Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством фото-кейс и кейс-иллюстрация.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Работа по развитию монологической речи в старшей группе состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством фото-кейс и кейс-иллюстраций
Работа по развитию монологической речи в старшей группе состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение).
Мной был разработан ряд фото-кейсов и кейс - иллюстраций. Расскажу о работе по некоторым из них.
Работа с фото-кейсами на темы: «Брошенный мишка», «Больной бельчонок», кейс - иллюстрацией «Поможем дереву», проходила следующим образом.
На первом этапе (составление рассказа-описания по фото-кейсу) детям предложила описать ситуацию-изображение на фото-кейсе, перечислить объекты, предметы, явления, представленные в нем, их особенности. При описании фото-кейса «Брошенный мишка» дети выделяли следующие объекты, предметы и их признаки: «Игрушка лежит на полу»; «Кто-то потерял мишку, он ждет хозяина» и др.
После уточняющих вопросов «Как вы думаете, почему мишка лежит на улице?», «Что у мишки с лапой?», «Как вы думаете, почему так могло произойти?», дети отвечали по-разному: «Мишку кто-то бросил»; «У мишки оторвана лапа, ему больно» и др.
После того, как высказались все дети, зачитывала текст к фото-кейсу: «Дети гуляли во дворе, они играли с игрушками. Два брата никак не могли поделить между собой игрушечного мишку и тянули его в разные стороны. В итоге игрушка упала и все увидели, что у мишки оторвалась лапа. Мальчики заплакали. Как помочь мальчикам?». Ответы детей были такими: «Нужно купить новую игрушку»; «Надо починить мишку и помирить мальчиков» и др.
Совместно с детьми принимали единое решение: «Нужно пришить оторванную лапу мишке, а мальчикам сказать, что так делать нельзя, нужно делиться игрушками друг с другом». Далее задала вопросы: «А как бы вы поступили в данной ситуации?», «Что нужно делать, чтобы такой ситуации не возникало?». Дети говорили: «Я вместе с мамой пришила бы лапу мишке»; «Нельзя ломать игрушки, надо их беречь»; «Сломанные игрушки мы чиним вместе с папой» и др.
В конце работы над фото-кейсом детям была представлена фото-картинка с изображением красивого отремонтированного игрушечного мишки.
При описании кейс - иллюстрации «Поможем дереву» дети выделяли следующие объекты, предметы и их признаки: «На картинке дерево, у него сломана ветка. У дерева зеленые листочки. Значит лето, а может весна»; «Наверное, весна. На дереве уже распустились листья. Кто-то сломал у дерева ветку. Дереву плохо, больно» и др. При рассматривании данного кейса дети уже самостоятельно составляли небольшой описательный рассказ. Наводящие вопросы задавала только тем детям, которые не могли самостоятельно справиться с поставленной задачей. После того, как высказались все дети, зачитывала текст к кейс - иллюстрации: «Стояла весна. На деревьях уже распустились молодые зеленые листочки. Дети возвращались из школы. Во дворе дома они увидели, что у одного дерева обломана ветка. Дети задумались, как помочь дереву? Что нужно для этого сделать?». Ответы детей: «Надо спросить у родителей, как помочь дереву?»; «Нужно полечить дерево» и др. Совместно с детьми было принято единое решение: «Дереву нужно помочь и вылечить его. За помощью нужно обратиться к взрослым». После того, как было принято решение, рассказала детям, как помогают люди деревьям, у которых надломились ветки. Далее задала детям вопросы: «А как бы вы поступили в данной ситуации?», «Можно ли ломать ветки деревьев?». Дети говорили: «Ломать ветки нельзя. Дерево умрет»; «Нужно бережно относиться к природе, нельзя рвать листочки у дерева, ломать ветки» и др.
В конце работы над кейс - иллюстрацией детям была представлена иллюстрация с изображением здорового дерева.
При описании фото-кейса «Больной бельчонок» дети выделяли следующие объекты, предметы и их признаки: «Белка живет в лесу. Она прыгает по деревьям. Она устала и решила отдохнуть около дерева»; «Белка лежит около дерева. Она устала собирать орехи и ягоды. Она красивая, у нее пушистый хвост» и др.
