Главные вкладки

    «Поздняя осень»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Луконина Ольга Сергеевна

    Уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой, и не живой природе поздней осенью.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt.docx24.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Поздняя осень»

    Цель: Уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и не живой природе поздней осенью.

    Задачи: Активизировать словарный запас, уточнить глагольный словарь в настоящем и прошедшем времени; совершенствовать связную речь, умение четко передавать свои мысли.

    Развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление и долговременную память.

    Воспитывать у детей любовь к родной природе, интерес к сезонным изменениям в природе.

    Материал: Иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, картинки: дикие животные (волк, лиса, заяц, ёж, медведь, барсук, белка, перелетные и зимующие птицы, картинки-грибы, дождь, желтые листья, овощи, яблоки. Аудиозапись П. И. Чайковский «Октябрь».

    Ход:

    Организационный момент: включить музыку П. И. Чайковского «октябрь», предложить послушать.

    Воспитатель: - Ребята, слушая эту музыку, которую сочинил П. И. Чайковский, мне хочется прочитать такие стихи:

    Льет дождь - холодный, точно лёд,

    Кружатся листья по полянам,

    И гуси длинным караваном

    Над лесом держат перелет

    Воспитатель: - Интересно, про какое время года это стихотворение?

    Дети: - про осень.

    Воспитатель: - Верно. Вот мы сегодня о ней поговорим. Однажды вышла я во двор, а там….

    Поставить картину с изображением ранней осени.

    Воспитатель: -расскажите, что я увидела?

    Дети: - На картине изображена ранняя осень. Листья на березах только начали желтеть и опадать. Трава по берегам лесной речки зеленая, сочная, густая. Зеленых листьев ещё много. Сквозь деревья пробиваются яркие солнечные лучи. Они хорошо освещают лесную поляну и траву на берегу речки.

    Воспитатель: - А какая это осень?

    Дети: - Ранняя.

    Воспитатель: - Ребята, а отражение чего вы видите на речке?

    Дети: - Деревьев, листьев.

    Воспитатель: - А вот это отражение чего?

    Дети: - Неба.

    Воспитатель: - А какое небо ранней осенью?

    Дети: - Небо яркое, светлое безоблачное.

    Воспитатель: - А какие ещё события происходят ранней осенью?

    Дети: - Все школьники пошли в школу.

    Воспитатель: - А что делают люди ранней осенью?

    Дети: - Убирают урожай.

    Воспитатель: - Что вы можете сказать о погоде ранней осенью? Она какая?

    Дети: - Она ещё теплая, солнце светит ярко. Люди надевают легкие кофты, свитера.

    Воспитатель: - Через какое-то время я снова пошла во двор посмотреть, что там интересного есть, и увидела….

    Поставить картину с изображением золотой осени.

    Воспитатель: - Ребята, опишите, какую же осень я увидела?

    Дети: - Золотую.

    Воспитатель: - Давайте расскажем, какая она золотая осень.

    Дети: - Солнышко все реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья блестят на солнышке, укрывают землю золотым ковром. С каждым днем становится все холоднее, день убавляется. Птицы готовятся к отлету. Небо становится облачным, начинают идти частые дожди. Вода в реке остывает, становится холодной. На картине она нарисована темно- синим цветом.

    Воспитатель: - Глядя на эту картину, хочется прочитать стихи известного русского поэта Ивана Бунина:

    Лес, точно терем расписной,

    Лиловый, золотой, багряный,

    Веселой, пестрою стеной

    Стоит над светлою поляной.

    Воспитатель: - А, недавно, я вышла во двор и ахнула.

    Поставить картину с изображением поздней осени.

    Воспитатель: - что же на этот раз я увидела?

    Дети: - Позднюю осень.

    Воспитатель: - Давайте внимательнее рассмотрим эту картину и расскажем, друг другу и нашим гостям, что же вы знаете о поздней осени. Но сначала отгадайте загадку:

    Отхлестал по щекам,

    Настегал по рукам,

    Шапку с головы сорвал,

    И удрал. Что это? (ветер)

    Воспитатель: - Что умеет делать ветер?

    Дети: - Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать.

    Воспитатель: - А вот моя следующая загадка, о чем она, послушайте:

    На всех садятся,

    Никого не боятся. (Снежинки)

    Воспитатель: - А что снежинки умеют делать?

    Дети: - летать, кружиться, ложиться, падать.

    Воспитатель: - Посмотрим повнимательнее на картину. Что стало с лесом?

    Дети: - почти все листья с деревьев упали, лес стоит голый, обнаженный, оголенный. Небо покрыто темными, серыми тучами. Часто идут дожди. На дороге грязь, слякоть. Трава пожелтела, высохла. По утрам бывают заморозки.

    Воспитатель: - Ребята, а как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья?

    Дети: - Листопад.

    Воспитатель: - Давайте представим, что мы осенние листочки. Встанем.

    Физминутка.

    Листья осенние тихо кружатся,

    Листья нам под ноги тихо ложатся,

    И под ногами шуршат, шелестят

    Будто опять закружиться хотят.

    Воспитатель: - Какими становятся дни и ночи?

    Дети: - Дни становятся короче, ночи длинные и темные.

    Воспитатель: - Как же одеваются люди в такую погоду?

    Дети: - Люди надевают куртки, пальто, шапки. Обувают сапоги. Берут с собой зонты.

