Сообщение из опыта работы
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Котова Марина Викторовна

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_zayushkina_izbushka.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение

из опыта работы на тему:

«Развитие речи детей через художественную литературу»

Подготовила: воспитатель

Котова М. В.

МБДОУ «Детский сад № 131»

        

        

г. Дзержинск – 2018г

    Старший возраст самый оптимальный для воспитания и развития детей. Ребенок переходит из пассивного слушателя в активного участника, переживающего за героев литературных произведений. Они уже сами могут определить добро и зло, оценивать поступки героев. Симпатизировать одним и осуждать неблаговидные поступки других. В речи ребенка могут встречаться нарушения. Не все дети могут правильно произносить сонорные и шипящие звуки, не у всех достаточно хорошо развита интонационная выразительность речи.

   Способствуя развитию речи наших воспитанников посредствам художественной литературы, мы решаем следующие задачи:

-   Закреплять словообразования и употребление относительных прилагательных, обозначающих материал.

-   Закреплять образования и употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

-   Формировать умения детей пересказывать сказки, отвечать полным предложением

-   Активизировать словарь, развивать связную речь детей

-   Развивать актёрские способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

   Базовой основой для формирования у детей дошкольного возраста культуры речи является - знакомство дошкольника с художественным словом. Читая рассказы, сказки, стихи я знакомлю детей с окружающей действительностью, побуждаю мыслить, чувствовать, понимать. Так знакомя детей со сказкой «Заюшкина избушка», я обратила внимание на то, как они эмоционально реагировали по ходу сказки, рассуждали.

   Художественное слово помогает мне обогащать эмоциональную жизнь детей, формировать нравственные начала. Слушая рассказ или сказку, дети живут жизнью героев, учатся сочувствовать положительному герою и осуждать зло. Беседуя по сказке «Заюшкина избушка» дети запомнили, что нельзя, разговаривать и доверять чужим, так как это может привести к беде. Научились взаимовыручке, осудили хитрость и коварство лисы.

Яркие образы художественных произведений, мягкость и выразительность языка очень нравится малышам. Они чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают небольшие сказки.

    Один из самых действенных приемов развития речи дошкольников - беседа.  Она представляет собой заранее приготовленный разговор педагога с группой детей на определенную тему. В беседах постепенно сформировались у детей связные логические высказывания, оценочные суждения, активизировался и обогащался словарный запас. Таким образом, беседа стимулирует развитие мышления и речи.  Особое место отводиться обучению рассказыванию, т. к. оно является одним из действенных средств развития связной речи. Пересказ является сравнительно простым видом речевой деятельности и представляет собой связное восприятие прослушанного текста. Пересказывая, дети могут пользоваться готовой формой и излагать готовое содержание, но, осмысливая текст, они могут и передавать его свободно.

Необходимо выделить следующие виды занятий по развитию связной речи как:

- пересказ литературных произведений, где дети учатся выразительно передавать диалоги действующих лиц и пересказывать содержание произведений;

-составление рассказа по картине или по серии сюжетных картин;

-описание литературных героев с помощью вопросов воспитателя, называя наиболее характерные для них признаки.

     Итогом работы по ознакомлению детей со сказками было проведено развлечение «Путешествие по сказке «Заюшкина избушка», целью которого было закрепление знаний детей, полученных в процессе организованной образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в свободной деятельности в ходе режимных моментов. При подготовке к этому развлечению была проведена большая предварительная работа.

Мы читали с детьми сказку, рассматривали иллюстрации, разгадывали загадки. Играли в дидактические игры: «Расскажи сказку», «Продолжи сказку», «Сказочный дом», «Герои русских народных сказок», «Узнай сказку», «Театр Лиса и заяц». Играли в театрализованные игры по сказке. Для этого родителями были сшиты различные костюмы, связаны маски-шапочки. Работали с лэпбуком (индивидуально).

   Для поддержания у детей интереса в ходе развлечения использовались различные способы работы: игровая мотивация, использование мультимедийного оборудования, музыкального сопровождения.

Знакомство с художественной литературой организуется во все моменты жизни детей в детском саду и дома.  

   В процессе режимных моментов (умывание, одевание на прогулку, приглашение к играм, наблюдения за природой и т. д.) мы использовали потешки, пословицы, песенки, небольшие стихи. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

      Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие в окружающей их жизни, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, то и не понял и не узнал ее», - писал В.Г.Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его эстетические, нравственные представления.

     Итак, подводя итог, можно отметить - художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

     Речевая функция является одной из важных функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психологические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитий речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивать личность многосторонне и гармонию. Поэтому я уделяю большое внимание воспитанию у детей любви к книге. Рекомендую родителям так же прививать любовь к книге через рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, чтобы впоследствии, когда ребенок научится сам читать, он делал это с любовью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: "Организация работы по развитию конструктивно-творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста"

Какая проводится работа с детьми по конструированию. Как мы её проводим в средней группе. Зачем и с какой целью....

Сообщение из опыта работы "Формы работы с родителями по патриотическому воспитанию"

Содержание работы с родителями охватывает широкий круг вопросов, освещает все стороны развития и воспитания ребёнка.  Важной  задачей воспитания дошкольн...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Сообщение из опыта работы на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»

Использование разнообразных форм работы и активных методов общения с родителями....

Сообщение из опыта работы по теме:«Оздоровительная работа в лагере с дневным пребыванием детей»

Положительный опыт проводимой оздоровительной работы, позволили нам продолжить деятельность по оздоровлению детей в летний период. На базе нашего детского сада на протяж...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....