Развитие монологической речи детей в процессе восприятия пейзажных картин
статья по развитию речи по теме


В статье раскрываются лингвистические и психолого-педагогические аспекты развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия пейзажных картин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_monologicheskoy_rechi_pri_vospriyatii_peyzazha.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие монологической речи детей в процессе восприятия пейзажных картин

Суздальцева Лариса Владимировна, преподаватель методики развития речи  Государственного Бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Педагогического колледжа   № 18 «Митино», тел. 8(495)490-13-39 дом., 8(903)645-16-92 моб.

Аннотация: в статье раскрываются лингвистические и психолого-педагогические аспекты  развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия произведений живописи, особенности восприятия дошкольниками пейзажных картин, задачи и содержание работы по формированию монологической речи дошкольников в процессе ознакомления с пейзажем, методика обучения детей старшего дошкольного возраста описанию пейзажной картины

         В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывания являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная  коммуникативная  функция языка и речи.

      В  формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, события), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и использовать разнообразные средства для связи не только предложений, но и частей высказывания.

        В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и этического аспекта. Связное высказывание показывает,  насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития детей.

           Важным средством развития связной речи в старшем дошкольном возрасте является описание пейзажных картин. Произведения пейзажной живописи являются своеобразными и доступными ребенку «аккумуляторами» эстетического мировоззрения. В ходе их восприятия ребенок осознает особую систему образов, художественных средств, позволяющих ему понять красоту явлений природы.

        А.А. Блок отмечал, что живопись учит смотреть, говорить, видеть. Благодаря этому, живопись сохраняет живым и не тронутым то чувство, которым отличаются дети.   Потребность в красоте и добре у ребенка отличается с первых дней его жизни. А в старшем возрасте он уже избирателен  в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения.

 Чувственная достоверность и наглядность делают произведения изобразительного искусства доступными, понятными для всех. Мир художника - это мир каждого из людей. Научиться сопереживать художнику - значит научиться понимать искусство. Каждый художник стремится передать чувства, мысли, настроение.

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы. Пейзаж бывает разного вида, но в работе с детьми чаще используется природный.

Так же, как и любой вид живописи, пейзаж имеет композицию. Прежде всего на пейзажном полотне отображается пространственная протяжность и глубина. Особое место занимает первый план, помогающий раскрыть идею произведения, замысел художника. Важной особенностью пейзажной живописи является соотношение размеров неба и земли на полотне, а также их цветовое отношение, которое создает гармонию колорита. Пейзаж ярче других жанров живописи отражает оттенки и нюансы чувств, эмоций художника. Пейзажные произведения созвучны с музыкой, поэзией. К каждому пейзажу можно подобрать музыкальное произведение.

Созвучие пейзажа с поэзией позволяет подразделять его на жанры: лирический, эпический, романтический, драматический.

Лирический - отражает красоту природы, вызывает определенные эмоции, переживания - чувства радости или грусти и т.д.

Эпический  - раскрывает величие земли. В нем все написано ярко, звучно.

Романтический - вызывает яркие, сильные, страстные чувства.

В драматическом пейзаже все изменчиво, напряженно, предвещает бурю, грозу. Всегда вызывает ощущение тревоги, смятения.

В работе с дошкольниками по формированию умений составлять описательные  рассказы, используются следующие  картины:  А.Саврасов "Грачи прилетели"; И.Левитан "Золотая осень", "Весна. Большая вода", "Март"; К.Юон "Мартовское солнце"; А.Куинджи "Березовая роща"; И.Шишкин "Утро в сосновом бору", "Сосновый лес" и многие другие.

Требования к отбору картин:

  • содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
  • картина должна быть высокохудожественной;
  • изображение персонажей должно быть реалистичным;

- следует обращать внимание на доступность содержания и изображения. Необходимо  избегать излишней штриховки, незаконченности рисунка.

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельных рассказов по картине. На занятиях решается ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание, формировать умение связно, последовательно описывать изображенное, активизировать и расширять словарный запас и многие другие.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ, речевой образец и так далее.

Для того, чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за 2-3 дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Картина может рассматриваться по частям. В начале - главное, затем - детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж.

Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.

Рекомендуется  использовать вопросы, развивающие воображение и творчество. Интересен методический прием «вхождения в картину»: представь, что ты оказался на этой полянке, оглядись вокруг, прислушайся. Что ты видишь, что слышишь, что чувствуешь? Такие приемы способствуют развитию образной речи, развивают эмоциональное восприятие.  

В конце краткой беседы воспитатель конкретно и доступной форме объясняет речевое задание. В ходе рассказывания  воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей. Если занятия в старшей группе проводятся в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий - он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают.

В старшей группе продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине. Выделение существенного наиболее ярко выступает в подборе названия картины. Наряду с этим нужно учить детей замечать детали, передавать фон, пейзаж, состояние погоды и так далее. Для лучшего понимания хорошо использовать музыку, поэтические произведения. К примеру, рассматривание  картины «Золотая осень» И.Левитана можно сопровождать отрывком из стихотворения А.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье…» на фоне музыкального произведения П.Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года». Можно использовать прием сравнения двух картин, например,  «Березовая роща» И. Левитана и А. Куинджи. Это помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла.

Важное место в ознакомлении детей с пейзажной живописью играют непосредственные наблюдения за явлениями природы. Нужно научить детей всматриваться в природу, замечать цвета разных времен года, дня. Детям необходимо вслушиваться в звуки природы: падающий снег, звон капели, шелест листьев, шум ветра. Важно, чтобы они говорили о том, что видели и слышали. Глубокое восприятие природы, осознание полученных впечатлений помогут им глубже почувствовать настроение картины.

Для примера приводим варианты занятий по развитию описательной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия  пейзажных картин.

