РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
статья по развитию речи (старшая группа)
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
Постановка проблемы. В настоящее время речевое развитие является одной из самых актуальных проблем современного общества, оно связано со способностью ребенка выражать свои мысли и высказывать его. Не все современные дети, которые поступили в дошкольное образовательное учреждение, могут правильно изъясняться, не все они могут правильно произносить слова. А вот родители могут быть не правы, ведь развитие речи у кого-либо происходит раньше, а у кого-нибудь позже, это зависит от природы
Проблема развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных в теоретической и практической логопедии, так как овладение монологической речью является необходимым условием успешной подготовки к обучению в школе.
Анализ исследований и публикаций. Исследователи Т.А. Ладыженской, Л.А. Пеньевской, Л.П. Федоренко отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях уже в возрасте двух-трех лет. Пятилетний ребенок начинает усиленно овладевать монологической речью, так как в этот момент завешается процесс фонематического развития речи, и ребенок начинает усваивать морфологический и синтаксический строй родного языка (Г.А. Фомичева, О.С. Ушакова и др.)
С.Л. Рубинштейн, описывая монологическую речь с точки зрения доступности и адекватности речевого оформления, отмечает, что она «отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания», т.е. содержание монолога должно быть понятно из самого контекста. Автор делает акцент на том, что мысль, которую произнесли вслух, более доступна проверке и осознанию, т.е. монологическая речь выполняет функцию осмысливания.
Е.А. Земская, А.А. Кибрик, О.Б. Сиротинина отмечают то, что монологической речи характерны все свойства устной речи, т.е. монолог предполагает: контактность (возможность быстрой обратной связи), регулярность, инновационность, фрагментарность, клишированность, высокую скорость протекания высказывания.
Ушинский К.Д. великий русский педагог о сказках был высокого мнения, поэтому включил их в педагогическую систему. Успешность сказок у детей видел в том, что народное творчество соответствует простоте и непосредственности свойствам детской психологии
Е.А. Флерина указывает, что сказка знакомит дошкольника с существующими языковыми литературными формами, метафорами, словесными характеристиками, устойчивыми выражениями и нормами родного языка. Именно благодаря художественным и народным произведениям дети, будучи ещё в дошкольном возрасте, осваивают грамматику и лексику, при этом не напрягаясь и не испытывая дискомфорта, знакомится и вводит в свой словарь новые слова, синонимы, привыкает к богатой в поэтическом и эмоциональном плане речи.
Цель статьи рассмотреть применение монологической речи посредством сказок у детей старшего дошкольного возраста.
Изложение основного материала. Монологическая речь – это связная речь, логически связное высказывание, протекающее в течении длительного времени, не предполагающее немедленной реакции. Имеет сложную структуру, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. В монологе человеку необходима внутренняя подготовка, осмысление высказывания, концентрация мыслей o самом главном. Важны также средства неречевые (мимика, жесты), умение говорить выразительно, красочно и эмоционально
В старшем дошкольном возрасте у детей снижается ситуативный характер речи, в это время детям уже доступны такие виды монологической речевой деятельности как: рассказ и описание (простые описания предмета) и более отдаленные к подготовительной группе – краткие размышления.
Речь – это основа формирования полноценной личности ребенка, поэтому ее своевременное развитие необходимо для того, чтобы он смог успешно обучаться и работать в дальнейшем. Как уже известно, речь детей развивается и развивается в процессе общения с окружающими людьми (взрослыми, сверстникам).
Именно поэтому очень важно иметь четкую письменную речь тех, среди которых есть ребенок, а также контроль и правильное руководство в формировании его речи.
Если в пятилетнем возрасте ребенок плохо произносит слова, не может последовательно излагать свои мысли, например, если ребенок слышит, но не может говорить, то возможно, что у него будет развиваться общее недоразвитие речи.
Неоценимую помощь в формировании лексико-грамматических и речевых навыков оказывают детские сказки, которые воспитывают у детей навыки общения. Все эти слова и выражения из сказок с их древними и глубокими смыслами находятся внутри нас, независимо от того, сколько нам сейчас лет и где мы находимся
Сказка, как средство развития у старших дошкольников монологической речи, невозможно переоценить, поскольку она оказывает комплексное воздействие на речевую сферу детей, состоящее из:
лексико-образного воздействия, формируя языковую культуру ребенка;−
слухоречевого воздействия, активизируя и развивая его память, аудирование и произношение;−
становления речевой культуры, когда ребенок учится пересказывать и отыгрывать сюжет сказки;−
развития экспрессивной (вербально-образного компонента речи) и коммуникативной (умению строить общение) языковых функций;−
развивающе-терапевтического воздействия на всю личность ребенка (психотерапевтический эффект).−
Сказки дают нам возможность расширить словарный запас по любой теме (например, сказки о волшебстве, животных или бытовых). Сказки не только способствуют получению необходимых нам знаний, умений и навыков, но и способствуют развитию как личности. Работая со сказками, раскрывается и развивается творческая сущность дошкольника [5, с. 35].
Сказка и дети созданы друг для друга и неразлучны, а потому должны быть включены в воспитание каждого ребенка. Все сказки, существующие в нашем мире, содержат в себе фантастическое, правдивое (основанное на реальных событиях), сверхъестественное и природные принципы.
Следовательно, овладение монологической речью происходит поэтапно в дошкольном детстве. Именно в пятилетнем возрасте ребенок начинает интенсивно осваивать монологическую речь. Сказки являются бесценным источником для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому, использование сказки для развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста оправдано и эффективно.
Выводы. В итоге, работая над проблемой развития монологической речи старших дошкольников, мы пришли к выводу, что систематическое и систематическое использование русских народных сказок будет эффективным средством развития связной монологической речи. Сказки помогают детям высказать собственное мнение об услышанном.
Резюме. В статье представлен анализ логопедической, психолого-педагогической литературы. Описан результат развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: монологическая речь, народные сказки.
Литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Перспектива, 2013. – 32 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, – М.: изд. Центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика Синтез, 2002. – 272 с.
4. Гриценко, З.А. Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Линка – Пресс. 2003.
5. Лебедев, Ю.А. Сказка как источник творчества детей. / Ю.А. Лебедев – Владос, 2001.
6. Ушакова, О.С. Диагностика речевого развития дошкольников: научно – метод. Пособие / О.С. Ушакова. – М.: РАО, 1997. – 136 с.
7. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные сказки, как средство развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Тезис...
Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/01/picture-13383-1467402615.jpg)
Дидактические игры и упражнения на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста
....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/23/picture-1201654-1577066491.jpg)
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей...
Развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством фото-кейс и кейс-иллюстрация.
Работа по развитию монологической речи в старшей группе состоит в обучении построению разных типов монологических высказываний (описание, повествование, рассуждение). Используя фото-ке...
"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказок"
Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/14/picture-1346890-1631643657.jpg)
РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РАССКАЗЫВАНИЯ ПО КАРТИНАМ
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Это обусловлено, в первую очередь, социальной значимостью речи. А также ее ролью в формировании личност...