Развитие монологической речи на занятиях с картинами.
статья по развитию речи на тему

Ходорик Анна Геннадьевна

В данной статье говорится о роли картин в развитии речи ребенка. Виды картин. Как построена структура занятия с картинами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_monologicheskoy_rechi_na_zanyatiyah_s_kartinami.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие монологической речи  на занятиях с картинами.

                                                   «Дайте ребёнку картину, и он заговорит».

                                                                                                  К.Д. Ушинский.

      Важную роль картинки, как в развитии ребенка, так и в развитии речи детей дошкольного возраста отмечала Е.И. Тихеева. По её мнению рассматривание картин преследует сразу несколько целей: упражняет в наблюдении, развивает мышление, воображение, так же логическое мышление и конечно - развитие речи.

Значение картин:

  1. Познание и ознакомление с окружающим миром  (о планете Земля как общем доме людей, животного и растительного мира, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.)
  2. Приобщение к искусству (развитие художественно-эстетического восприятия, формирования эмоциональной чувствительности);
  3. Нравственное воспитание (формирование гражданского самосознания, любви к Родине, к своему народу);
  4. Источник новых знаний (развитие у ребенка познавать что – то новое, выяснить, желание найти между ними связи и отношения);
  5.  Развивает наблюдательность, учит наблюдать.

    При работе с картинами у детей развиваются все стороны речи: диалог, беседа, рассказ и т.д.

Выделяют следующие виды картин:

  1. Предметные картины. Данный вид картин используют во всех возрастных группах. Вид занятия – описание (во всех возрастных группах). На таких картинах изображено один или несколько предметов без сюжетной линии между ними. Например: Одежда, транспорт, растения и т.д;
  2. Сюжетные картины. Данный вид картин используют во всех возрастных группах. Виды занятия – описание (во всех возрастных группах); повествование по сюжетной картине (для детей, начиная со средней группы). Ребята придумывают предшествующие и последующие действия. На таких картинах изображены предметы, либо персонажи, которые связанны между собой определенным сюжетом.
  3. Серии сюжетных картин. Данный вид картин используют на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Серия из 3,4,5 и более картин передают какой – либо сюжет. Вид занятия – повествование по сериям сюжетных картин. Ребята рассказывают либо придумывают о  предшествующих и последующих действиях.
  4. Репродукции картин - пейзажи, натюрморты. (А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень»).  Данный вид картин используют на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Вид занятия – описание картины. А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень»; И. Машков «Рябинка».

Структура занятия:

  1. Вводная часть. Главной цель вводной части – заинтересовать детей. Например: прочитать стихотворение, загадать загадку, прослушать песню и т.д). Для всех возрастных групп.
  2. Основная часть. На этом этапе ребята рассматривают картину и беседуют с воспитателем о содержании картины. Затем воспитатель составляет рассказ – раскрывает смысл, должна быть связь между предложениями. И заканчивает рассказ одним-двумя предложениями, которые передают отношение к сюжету. Начиная со средней группы, дети воспроизводят образец воспитателя, а так же пытаются самостоятельно придумать свой рассказ. Для детей старшего дошкольного возраста даются творческие задания. Например: придумать название картины, что было вначале и в конце и т.д);
  3. Заключительная часть. На данном этапе педагок подводит итоги, положительно поощряет детские монологи. Начиная со средней группы, педагог анализирует и оценивает детские рассказы. А со старшей группы к этому можно привлечь самих детей.

Список использованной литературы:

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. - с.27-43.
  2. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.
  3. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. - с.18-21
  4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
  5. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.
  6. Ушакова О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 3-5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие монологической речи в процессе рассказывания по картинам.

Цель занятия:использование знаний о методике обучения дошкольников рассказыванию по картине в процессе составления конспектов занятий....

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ

При подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению одной из важнейших задач является формирование связной монологической речи. Обучение пересказу способствует обогащению словарного...

Развитие монологической речи детей в процессе восприятия пейзажных картин

В статье раскрываются лингвистические и психолого-педагогические аспекты развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия пейзажных картин....

Занятие по развитию монологической речи на основе сказки "Репка".

В данном занятии раскрываются современные подходы к совершенствованию лексикоамматических средств языка, произношения, восприятия, выразительности монологической речи детей 5- 7 лет на материале народ...

Конспект интегрированного занятия "Разноцветный мир, Народные сказки - предания. Развитие монологической и диалогической речи детей старшего возраста в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего возраста. Развитие монологической и диалогической речи в процессе знакомства с народными преданиями и сказками в рамках фестиваля "Разноцветный...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНАМ

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено, в первую очередь, социальной значимостью речи. А также ее ролью в формировании личност...