Рассказывание по картине К. Юона "Мартовское солнце"

Программное содержание: учить  понимать содержание картины, последовательно описывать изображенное на ней, развивать  грамматически правильную речь,  мышление, умение рассуждать. Воспитывать эстетические чувства: видеть красоту природы и подмечать её во всех её проявлениях.

Материал: репродукция картины К.Юона "Мартовское солнце".

Словарь: погружены в сияние, лазурное небо, ветви берёз, изогнутые стволы, белеющий, искрится.

Ход занятия: воспитатель  выставляет картину на стенд, после 1-2 минут молчаливого восприятия предлагает детям рассмотреть её. Задает вопросы:

- Что изображено на этой картине?

- Какое время года?

 - Кто может назвать, какой месяц изобразил художник? Как вы догадались?

 Сообщает название: это картина К.Юона " Мартовское солнце ".

- Какими словами можно сказать о берёзках?

- С чем их можно сравнить?

- Что можно сказать о небе? Какое оно?

- Какие цвета использовал художник?

- Что он хотел этими красками передать?

- Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему?

 - Вспомните знакомые стихотворения, которые по содержанию подходят к этой картине.

Педагог предлагает детям составить  рассказ по  картине. После детских рассказов подводится итог:

- Чей рассказ вам понравился? Чем?

- Какие слова в этом рассказе понравились?

Занятие можно усложнить, используя прием коллективного составления рассказа: вызываются  3 – 4 ребенка, педагог  предлагает им договориться,  кто будет начинать, кто продолжать и кто заканчивать рассказ. При этом воспитатель направляет детские рассказы, помогает поддерживать сюжетную линию, подбирать выразительные языковые средства.

Рассматривание картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Программное содержание: развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы, ассоциации с собственным опытом восприятия. Учить видению художественного образа, единства содержания и языка пейзажной живописи.  Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими, искусствоведческими терминами.

Материалы: репродукция картины «Весна. Большая вода» И.Левитана.

Ход занятия: дети свободно рассаживаются  перед картиной (она пока закрыта).

- Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет ожиданием тепла, солнца. Это время называется весна. Какое нежное и ласковое слово — весна! И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несет всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы — музыку, художники — свои картины. Сейчас я прочитаю стихи о весне, а вы закройте глаза и представьте то, о чем я буду читать... (читаются стихотворения Ф.Тютчева, А.Пушкина, И.Бунина)

- Вы увидели весну? Почувствовали, как поэты передали свое радостное настроение? Весна приходит со своей палитрой красок. Какие же цвета на ней? Сейчас мы посмотрим, как о весне рассказал художник Исаак Ильич Левитан. (Открывает картину, дает возможность детям рассмотреть ее)

- Расскажите о ваших впечатлениях от картины. Что же интересного увидел художник?  Да, художник увидел весенний разлив реки, затопившей пологие берега.

Подошла, невзначай Полых вод подступила неоглядная сила, — Набежала из талых снегов С обогретых весною бугров.       А. Коринфский

 -Это явление называется «половодье». Полая вода — значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходят из своих берегов. Широко, привольно и бескрайне разлилась вода, так, что кажется, будто она слилась с голубым небом. Она повсюду, прозрачная, светло- голубая, как и сам воздух. Светясь нежными переливами, в воде стоят тонкие березки. Их белизну подчеркивают яркая зелень ели и темный ствол старого дерева. Тени от них удлинены, отражаясь в чистом зеркале воды. Кажется, что деревья растут сразу и вверх и вниз. А есть ли в картине солнце? Как вы узнали? Оно не нарисовано, но по теням от деревьев в воде и на берегу мы узнаем о нем. Солнце еще неяркое, но чувствуется его тепло.

- А что изображено на переднем плане, слева? Это лодка. Она стоит у согретого и позолоченного солнцем берега. Наверное, в ней и приехал художник, чтобы писать свою картину с натуры.

- Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину? (Ответы детей.) Да, возникает чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты и ясности картины, от ожидания тепла, буйного расцвета природы.

- Как бы вы назвали эту картину? Художник Левитан назвал ее «Весна. Большая вода». А сейчас послушайте музыку, которую написал композитор С.В.Рахманинов; он назвал свою пьесу «Весенний поток». Закройте глаза и представьте себе голубое небо, бескрайние просторы воды, почувствуйте легкий веселый ветерок, теплые лучи солнышка. (Включается музыкальный отрывок. Можно повторить отрывок и предложить детям передать эту музыку в движении, показав при этом свое настроение или представив себя ветерком, солнечным лучиком, березкой, слегка раскачивающейся под ветерком, легким облачком, скользящим по небу, птичкой, прилетевшей из дальних стран и радующейся своей родине).

       Во второй части занятия педагог предлагает составить описательный рассказ по картине.  Наиболее удачные можно записать и изготовить книжку-самоделку с детскими рассказами  и рисунками.

    Список литературы:

1.        Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М.,2000.

2.  Люблинская А.А. Восприятие картинки // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000.

3.  Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «К проблеме методического сопровождения воспитателя в процессе развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста».

Статья посвящена проблеме методического сопровождения воспитателя современного детского сада в организации работы по развитию монологической речи старших дошкольников. В статье раскрывается значимость...

Методическая разработка семинара- практикума по оптимизации педагогического процесса развития монологической речи детей 5-7 лет.

Настоящая методическая разработка посвящена повышению уровня теоретической готовности педагогов к организации работы по развитию монологической речи детей. Цель: уточнить, систематизировать и углубить...

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомство со сказками.

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомство со сказками....

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНАМ

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено, в первую очередь, социальной значимостью речи. А также ее ролью в формировании личност...

Развитие монологической речи детей дошкольного возраста 4-5 лет в процессе составления описательных рассказов с использованием мнемотаблиц

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения де...