегодня будет цирковое представление, в котором примут участие зверушки. Предлагает подготовить арену (использовать строительный материал), разложить, в разных концах групповой комнаты картинки, мячик, клубочек. Дети выполняют поручения. Затем воспитатель объясняет задание: «Я буду вам по очереди показывать зверушек-артистов и задавать вопросы. Если вы правильно, ответите на вопросы, зверушка будет выступать в цирке, если неправильно — ей придется уйти.

        «Кто это? (Показывает котенка.) Каким ласковым словом вы его можете назвать? Котенок очень обрадовался этим словам. Какое у него стало настроение? (Хорошее) Почему вы думаете, что у котенка хорошее настроение? (У него глаза сверкают, хвостиком виляет; он уши навострил и т. д.) Какой котенок? (Пушистый, мягкий.) Вы хорошо справились с заданием. Ответили на все вопросы. Теперь котенок будет выступать в цирке».

Появляется щенок. Он просит детей правильно ответить на вопросы, чтобы помочь ему стать артистом, и сообщает, что его зовут Тяпа. Воспитатель показывает игрушку - сидящего щенка. Дает задание : - из нескольких слов выбрать то, которое подходит для ответа. «Что делает Тяпа? (Лежит, сидит, бегает.) Какое выражение мордочки у щенка?  (Грустное, удивленное, веселое.) Какой у него хвост, (туловище)? Как можно сказать про щенка, какой он по цвету? (Пестрый, коричневый). Повторите это слово хором. Тяпа, дети правильно ответили на все вопросы, и ты будешь выступать в цирке».

Аналогично проводится работа с использованием петушка.

Во время подготовки к представлению воспитатель предлагает мальчикам найти в групповой комнате картинки, на которых изображены веселые, грустные, лица, а девочкам — подобрать картинки, на которых изображены мамы цирковых артистов (щенка, котенка, петушка). Подготовка закончена — начинаются выступления. «Вы должны представить артиста зрителям,— говорит педагог,— и сказать, как он выглядит, какое у него настроение, что он будет делать на арене. Послушайте, как я объявлю:

«Уважаемые зрители! Перед вами выступит белый, веселый котенок. У котенка круглая голова, зеленые глаза, он весело улыбаются. котенок сидит, хвост распушил. Сейчас будет он играть «с клубком ниток, как с мышкой». Воспитатель повторяет образец рассказа и предлагает детям объявить кого-либо из артистов (щенка, петушка).

Дети вместе с педагогом показывают цирковое представления с игрушками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...