Развитие монологической речи на занятиях с картинами.
статья по развитию речи на тему
В данной статье говорится о роли картин в развитии речи ребенка. Виды картин. Как построена структура занятия с картинами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие монологической речи на занятиях с картинами.
«Дайте ребёнку картину, и он заговорит».
К.Д. Ушинский.
Важную роль картинки, как в развитии ребенка, так и в развитии речи детей дошкольного возраста отмечала Е.И. Тихеева. По её мнению рассматривание картин преследует сразу несколько целей: упражняет в наблюдении, развивает мышление, воображение, так же логическое мышление и конечно - развитие речи.
Значение картин:
- Познание и ознакомление с окружающим миром (о планете Земля как общем доме людей, животного и растительного мира, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.)
- Приобщение к искусству (развитие художественно-эстетического восприятия, формирования эмоциональной чувствительности);
- Нравственное воспитание (формирование гражданского самосознания, любви к Родине, к своему народу);
- Источник новых знаний (развитие у ребенка познавать что – то новое, выяснить, желание найти между ними связи и отношения);
- Развивает наблюдательность, учит наблюдать.
При работе с картинами у детей развиваются все стороны речи: диалог, беседа, рассказ и т.д.
Выделяют следующие виды картин:
- Предметные картины. Данный вид картин используют во всех возрастных группах. Вид занятия – описание (во всех возрастных группах). На таких картинах изображено один или несколько предметов без сюжетной линии между ними. Например: Одежда, транспорт, растения и т.д;
- Сюжетные картины. Данный вид картин используют во всех возрастных группах. Виды занятия – описание (во всех возрастных группах); повествование по сюжетной картине (для детей, начиная со средней группы). Ребята придумывают предшествующие и последующие действия. На таких картинах изображены предметы, либо персонажи, которые связанны между собой определенным сюжетом.
- Серии сюжетных картин. Данный вид картин используют на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Серия из 3,4,5 и более картин передают какой – либо сюжет. Вид занятия – повествование по сериям сюжетных картин. Ребята рассказывают либо придумывают о предшествующих и последующих действиях.
- Репродукции картин - пейзажи, натюрморты. (А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень»). Данный вид картин используют на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Вид занятия – описание картины. А. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень»; И. Машков «Рябинка».
Структура занятия:
- Вводная часть. Главной цель вводной части – заинтересовать детей. Например: прочитать стихотворение, загадать загадку, прослушать песню и т.д). Для всех возрастных групп.
- Основная часть. На этом этапе ребята рассматривают картину и беседуют с воспитателем о содержании картины. Затем воспитатель составляет рассказ – раскрывает смысл, должна быть связь между предложениями. И заканчивает рассказ одним-двумя предложениями, которые передают отношение к сюжету. Начиная со средней группы, дети воспроизводят образец воспитателя, а так же пытаются самостоятельно придумать свой рассказ. Для детей старшего дошкольного возраста даются творческие задания. Например: придумать название картины, что было вначале и в конце и т.д);
- Заключительная часть. На данном этапе педагок подводит итоги, положительно поощряет детские монологи. Начиная со средней группы, педагог анализирует и оценивает детские рассказы. А со старшей группы к этому можно привлечь самих детей.
Список использованной литературы:
- Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. - с.27-43.
- Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.
- Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. - с.18-21
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
- Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.
- Ушакова О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 3-5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/12/picture-17482-1413135801.jpg)
Развитие монологической речи в процессе рассказывания по картинам.
Цель занятия:использование знаний о методике обучения дошкольников рассказыванию по картине в процессе составления конспектов занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/30/picture-154748-1354263312.jpg)
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ
При подготовке детей с речевыми нарушениями к школьному обучению одной из важнейших задач является формирование связной монологической речи. Обучение пересказу способствует обогащению словарного...
Развитие монологической речи детей в процессе восприятия пейзажных картин
В статье раскрываются лингвистические и психолого-педагогические аспекты развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия пейзажных картин....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-538188-1416853869.jpg)
Занятие по развитию монологической речи на основе сказки "Репка".
В данном занятии раскрываются современные подходы к совершенствованию лексикоамматических средств языка, произношения, восприятия, выразительности монологической речи детей 5- 7 лет на материале народ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/13/picture-724872-1450030501.jpg)
Конспект интегрированного занятия "Разноцветный мир, Народные сказки - предания. Развитие монологической и диалогической речи детей старшего возраста в ДОУ для детей с нарушением зрения.
Интегрированное логопедическое занятие с детьми старшего возраста. Развитие монологической и диалогической речи в процессе знакомства с народными преданиями и сказками в рамках фестиваля "Разноцветный...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-1306643-1611119335.jpg)
Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/14/picture-1346890-1631643657.jpg)
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНАМ
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено, в первую очередь, социальной значимостью речи. А также ее ролью в формировании личност...