    Воспитатель: - Холодно не только людям, но и насекомым. Где же они зимуют?

    Дети: - Насекомые прячутся в щелях, в коре деревьев, под листьями.

    Воспитатель: - Однажды я была в лесу и услышала, как старый ворон собрал всех лесных жителей и проверяет, готовы ли они к зиме. Давайте поиграем. Я буду ведущей, а вы лесными жителями. Согласны?

    Дети: - Да.

    Воспитатель: - На столе лежат иллюстрации с изображением диких животных. Возьмите их в руки рассмотрите, и скажите: «раз, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!».

    Дети: - «Раз, два, три, всех нас в лесных жителей преврати!»

    Воспитатель: - Жители леса! Осень на пороге, все ли к её приходу готовы?

    Дети: - Да.

    Воспитатель: - Вот мы сейчас и проверим. Птицы летите ко мне. Перво-наперво осень холоду напустит в лес, что птицы делать станут?

    Дети:  - Соберутся в стаи и улетят в теплые края.

    Воспитатель: - Рассмотрим, какие из этих птиц улетают. Мы их соберем в отдельную стайку. (Дети выбирают птиц, которые улетают: ласточка, соловей, жаворонок, скворец). Как мы назовем их?

    Дети: - Перелетными.

    Воспитатель: - А кто из птиц останется?

    Дети: - Воробьи, синицы, голуби, сороки, вороны.

    Воспитатель: - Как мы этих птиц назовем?

    Дети: - Зимующие.

    Воспитатель: - Спасибо, птицы садитесь.

    Воспитатель: - А теперь звери лесные выходите ко мне. Звери, что будут делать? Кто из зверей шубки менять будет и на какие?

    Дети: - Заяц серую шубку на белую. Трудно приходится зайцу в осенние деньки, где ни ляжет, ни прячется его видно издалека. Ни днем, ни ночью не спит робкий беляк. Ждет не дождется, когда придет зима, выпадет глубокий снег. Зароется он в снежный сугроб - никто его не увидит: ни лиса, ни волк.

    Дети: - Белка рыжую шубку на серенькую.

    Воспитатель: - Белочка, а ты почему шубку меняешь?

    Дети: - Что бы, меня, охотники не заметили.

    Воспитатель: - Какие убежища для себя приготовите?

    Дети: - Лиса приготовит нору, волк логово.

    В вершинах густых елок устроены у белок теплые гнезда. В них белки спасаются от лютых морозов и холодных ветров.

    В ясные осенние дни ежик готовит себе норку под старым пнем, ночью и днем таскает в неё душистые сухие листья и мох.Много забот осенью и у медведей. Нужно наесться на всю долгую зиму, накопить побольше жиру, устроить теплую берлогу.

    Воспитатель: - Кто, какие припасы на зиму готовит?

    Дети: - Белка запасает грибы, ягоды, орехи. У неё в дупле есть кладовка, где она хранит запасы.

    Мыши- полевки – колоски и желуди.

    Бобры валят деревья.

    Воспитатель: - Кто без запасов и нор зимовать будет?

    Дети: - Заяц.

    Воспитатель: - Молодцы, все к зиме готовы. Скажем: «Раз, два, три, всех нас в деток преврати!»

    Дети произносят хором: «раз, два, три, всех нас в деток преврати!»

    Воспитатель: - Какая интересная беседа у нас получилась. Мы вспомнили, что осень бывает разная: ранняя, золотая, поздняя. Как интересно вы рассказали о событиях, которые происходят в разные периоды осени. Какая бывает погода.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Составление описательного рассказа с элементами мнемотехники «Поздняя осень» (подготовительная группа компенсирующей направленности)

    Цель: Закрепить знания об осени, развивать умение составлять описательный рассказ по картине, используя мнемотаблицу; развивать связную речь, мышление, воображение, память, внимание.Автор: Бакланов...

    Поздняя осень.

    Конспект занятия по рисованию в старшей группе....

    Конспект открытого интегрированного занятия "Поздняя осень"

    Конспект разработан для детей смешанной группы(5-7лет).Цель:Создание условий для развития  художественно-творческих...

    Комплексное занятие «Поздняя осень в селе Дымково».

    Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно – прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, истор...

    "Осень", "Поздняя осень. Лиственные деревья.Грибы". "Зимующие птицы"- методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    Представлен материал по расширению словарного запаса, грамматике, составлению описательных рассказов,  придумыванию загадок, различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Материал по...

    НОД по ФЭМП "Наш друг Домовенок" НОД по Развитию речи "Я и моя семья" НОД по развитию речи "Поздняя осень" НОД по художесвенно-эстетическому развитию "Рисование вилкой" НОД по художественно-эстетическому развитию "Осень на опушке краски разводила"

    НОД по ФЭМП "Наш друг Домовенок"НОД по Развитию речи "Я и моя семья"НОД по развитию речи "Поздняя осень"НОД по художесвенно-эстетическому развитию "Рисование вилкой...

    Совместная деятельность с детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ № 66 Калининского района «Мишка спать собирается» по лексической теме: «Осень. Признаки осени» (поздней осени)

    Совместная деятельностьс детьми старшей речевой группы № 7   ГБДОУ д/с № 66Калининского района «Мишка спать собирается»...