При описании данного фото-кейса дети так же, как и при описании предыдущих кейсов, самостоятельно описывали ситуацию, изображенную на фотографии. После того, как высказались все дети, зачитала текст к фото-кейсу: «Маша и Ваня гуляли в лесу с родителями. Во время прогулки они увидели лежащую около дерева белку. Дети подумали, что если они подойдут ближе, то белка запрыгнет на дерево, и наблюдали за ней на расстоянии. Однако, спустя некоторое время, дети заметили, что белка с трудом начала передвигаться по земле, на дерево она не пыталась залезть. Когда Маша и Ваня вместе с родителями подошли ближе, они увидели, что белка хромает, у нее поранена лапа. Детям стало жалко белку, они попросили родителей помочь животному. Как можно помочь белке?». Дети отвечали: «Белку нужно взять домой и полечить ей лапу»; « Нужно отвезти белку к врачу» и др.
Совместно с детьми было принято единое решение: «Белку нужно показать врачу для животных (ветеринару). Он сможет вылечить пораненную лапу». Далее задавала такие вопросы: «Как бы вы поступили в данной ситуации?», «Что делать с белкой, когда она поправится?». Все дети высказали единое мнение: «После того, как белка поправится, ее нужно отпустить на волю». Мной было сделано уточнение: «Белку нужно отнести и оставить около того дерева, возле которого дети ее нашли».
В конце работы над фото-кейсом детям была представлена фото-картинка с изображением здоровой белки, сидящей на дереве.
На протяжении всей работы побуждала детей изъясняться и отвечать на вопросы полным предложением, правильно согласовывая части речи.
На втором этапе (составление рассказа - рассуждения по фото-кейсу и кейс - иллюстрации) детям были представлены фото-кейсы: «Злая собака», «Болит зуб»; кейс – иллюстрации: «Пожар», «Чистый город». Алгоритм работы на втором этапе был следующий: детям сначала было предложено описать ситуацию (составление рассказа-описания), а затем перейти к рассуждению об увиденном.
Работа с фото-кейсом «Злая собака» начиналась с представления детям фото-кейса и предложением описать изображение на фото. Дети описывали фото так: «На картинке изображена злая собака. Кажется, она хочет укусить. Кто-то тянет к ней руку. Она сейчас укусит»; «Я вижу собаку, она злится. Кто-то ее обидел. А может она голодная, поэтому злая» и др.
После того, как высказались все дети, зачитывала текст к фото-кейсу: «Дети шли в магазин. Около магазина к перилам был привязан пес, он, видимо, ждал своего хозяина. Соседский мальчик начал дразнить пса. Ребята подбежали к нему и попытались его остановить. Почему ребята пытались остановить соседского мальчика?». Предложила детям начинать свои высказывания со слов: «Я думаю...». Вот такими были их ответы: «Я думаю, ребята пытались остановить соседского мальчика, чтобы хозяин не увидел, как он дразнит его собаку. Хозяин может поругать мальчика»; «Я думаю, что ребята старались остановить мальчика, чтобы собака его не укусила»; «Я думаю, что ребята пытались сказать мальчику, что нельзя дразнить животных» и др.
С моей уточняющей помощью детьми было принято единое решение: «Нужно остановить мальчика, потому что собака может его укусить». Далее задала такие вопросы: «Можно ли дразнить животных?», «Почему нельзя? Что может произойти?», «Как вести себя с незнакомыми вам животными?». Дети охотно отвечали следующее: «Животных дразнить нельзя, особенно незнакомых. К ним лучше вообще близко не подходить»; «Нельзя дразнить животных, они могут укусить, поцарапать»; «К незнакомым животным лучше вообще не подходить» и др.
Далее задала следующие вопросы: «А как бы вы поступили в данной ситуации?», «Чтобы вы сделали, если увидели рядом с магазином чужую собаку?», «Почему?», «С какой собакой можно гулять, играть?». Вот какими были их ответы: «Если бы я увидел, что кто-то дразнит собаку, я бы сказал, что этого делать нельзя»; «Если бы я шел в магазин и увидел там, что собака сидит. Я бы прошел мимо. Ведь это же не моя собака. Зачем она мне?»; «Гулять и играть можно со своей собакой. У меня дома собака, мы с ней играем и гуляем» и др.
В конце работы над фото-кейсом детям была представлена фото-картинка с изображением мальчика, гуляющего с собакой.
Следующий фото-кейс, о работе с которым я хочу рассказать, называется «Болит зуб». При рассматривании данного фото-кейса дети говорили следующее: «На картинке изображена девочка. Она плачет. У нее что-то болит. Кажется зуб»; «У девочки перевязана голова. Ей плохо, у нее болит голова»; «Девочка держится за щеку. Наверно у нее что-то болит. Она плачет, даже кричит. Ей очень плохо» и др.
