«Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством игры»
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из главных задач развития речи.

Об одной из главных задач развития речи детей – формирование словаря – Тихеева Е.И. писала так: «…Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_razvitie_rechi_u_rebenka.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством игры»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения. Если захочет взрослый, захочет и ребенок.

«Без игр на занятиях невозможно увлечь дошкольника в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами на занятиях…»
(К. Д. Ушинский)

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные передачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из главных задач развития речи.

Об одной из главных задач развития речи детей – формирование словаря – Тихеева Е.И. писала так: «…Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова».

 

Словарь является строительным материалом для языка. Ушинский К.Д. об активизации словаря писал так: «…Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важных условий развития дара слова».

Одной из ведущих форм организации работы с детьми в детском саду остается занятие. Дошкольники радостно садятся на занятия, ожидая узнать новое, интересное, так как они от природы любознательны, активны и стремятся к раскрытию тайн окружающего мира. Однако, занятия по развитию речи сами по себе довольно сложные, могут вызывать у детей затруднения и, как следствие, нежелание заниматься. Поэтому для того, чтобы сохранить детскую любознательность и активность, сохранить привлекательность занятий по развитию речи необходимо строить процесс занятий с опорой на любимое занятие всех детей – игру.

По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитии детей дошкольного возраста. Она дает возможность робким, неуверенным в себе детям преодолеть нерешительность. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах учебной работы. Использование игр и игровых ситуаций способствует более успешному усвоению знаний в условиях дошкольного обучения. В играх обогащается словарный запас, развивается речь, прививается интерес к занятиям. И главное – всем интересно, дети играют, и, играя, непроизвольно закрепляют и доводят до навыка свои знания.

Из этого следует, что и при использовании развивающих игр на занятиях по развитию речи они будут способствовать лучшему усвоению словарного материала и обогащению словаря дошкольников?

Чтобы ответить на этот вопрос, я решила углубленно работать по данной теме, а именно, включить с работу с детьми систематическое использование развивающих игр с целью обогащения и активизации словаря; добиться того, чтобы занятия проводились в занимательной игровой форме, не утомляли детей и способствовали лучшему усвоению словарного материала.

Весь процесс обучения был разделен на несколько этапов:

-на первом этапе я знакомлю детей с отдельными словами русского языка, обозначающими предметы, их признаки: величину, цвет, форму. На конкретном наглядном дидактическом материале (предметы, картинки, игрушки) дети упражняются в назывании предметов, определении их качеств, признаков, свойств. Дети обследуют предметы, знакомятся с содержанием картин, анализируют отдельные действия, события, упражняются в понимании слов.

-на втором этапе я обучаю детей грамматически правильно отвечать на вопросы воспитателя, строить предложения в краткой и полной форме. Лучшее усвоение программного материала на занятиях по активизации словаря достигается тем, что каждому ребенку предлагаю сюжетные картинки на определенную тему, соответственно целям занятия. Например, при ознакомлении детей с темой «Наша Родина-Россия» использую картинки: наши известные города (например - Золотое кольцо, Карелия, Санкт-Петербург, Москва и т д) рассказываю про эти города, про достопримечательности. По содержанию этих картин дети составляют небольшие рассказы, придумывают простые и сложные предложения.

-на третьем этапе учу детей умению переходить от ситуативной к связной речи.

В целях определения активизации словаря, понимания употребляемых слов и развития грамматически правильной связной устной речи в конце каждого из этих этапов подвожу итоги.

В младшем и среднем дошкольном возрасте занятия провожу по единому сюжету, например, по сказкам «Волк и козлята», «Теремок», «Маша и медведь», «В гостях у сказки» и другие. Дети обогащают и активизируют словарь вместе со своим любимым сказочным персонажем. Например, на занятии «Теремок» детям предлагала загадки, чтобы узнать, кто живет в теремке  ( «В гору бегом, с горы кувырком» (заяц), «Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур крадет» (лиса).

В старшем дошкольном возрасте на занятиях использую стихи, игры, вопросы, физкультминутки, загадки. Так, например, на занятии «Секреты дружбы» использовали стихи о дружбе:

В магазине игрушек

Друзей не покупают,

Друзей не продают.

Друзей находят люди,

А также создают. В.Берестов.

Использовали игру-драматизацию «Помощь другу», пальчиковую гимнастику:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять-

Любим мы играть.

Пять, четыре, три, два, один –

Мы опять сидим.

Были предложены игры «Продолжи пословицу» (воспитатель произносит начало пословицы, а дети ее продолжение, например, «Друзья познаются (в беде)»), «Угадай секрет дружбы» (были выставлены сюжетные картинки, к которым было дано задание: определить, какой секрет дружбы зашифрован на каждой картинке).

При организации развивающих игр часто использую игру типа «Загадай и отгадай». Особая ценность игр с загадками для решения задач словарной работы заключается в том, что осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов, загадки помогают ребенку приникнуть в образный строй речи. Загадку задаю эмоционально, неторопливо, даю детям выслушать ее, прошу запомнить ее содержание, если надо помочь отгадать – помогаю рассуждать над отгадкой. Загадки не только развлекают детей, дают отдохнуть, но и заставляют задуматься, развивают самостоятельность мышления, обогащают и активизируют словарь детей.

Работая с детьми третий год, начиная с трех лет, в данный момент им пять стало ясно, что развивающие игры помогают в формировании словаря детей, помогают в развитие памяти, мышления, внимания, активности, в расширении словарного запаса детей.

Список использованной литературы:

Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. — М.: Просвещение, 1991.

Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: популярное пособие для родителей и педагогов. / Н.Н. Васильева — Ярославль: «Академия развития», 1997.

Запорожец А.В. и др. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/ под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии. — М.: Просвещение, 1964.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Литера, 2005.

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –– М.: Просвещение, 1981.

Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: Совершенство, 1999.

Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольников. / Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей/ Е.А. Юзбекова — М.: Линка-Пресс, 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры

Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны занятия с использованием дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольнико...

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством использования сюжетных картинок (Выступление из опыта работы)

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных  явлениях, но и воздействует...

Материал по развитию речи для детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Самым активным этапом усвоения родного языка для ребенка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач для умственного и нравственного раз...

«Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

использование мнемотехники во  второй младшей группе...

Выступление на педагогическом совете по теме самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Пояснительная запискаИгра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни., а также идет развитие речи детей.Развитие ре...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме самообразования: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредствам наглядного моделирования» на межаттестационный период 2024-2028г.г.

. Актуальность темы. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день в речи детей существует множество проблем, недостаточный словарный запас:- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;-...