Статья «К проблеме методического сопровождения воспитателя в процессе развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста».
статья (средняя группа) на тему

Статья посвящена проблеме методического сопровождения воспитателя современного детского сада в организации работы по развитию монологической речи старших дошкольников. В статье раскрывается значимость развития монологической речи у старших дошкольников и необходимость методического сопровождения воспитателей в этом направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «К проблеме методического сопровождения воспитателя

в процессе развития монологической речи детей

старшего дошкольного возраста».

Одним из самых значимых приобретений ребенка в дошкольном возрасте является развитие речи. От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей коммуникации в социуме, общее интеллектуальное развитие и успешность будущего обучения в школе. Поэтому в истории педагогической мысли и современном дошкольном образовании развитие связной речи рассматривается как одна из ведущих задач процесса воспитания и обучения детей.

Под связной речью принято понимать развернутое изложение определенного содержания, которое характеризуется последовательностью, логичностью и правильностью. Связная речь является показателем умственного и речевого развития.

Образ воспитателя является для ребенка языковым авторитетом. Большую часть своего времени дети проводят в детском саду. Там дошкольники овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель, который играет главную роль в развитии и пополнении их словарного запаса.

Наиболее сложной и развитой формой связной речи является монологическая речь.

Монологическая речь-это речь одного человека, в которой осуществляется связное, логически последовательное высказывание. В то же время, это довольно сложный для детей вид деятельности. Его освоение требует специального обучения. Методика обучения монологической речи представлена в многочисленных исследованиях Л.А. Пеньевской, О.С. Ушаковой, Е.И. Тихеевой, В.И. Логиновой, А.М. Бородич, Л.М. Гурович и др.

Основой развития монологической речи является умение пересказывать различные тексты, составлять сообщения, рассказы и описания. В детском саду детей обучают двум основным типам монологов – самостоятельному рассказу и пересказу. Пересказ в этом ряду занимает особое место, поскольку является одновременно и более простым видом рассказов, и оказывает особое влияние на развитие всего комплекса умений монологической речи (отбирать содержание, формулировать его основную идею в названии, выстраивать текст логически, подбирать адекватные речевые формы, в том числе средства речевой выразительности).

Так, например, для овладения пересказыванием необходим ряд специальных умений: слушать и слышать, воспринимать литературный текст в его содержании, логике и форме, понять эмоциональный и смысловой подтекст, в том числе анализируя образы героев, понять логику развития событий и на этой основе запоминать последовательность изложения, осознать красоту образной речи автора и воспроизвести соответствующие речевые обороты. То есть в целом: осмысленно, логично, связно и выразительно передавать литературный текст.

По мнению Л. Шадриной в современной методике развития связной речи переосмыслено применение многих традиционных приемов. Так, в традиционной методике обучения детей рассказыванию важное место занимает составление детьми рассказов на основе подражания, или по образцу. В связи со сложностью освоения детьми монологической речи обучение их рассказыванию и пересказу осуществляется в организованной образовательной деятельности. Однако в педагогической практике не всегда удается обеспечить заинтересованность детей на занятиях.

 Вместе с тем, анализ деятельности педагогов современных дошкольных образовательных учреждений свидетельствует, что пересказ, являясь простой формой развития монологической речи, на самом деле оказывается неинтересной для ребенка формой деятельности. При пересказе текст известен и взрослому, и ребенку. Перед ребенком ставится задача воспроизвести, пересказать текст, чтобы научится правильно говорить. Ребенок знает, что никакой новой информации он не сообщает. Поэтому высказывания детей носят чисто информационный характер: дети передают основное содержание художественного произведения, абсолютно не задумываясь над формой выражения этого содержания.

Одним из путей преодоления этого негативного факта может стать подбор методов сопровождения педагогов при организации работы по развитию монологической речи в процессе пересказывания литературных текстов.

Воспитатель- это не только организатор, но и активный участник речевой среды в учебно-воспитательном процессе. В современном дошкольном образовании господствует широкое многообразие образовательных программ воспитания и обучения, а также различные виды дошкольных учреждений. Все это приводит к повышению требований к профессиональной компетенции педагога. В таких условиях воспитателю важно критично подходить к выбору оптимальных возможностей реализации программного содержания, ориентироваться в постоянно меняющемся потоке научной информации, уметь организовывать образовательный процесс, а также осознавать и преодолевать педагогические затруднения в развитии связной монологической речи дошкольников. Анализ реализации образовательных программ в дошкольных учреждениях выявил ряд психолого-педагогических затруднений воспитателей, препятствующих освоению детьми связной монологической речи в сензитивном периоде. Основными из них являются эмоциональные и коммуникативные барьеры в общении, недостаточное осознание закономерностей речевого развития дошкольников, использование репродуктивных приемов обучения[1].

Таким образом, развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, овладение ими богатством родного языка является одним из важных условий развития личности, тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием. Педагогу в свою очередь необходимо создать условия, вовлечь в совместную деятельность, организовать материальную и языковую среду для того, чтобы процесс развития речи был не только интересным, но и эффективным.

Это привело к пониманию того, что необходимо создать такую систему методического сопровождения воспитателя в процессе развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста, которая не только обеспечила бы наиболее благоприятные условия для их общего развития, но и решила бы проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогу в процессе реализации образовательных программ по развитию монологической речи детей.

В педагогических исследованиях методическая деятельность определяется как деятельность, основанная на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленная на обогащение профессиональной компетентности педагогов в результате реализации взаимодействия субъектов педагогического процесса.

Проблема методического сопровождения воспитателя современного детского сада в организации работы по развитию монологической речи старших дошкольников еще не была предметом специального изучения.

Список литературы

  1. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1995
  2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1990.
  3. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1995. - №1.
  4. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развитие связной речи детей дошкольного возраста // Детский сад теория и практика. – 2012. - №3. – С. 36-45.
  5. Шорохова О.А. Психолого-педагогические затруднения воспитателей в развитии связной монологической речи дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 1. С. 9–15.

[1] Шорохова О.А. Психолого-педагогические затруднения воспитателей в развитии связной монологической речи дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 1. С. 9–15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...

Концепция сопровождения. «Методическое сопровождение педагогов в процессе воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста»

В концепции разработан оригинальный механизм методического сопровождения педагогов в процессе внедрения технологии воспитания основ гражданственности детей старшего дошкольного возраста «Страна ...

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством фото-кейс и кейс-иллюстрация.

Работа по развитию монологической речи в старшей группе состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение). Используя фото-ке...

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Статья учителя-логопеда Демидовой И.Н. по разитю речи детей...

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомство со сказками.

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомство со сказками....