После рассмотрения фото зачитала историю к фото-кейсу: «Маша встала утром и сильно заплакала. Мама спросила ее, почему она плачет. Маша сказала, что у нее сильно болит зуб. Как помочь Маше?». Дети говорили: «Я думаю, что нужно выпить таблетку, так делает моя мама»; «Я думаю, что нужно идти лечить зуб»; «Я думаю, что нужно быстро идти к врачу» и др.
Детьми самостоятельно было принято единое решение: «Девочке нужно как можно скорее идти к зубному врачу». Далее задала такие вопросы: «Как вы думаете, почему у Маши заболел зуб?», «Как вы думаете, что нужно делать, чтобы зубы не болели?». Вот их ответы: «Чтобы не болели зубы, надо их каждый день чистить»; «Чтобы зубы не болели, нужно есть овощи и фрукты»; «Чтобы зубы не болели, не надо пить Кока-колу и есть много конфет» и др.
В конце работы над фото-кейсом детям была представлена фото-картинка с изображением девочки с ослепительной улыбкой.
При описании кейс - иллюстрации «Пожар» дети говорили следующее: «Мальчик зажигает спички. Они горят у него в руках. А еще горят шторы и ковер. Собака смотрит на него. Наверно собаке страшно»; «Мальчик стоит в комнате. Он играл с собакой в мяч. Нашел спички и зажег их. В комнате пожар»; «Сзади мальчика горят шторы. Идет дым. Начался пожар. Он не видит огня. Может случиться беда « и др.
Далее я зачитываю историю кейс - иллюстрации: «Петя решил поиграть со спичками в своей комнате. Когда мама почувствовала неприятный запах горелого, она пошла посмотреть, что случилось. Мама зашла в комнату к Пете и испуганно закричала: «Пожар! Почему мама так закричала? Как теперь помочь Пете?». Дети отвечали: «Я думаю, что в комнате начался пожар, потому что Петя играл со спичками. Загорелись шторы сзади Пети. Нужно срочно вызывать пожарную машину»; «Я думаю, что мама увидела огонь в комнате и поэтому закричала. Надо выбежать из комнаты и вызвать пожарных»; «Я думаю, мама увидела, как горит ковер, шторы и спички в руках Пети, вот она и закричала про пожар. Надо быстрее убегать и вызывать пожарную 01» и др.
Детьми самостоятельно было принято единое решение: «Надо покинуть помещение и вызвать пожарную службу по телефону 01». Далее я спросила у детей: «Как вы думаете, почему в комнате у Пети случился пожар?», «Чего нельзя делать, чтобы такого не случилось?», «Как вести себя, если же пожар все-таки случился?». Дети говорили: «Я думаю, что пожар случился из-за того, что Петя играл со спичками. Нельзя играть со спичками, домашними приборами, свечками. А если случится пожар, нужно срочно вызывать пожарную службу»; « Я думаю, что пожар получился из-за того, что мальчик взял спички и начал с ними играть. Нельзя играть со спичками, нельзя пользоваться розетками и спичками без взрослых. Если случился пожар, надо выбежать из квартиры и вызвать пожарных» и др.
В конце работы над кейс - иллюстрацией детям была представлена картинка с изображением плаката, на котором изображены мальчик, звонящий в службу 01 и надпись «Пусть знает каждый гражданин, пожарный номер 01».
Помогала детям строить свое повествование таким образом, чтобы оно было не только связным, но и логичным.
На третьем этапе (составление рассказа - доказательства) детям были представлены фото-кейсы: «Обидели маму», «На горке»; кейс - иллюстрации: «Как помочь птицам зимой?», «Новогодняя елка». Алгоритм работы на данном шаге был следующий: детям сначала предложила описать ситуацию (составление рассказа-описания), затем перейти к рассуждению об увиденном (составление рассказа-рассуждения) и только после этого перейти к доказательству своей точки зрения (составление рассказа-доказательства). Также на данном этапе, по окончанию работы над кейсом, детям предлагалось обобщить все сказанное в единый рассказ.
Работа с фото-кейсом «Обидели маму» начинала с представления детям фото-кейса и предложением описать изображение на картинке. Описания детьми были такими: «На картинке изображена тетя. Она чем-то расстроена, ее наверно обидели. Она грустит, голова ее опущена»; «Тетя на картинке о чем-то думает. Голова ее опущена на руки. По-моему она на кого-то обиделась или расстроилась» и др.
