Использование лэпбуков в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР
учебно-методическое пособие по развитию речи на тему

Миразизова Ольга Васильевна

У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, неорганизован). Все это ведет к снижению памяти, внимания, восприятия, познавательных процессов. Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКОВ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОНР

Развитие речи  является  сложным многоплановым процессом, тесно связанным с развитием и становлением психических процессов человека.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка. Эта проблема находится в центре многих современных исследований. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления, выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л. С. Выготский, 1983; А.Р. Лурия, 1956 и др.

Основной функцией слова является его обозначающая роль, предметная соотнесенность. Слово вызывает к жизни, актуализирует целый комплекс ассоциаций. Наличие «семантического поля» позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения.

Общее недоразвитие речи у младших школьников является очень распространенным нарушением, оно имеет стойкий характер и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения.

В логопедической литературе неоднократно поднимался вопрос об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с речевой патологией. По признанию многих специалистов (Н. С. Жукова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.), основополагающим направлением коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие лексико-грамматической стороны речи. Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексическими и грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексики и грамматической стороны речи.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой и смысловой стороны речи. Для общего недоразвития речи характерно нарушение формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

У детей с ОНР речь самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности (словарь хаотичен, неорганизован). Все это ведет к снижению памяти, внимания, восприятия, познавательных процессов. Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе. При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организованна на основе большого количества языковых правил.

В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) учитель – логопед должен проявлять мобильность, вариативность и креативность в выборе образовательных технологий, которые помогут каждому ребенку проявить свои интересы, потребности, а также вовлекут в коррекционный процесс его родителей.

На мой взгляд, внедрение новых подходов к развитию школьников с ОНР должно способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Поэтому в своей работе с такими детьми использую, как традиционные, так и современные образовательные технологии, которые эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также с их родителями.

В связи с внедрением ФГОС школьного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное методическое пособие – лэпбук.

Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети. Он разработан в связи с тем, что у детей с ОНР отмечаются нарушения развития лексико-грамматической стороны речи, которые характеризуются наличием аграмматизмов, отмечаются трудности в словообразовании и словоизменении, лексические замены. Восприятие и понимание новых речевых категорий детьми с ОНР требует огромных усилий и это связано с их психофизиологическими особенностями.

Чтобы добиться устойчивости результатов по лексико-грамматическому развитию речи детей с ОНР необходимо обеспечить стимулирование различных каналов получения информации из окружающей среды (визуальных, аудиальных, кинестетических), интерактивность взаимодействия в ходе совместной коррекционной деятельности и лэпбук как методическое пособие поностью соответствует ранее указанным критериям.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга). Лэпбук – можно рассматривать как: форму совместной деятельности участников образовательного процесса (детей, родителей, педагога), часть предметно-развивающей среды, продукт коллективного творчества. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Согласитесь, что позитивный опыт лучше запоминается и хочется его еще раз повторить.

Лэпбук – сравнительно новое явление, это книжка -раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

Создание лэпбука является одним из видов совместной интерактивной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. В будущем ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – это хорошая подготовка к исследовательской деятельности.

Цель использования лэпбука - повысить уровень развития лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи через создание и использование лэпбука.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

• определить особенности создания и использования лэпбуков в коррекционно-развивающем процессе с детьми школьного возраста с ОНР;

• создать лэпбук совместно родителями и детьми по каждой лексической теме;

• системно использовать созданные лэпбуки в коррекционно развивающей работе по развитию лексико-грамматического строя речи детей школьного возраста с ОНР;

• провести количественный и качественный анализ результатов по развитию лексико-грамматического строя речи детей школьного возраста с ОНР.

Методологическую основу составляют исследования Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Н.С. Жуковой, О.С. Грибовой, Л.Ф. Спировой, Т.П. Бессоновой, К.В. Комаровым, С.Н. Цейтлин, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.А. Ткаченко и др.

Программно-методической обеспечение использования лэпбука как методического пособия включает содержание коррекционной программы «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).

Построение системы логопедической работы с использованием создания лэпбука для развития лексико-грамматического строя речи детей школьного возраста с ОНР опиралось на следующие принципы:

1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»)

2. Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

4. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей воспитанников).

5. Принцип совместной деятельности. Вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развития лексико-грамматического строя речи. Проект предусматривает «интерактивное взаимодействие» всех участников коррекционно-развивающего процесса, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность в вопросах развития лексико-грамматического строя речи.

Это выражается в том, что родители вместе со своими детьми ищут необходимый материал по определенной теме, будь то загадки или вырезанные из журнала картинки. Ребенок должен принимать активное участие в подборе материала, а не оставаться в стороне. В ходе совместного поиска одновременно происходит общение родителей с ребенком.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Работа по развитию лексико-грамматического строя речи детей школьного возраста с ОНР включала в себя:

-беседы по лексической теме недели;

- дидактические игры и упражнения;

- чтение художественной литературы;

- показ презентаций; - практические задания;

- отгадывание загадок;

- составление рассказа-описания, составление рассказа по сюжетной картине;

- речевые пятиминутки;

- викторины.

Эффективность работы по развитию лексико-грамматического строя речи детей школьного возраста с ОНР зависит от всех участников коррекционно-развивающего процесса, в связи с этим необходимо привлечь родителей в образовательный процесс, повышая их компетентность по данному направлению. Для решения поставленных задач я использую следующие формы работы с родителями:

• родительские собрания;

• индивидуальные беседы;

• консультации;

• совместные презентации детей и родителей;

• открытые мероприятия;

• выставки совместной деятельности педагогов и детей.

Мониторинг достижений планируемых результатов проекта является важным условием успешного усвоения материала. Для этого проводится контрольно-аналитическая работа, которая направлена на выявление уровня эффективности логопедического воздействия (декабрь, май).

Использование лэпбука в логопедической работе со школьниками с ОНР как самостоятельное методическое пособие может быть применено в любых общеобразовательных учреждениях, так как затрагивает актуальную и востребованную тему развития речи детей с ОНР и позволяет выстроить систему работы по развитию лексико-грамматического строя речи, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей.

В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии и исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться. Задача учителя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

                                         

                                            Список литературы

  1. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи.- М., 1997.
  2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СПб:, 2004.
  3. Грибова О.С, Бессонова Т.П. Формирование грамматического строя речи у учащихся начальных классов школы для детей с ТНР.- М.,1992.
  4. А.Н. Гвоздева Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.
  5. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.- М., 2000.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР.- СПб.,2001.
  7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб., 1999.
  8. Максаков А.И., Ефименкова Л.Н. Развитие правильной речи.- М., 2005.
  9. Максаков В.А.Правильно ли говорит ваш ребёнок.- М.,2005.
  10. Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид. - М., 1993.
  11. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи.- М.,1980.
  12. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений.- М., 2003.
  13. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Ястребова А.В. Основы логопедической работы с детьми- М., 2005.
  14. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Совершенствование связной речи. - М., 1994.
  15. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Москва, «Издательство ГНОМ и Д», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование лэпбука в работе учителя-логопеда"

"Использование лэпбука в работе учителя-логопеда" Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, ок...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЭПБУКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Использование песка в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он об...

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"

Проект по развитию речи "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда в детском саду"...

Презентация по теме "Использование лэпбука в работе учителя-логопеда" (выдержки). Шипелочка

Использование лэпбука в работе учителя-логопеда. Шипелочка. Работаем со звуком "ш"...

«Использование лэпбука в работе учителя – логопеда»

В настоящее время растет поколение детей, часто безразличное к  речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Кроме того, ув...