РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
статья по развитию речи (старшая группа)

Белова Юлия Валерьевна

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК

Постановка проблемы. В настоящее время речевое развитие является одной из самых актуальных проблем современного общества, оно связано со способностью ребенка выражать свои мысли и высказывать его. Не все современные дети, которые поступили в дошкольное образовательное учреждение, могут правильно изъясняться, не все они могут правильно произносить слова. А вот родители могут быть не правы, ведь развитие речи у кого-либо происходит раньше, а у кого-нибудь позже, это зависит от природы

Проблема развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных в теоретической и практической логопедии, так как овладение монологической речью является необходимым условием успешной подготовки к обучению в школе.

Анализ исследований и публикаций. Исследователи Т.А. Ладыженской, Л.А. Пеньевской, Л.П. Федоренко отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях уже в возрасте двух-трех лет. Пятилетний ребенок начинает усиленно овладевать монологической речью, так как в этот момент завешается процесс фонематического развития речи, и ребенок начинает усваивать морфологический и синтаксический строй родного языка (Г.А. Фомичева, О.С. Ушакова и др.)

С.Л. Рубинштейн, описывая монологическую речь с точки зрения доступности и адекватности речевого оформления, отмечает, что она «отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания», т.е. содержание монолога должно быть понятно из самого контекста. Автор делает акцент на том, что мысль, которую произнесли вслух, более доступна проверке и осознанию, т.е. монологическая речь выполняет функцию осмысливания.

Е.А. Земская, А.А. Кибрик, О.Б. Сиротинина отмечают то, что монологической речи характерны все свойства устной речи, т.е. монолог предполагает: контактность (возможность быстрой обратной связи), регулярность, инновационность, фрагментарность, клишированность, высокую скорость протекания высказывания.

Ушинский К.Д. великий русский педагог о сказках был высокого мнения, поэтому включил их в педагогическую систему. Успешность сказок у детей видел в том, что народное творчество соответствует простоте и непосредственности свойствам детской психологии

Е.А. Флерина указывает, что сказка знакомит дошкольника с существующими языковыми литературными формами, метафорами, словесными характеристиками, устойчивыми выражениями и нормами родного языка. Именно благодаря художественным и народным произведениям дети, будучи ещё в дошкольном возрасте, осваивают грамматику и лексику, при этом не напрягаясь и не испытывая дискомфорта, знакомится и вводит в свой словарь новые слова, синонимы, привыкает к богатой в поэтическом и эмоциональном плане речи.

Цель статьи рассмотреть применение монологической речи посредством сказок у детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала. Монологическая речь – это связная речь, логически связное высказывание, протекающее в течении длительного времени, не предполагающее немедленной реакции. Имеет сложную структуру, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. В монологе человеку необходима внутренняя подготовка, осмысление высказывания, концентрация мыслей o самом главном. Важны также средства неречевые (мимика, жесты), умение говорить выразительно, красочно и эмоционально

В старшем дошкольном возрасте у детей снижается ситуативный характер речи, в это время детям уже доступны такие виды монологической речевой деятельности как: рассказ и описание (простые описания предмета) и более отдаленные к подготовительной группе – краткие размышления.

Речь – это основа формирования полноценной личности ребенка, поэтому ее своевременное развитие необходимо для того, чтобы он смог успешно обучаться и работать в дальнейшем. Как уже известно, речь детей развивается и развивается в процессе общения с окружающими людьми (взрослыми, сверстникам).

Именно поэтому очень важно иметь четкую письменную речь тех, среди которых есть ребенок, а также контроль и правильное руководство в формировании его речи.

Если в пятилетнем возрасте ребенок плохо произносит слова, не может последовательно излагать свои мысли, например, если ребенок слышит, но не может говорить, то возможно, что у него будет развиваться общее недоразвитие речи.

Неоценимую помощь в формировании лексико-грамматических и речевых навыков оказывают детские сказки, которые воспитывают у детей навыки общения. Все эти слова и выражения из сказок с их древними и глубокими смыслами находятся внутри нас, независимо от того, сколько нам сейчас лет и где мы находимся

Сказка, как средство развития у старших дошкольников монологической речи, невозможно переоценить, поскольку она оказывает комплексное воздействие на речевую сферу детей, состоящее из:

лексико-образного воздействия, формируя языковую культуру ребенка;

слухоречевого воздействия, активизируя и развивая его память, аудирование и произношение;

становления речевой культуры, когда ребенок учится пересказывать и отыгрывать сюжет сказки;

развития экспрессивной (вербально-образного компонента речи) и коммуникативной (умению строить общение) языковых функций;

развивающе-терапевтического воздействия на всю личность ребенка (психотерапевтический эффект).

Сказки дают нам возможность расширить словарный запас по любой теме (например, сказки о волшебстве, животных или бытовых). Сказки не только способствуют получению необходимых нам знаний, умений и навыков, но и способствуют развитию как личности. Работая со сказками, раскрывается и развивается творческая сущность дошкольника [5, с. 35].

Сказка и дети созданы друг для друга и неразлучны, а потому должны быть включены в воспитание каждого ребенка. Все сказки, существующие в нашем мире, содержат в себе фантастическое, правдивое (основанное на реальных событиях), сверхъестественное и природные принципы.

Следовательно, овладение монологической речью происходит поэтапно в дошкольном детстве. Именно в пятилетнем возрасте ребенок начинает интенсивно осваивать монологическую речь. Сказки являются бесценным источником для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому, использование сказки для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста оправдано и эффективно.

Выводы. В итоге, работая над проблемой развития монологической речи старших дошкольников, мы пришли к выводу, что систематическое и систематическое использование русских народных сказок будет эффективным средством развития связной монологической речи. Сказки помогают детям высказать собственное мнение об услышанном.

Резюме. В статье представлен анализ логопедической, психолого-педагогической литературы. Описан результат развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: монологическая речь, народные сказки.

Литература.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Перспектива, 2013. – 32 с.

2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, – М.: изд. Центр «Академия», 2000. – 400 с.

3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика Синтез, 2002. – 272 с.

4. Гриценко, З.А. Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Линка – Пресс. 2003.

5. Лебедев, Ю.А. Сказка как источник творчества детей. / Ю.А. Лебедев – Владос, 2001.

6. Ушакова, О.С. Диагностика речевого развития дошкольников: научно – метод. Пособие / О.С. Ушакова. – М.: РАО, 1997. – 136 с.

7. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей...

Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством фото-кейс и кейс-иллюстрация.

Работа по развитию монологической речи в старшей группе состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение). Используя фото-ке...

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок"

Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение....

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНАМ

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено, в первую очередь, социальной значимостью речи. А также ее ролью в формировании личност...