Зачитала историю к фото-кейсу: «Аня и Ваня играли у себя в комнате. Они разбросали по всей комнате игрушки. Мама попросила их, навести порядок, потому что пора собираться гулять на улицу. Аня и Ваня сказали, что им сейчас некогда, они заняты игрой и не хотят убирать игрушки. Мама ушла в свою комнату. Когда Аня и Ваня захотели гулять, они пришли к маме в комнату и увидели, что мама сидит, тихо опустив голову, она расстроена. Почему мама расстроилась?». Дети предположили: «Я думаю, мама обиделась на детей. Они ее не послушали. Они сказали, что не хотят убирать игрушки»; «Я думаю, мама расстроилась, потому что дети разбросали игрушки по всей комнате и не захотели их убирать и идти гулять. А надо было идти гулять»; «Я думаю, мама расстроилась, что дети ее не послушали, они не убрали игрушки и не пошли гулять, когда она им сказала» и др.
С моей помощью детьми было принято единое решение: «Мама была расстроена поведением детей. Они ее не послушали».
Далее я задала вопросы: «Что же теперь делать Ане и Ване?», «Как им помириться с мамой?». Дети говорили: «Нужно быстрее навести порядок в комнате, убрать все игрушки и показать это маме»; «Надо попросить у мамы прощение за то, что не послушались и исправиться. Нужно убрать игрушки и собраться гулять»; «Нужно извиниться перед мамой и больше никогда так не поступать, всегда надо слушаться маму» и др.
Далее я задала еще один вопрос, который побудил детей к доказательству своего мнения: «А почему нельзя так поступать?». Ответы на него были такими: «Маму всегда надо слушаться, потому что она лучше знает, что нужно делать, она взрослая»; «Маму нельзя огорчать, потому что это самый дорогой человек для детей. Она нас любит больше всех»; «Маму надо беречь и слушаться, потому что она самая хорошая и любимая» и др.
В конце работы над данным фото-кейсом детям была представлена фотография с изображением счастливой мамы с детьми. Затем детям было предложено обобщить все вышесказанное, вот что получилось: «Аня и Ваня не послушали маму, они не захотели убирать игрушки. Мама обиделась на детей. Ане и Ване нужно попросить у мамы прощения и сделать все, что мама сказала. Нельзя обижать маму, потому что она нас любит и заботится о нас»; «Мама обиделась на своих детей. Они не захотели ее слушаться. Они плохо себя вели. Дети должны извиниться перед мамой. Тогда она снова станет веселой. Нужно всегда слушаться маму, чтобы она не обижалась»; «Аня и Ваня обидели маму, они ее не слушались. Нельзя никогда обижать свою маму, потому что нужно всегда ее любить» и др.
Следующий фото-кейс, представленный детям, называется «На горке». При описании представленного изображения дети говорили следующее: «Зимой дети катаются с горки. Им очень весело. Они катаются все вместе дружно»; «На улице зима. Дети вышли на прогулку. Им разрешили кататься с горки. Они катаются и веселятся» и др.
Выслушав ответы детей, зачитала историю к фото-кейсу: «Зимой дети на прогулке в детском саду весело катались с горки. Коля стоял на самом верху горы и всех толкал. Воспитательница подошла к Коле и попросила его уйти с горки. Почему воспитательница попросила Колю уйти с горки?». Дети ответили так: «Я думаю, что Коля мешал детям. Он их толкал, они могли упасть»; «Я думаю, потому что нельзя толкаться на горке. Можно упасть, удариться, будет очень больно»; «Я думаю, воспитатель попросила Колю уйти, чтобы он не мешал другим. Не надо стоять и занимать место. Не хочешь кататься сам, не мешай другим» и др.
Д етьми самостоятельно было принято единое решение: «Воспитатель попросила Колю уйти с горки, потому что Коля толкал детей и мешал им кататься. Они могли упасть и удариться». Далее мной были заданы вопросы, побудившие детей к доказательству своего мнения: «А как нужно правильно и безопасно кататься с горки?», «Почему нельзя толкать друг друга?». Дети говорили: «Кататься с горки нужно правильно. Нельзя толкать друг друга, потому что можно упасть и сильно удариться»; «При катании с горки нужно соблюдать правила, которые нам говорит Елена Юрьевна. А если правила не соблюдать, то можно упасть и что-нибудь сломать – руку, ногу»; «Нельзя толкаться на горке, нельзя кататься всем вместе. Нужно кататься по одному. Нужно ждать друг друга, потому что можно столкнуться и разбить лоб» и др.
В конце работы над данным фото-кейсом детям была представлена фотография с изображением детей, которые весело катаются с горки, соблюдая правила катания. Затем дети обобщили все вышесказанное: «Дети в саду катались с горки. Коля им мешал, он всех толкал. Нельзя толкать детей, когда они катаются. Потому что дети могут сильно удариться»; «Зимой в детском саду воспитатель разрешил детям кататься с горки. Один мальчик не соблюдал правила и всех толкал. Воспитатель попросил его уйти с горки, потому что он мог навредить другим детям, они могли упасть, удариться, получить шишку» и др.
При описании представленной кейс - иллюстрации «Как помочь птицам зимой?» дети говорили следующее: «На улице зима. Птички сидят на ветке. Зимой птичкам плохо, холодно и нечего кушать»; «Воробьи сидят на ветке. Им наверно холодно. Они хотят кушать и погреться»; «На улице зима. Все деревья покрыты снегом. На ветке дерева сидят воробьи. Они красивые и пушистые» и др.
Далее я зачитала историю к кейс - иллюстрации: «Пришла зима. Все вокруг покрыло белым пушистым снегом. Катя с мамой возвращались из детского сада домой. Мама обратила внимание Кати на воробьев, сидящих на ветке. Они сидели, нахохлившись, и прижимались друг к другу. Почему воробьи прижимались друг к другу». Ответы детей: «Я думаю, воробышкам холодно зимой. Зимой всем холодно. Мороз. Они прижимались друг другу, чтобы согреться»; «Я думаю, всем птицам зимой трудно. Нет еды, на улице холодно. Вот они и сидят рядом друг с другом, чтобы было теплее» и др.
Детьми самостоятельно было принято единое решение: «Птицам очень трудно жить зимой, потому что холодно и мало еды».
Далее мной был задан вопрос: «Как человек может помочь птицам зимой?». Ответы детей были разными: «Я думаю, зимой человек может покормить птиц. Им можно кушать крошки хлеба, семечки. Нужно вынести еду для птиц на улицу»; «Я думаю, нужно построить кормушку для птиц. Мы с папой уже повесили кормушку у себя во дворе. Мы в нее сыпем семечки и кладем хлеб. Папа говорит, что синицы любят сало» и др.
Затем были заданы вопросы, побудившие детей к доказательству своего мнения: «Для чего человек помогает птицам зимой?», «Что может случиться с птицами, если не подкармливать их?». Дети отвечали так: «Человек помогает птицам зимой для того, чтобы они не умерли. Мама читала, что птицы зимой погибают не от холода, а от того, что еды нет. Если им не помочь, они умрут»; «Мы помогаем птицам зимой для того, чтобы они не погибли. Если человек не будет помогать птицам, они могут умереть».
В конце работы над данной кейс - иллюстрацией мной детям была представлена иллюстрация с изображением птиц, сидящих на кормушке. Затем детям было предложено обобщить все вышесказанное: «Птицам зимой очень трудно. На улице мороз, им очень холодно. На деревьях уже нет ягод, им нечего кушать. Человек строит кормушки для птиц, чтобы они не погибли»; «Зимой птицам тяжело жить. Им трудно доставать себе еду. Для того чтобы птицы не замерзли и не погибли от голода, человек делает для них разные кормушки. В кормушки люди кладут еду для птиц, семечки и хлеб» и др.
На протяжении всей работы побуждала детей отвечать на вопросы полными предложениями, согласовывая в них части речи. По необходимости, исправляла лексико-грамматические ошибки в речи детей, используя прием повторения.
Использую фото-кейс и кейс-иллюстрацию очень хорошо проводить беседы на разную тематику, составлять описательные рассказы, учить задавать вопросы, рассматривать времена года и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные сказки, как средство развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Тезис...
Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...
Дидактические игры и упражнения на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста
....
Статья «К проблеме методического сопровождения воспитателя в процессе развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста».
Статья посвящена проблеме методического сопровождения воспитателя современного детского сада в организации работы по развитию монологической речи старших дошкольников. В статье раскрывается значимость...
Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Статья учителя-логопеда Демидовой И.Н. по разитю речи детей...
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНАМ
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено, в первую очередь, социальной значимостью речи. А также ее ролью в формировании личност...
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК...