Сказки А.Толстого
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Папанова Надежда Александровна

После прочитынных сказок, дети отгадывают загадки и смотрят иллюстрации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Теремок» р.п.Базарный Карабулак Саратовской области

Методическая разработка

«Сказки А.Н. Толстого»

                                                                  Разработала: воспитатель  

                                                           Папанова Надежда Александровна

        

Пояснительная записка

             Данная методическая разработка позволяет в образовательной деятельности дошкольного учреждения использовать творчество А.Толстого и  продолжает цикл, по ознакомлению дошкольников  с творчеством писателя. Эта разработка поможет любому педагогу удобнее подбирать необходимый материал, ориентируясь по конкретному направлению знаний, которые необходимо сформировать у дошкольников.

            Любой педагог, пользуясь предлагаемыми материалами, в силах не только развить представление воспитанников о творчестве А.Толстого, но и создать условия для проявления деятельности личностных  качеств ребенка.

               В методическую разработку входит следующий материал:

  • Конспект НОД в средней группе «Сказки А.Толстого»:
  • Памятка для педагогов «По работе с книгой А.Толстого»;
  • Консультация  для родителей  «Читаем и учимся вместе с детьми»

           Данная разработка имеет развивающее значение, так как в процессе ознакомления с творчеством А.Толстого дошкольники  узнают  новое, которое способствует формированию основ художественной культуры, знакомит с жанром произведения. Кроме этого, все произведения А.Толстого - это неоценимое богатство жизненных знаний, психологических установок, которые помогают быть успешными в жизни. Поэтому-то они и по нынешний день актуальны и востребованы, и в школах, и в детских садах. Сказочные, игровые сюжеты, поэтические образы его произведений легко запоминаются, их можно обыгрывать, инсценировать.

                Материал методической разработки можно использовать как по отдельность, так и в целом, например, как составляющую часть проектной деятельности, посвященной творчеству А.Толстого.

Цель методической разработки: знакомство детей с произведениями  А.Н.Толстого. Обогащение   материала Образовательной программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи методической разработки:

  • представление о значении сказок  А.Н.Толстого;
  • познакомить с   произведениями А.Н.Толстого;
  • развивать у детей познавательные способности, творческое мышление и воображение, коммуникативные навыки;
  • воспитывать на творчестве А.Н.Толстого у ребенка  такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность.

             Таким образом, методическая разработка способствует обогащению образовательной деятельности  творчества А.Толстого,  побуждает воспитанников к систематическому исполнению его творчества в повседневной жизни, на  развлечениях, дома в кругу семьи, а также помогает педагогам успешно развивать ребенка, его культуру,  творческие способности.

НОД по ознакомлению детей с художественной литературой

средней группы

« Сказки     А.Толстого »

                         

Программное содержание.

               Развивать представления  детей о произведениях А. Толстого , умение выразительно читать наизусть отрывки из сказок в лицах, формировать художественно  - речевые , исполнительские способности ребят поддерживать диалог: воспитатель – дети.

                Воспитывать интерес к творчеству писателя.

                Развивать чувство юмора у дошкольников.

 Предварительная работа.

Чтение сказок А. Толстого по программе средней группы

Заучивание наизусть понравившихся отрывков из произведений писателя; Инсценирование сказок « Буратино, Волк и козлята»;

Прослушивание в грамм записи: « Золушка, Дюймовочка»;

Рассматривание иллюстраций, картин по сказкам.

   Цель: Создать условия для развития познавательного интереса у детей к сказкам.

Задачи:

1.        Уточнить и обогатить знания детей о сказках.

2.        Учить узнавать сказку по заданию.

3.        Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Методы:

Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы:

Просмотр викторины на экране, художественное слово (загадки, стихи), поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Групповая комната оформлена портретом писателя, рисунками детей,  силуэтами и фигурками персонажей сказок А.Толстого. В уголке книги – выставка книг писателя.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Воспитатель показывает всех героев на проекторе: Основная часть

Воспитатель.

Воспитатель: Ребята, вы  любите сказки? Сегодня мы отправимся в сказку.

Воспитатель: с клубком в руках (в русском сарафане)

Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пригласили меня к себе в гости и этот волшебный клубок показал мне дорогу до детского сада. А еще мой клубочек очень хочет мне помочь познакомится с Вами.

Дети садятся на стулья полукругом.

Задания:

Коммуникативная игра Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Описание игры: дети стоят в кругу . Взрослый становится в центре и бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь)

После ответов дети занимают свои места на стульях.

Воспитатель: Я знаю, что сегодня вы отправитесь в путешествие по сказкам. А я как раз смогу вам помочь. Ведь я пришла к вам из страны сказок и знаю все, все сказки.

А какие сказки знаете вы, мне поможет узнать пальчиковая игра.

«Любимые сказки»

Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.

Воспитатель: Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель:Молодцы ребята.

Задания:А теперь разминка.Вот загадки:

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

1. Алексей Толстой когда-то

Книжку подарил ребятам

«Приключения Буратино»,

в ней Пьеро есть, и есть ….

2. Папа Карло удивлен:

Стукнул по полену он –

И сучок стал носом длинным –

Так родился ….

3.Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он – не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли.

4. Белый пудель Артемон

Был бесстрашен и умен,

Никого он не боялся:

С крысой он легко сражался,

И рычал в бою он басом

На злодея ….

6. Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал.

7. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

8.Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

Ребенок:Мальвина

Ребенок:Буратино              

Ребенок: Репка

 

Ребенок: Карабас

Ребенок: Теремок

Ребенок: Баба-Яга

Ребенок: Козлята

Воспитатель:Молодцы ребята. А теперь следующие задание «Угадай из какой сказки».

Задания:Я буду вам показывать картинку, а вы скажите из какой она сказки.                                                                                 - красная шапочка

- золотой ключик

- хрустальная туфелька

- кувшин

- самовар

- берестняной короб

Ответы детей:

 («Красная шапочка»)

(«Буратино»)

(«Золушка»)

(сказка «лиса и журавль»)

 («Муха цокотуха»)

 (сказка «Маша и медведь»)

Воспитатель:  - Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями.

Посмотрите на экран. В какой сказке мы с вами оказались

Дети: Белоснежка и семь гномов

Дети: Дюймовочка

Дети: Гуси лебеди

Дети: Ренка

Дети: Жар- птица

 Воспитатель::Что-то ребята мы совсем засиделись.Становитесь в круг скорей на веселую пляску народную, игровую и хороводную.(игра ручеек)

Музыка «Народный танец попури»

 Воспитатель:Хорошо потанцевали, отдохнули. А сейчас я вам предлагаю блиц опрос.Кто ответит правильно на вопрос получит от меня вот такую звездочку.

Задания:1. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу.

2. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал.

3. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости?

4. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал.

5. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки?

6. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино?

Дети:Карлсон

Дети:Золушка

Дети:Шапокляк

Дети:Незнайка

Дети:Жучка

Дети:Матроскин

Воспитатель:Ребята а давайте для нашей гостьи приготовим подарок, чтобы она в своей стране сказок не забывала нас.(раздаем раскраски сказки)

Дети раскрашивают карандашами раскраски.

Заключительная часть

– Вспомните, в каких сказках мы побывали?

— Ребята, у вас под стульчиками лежат сигнальные карточки, если вам понравилось занятие покажите «солнышко», если не понравилось, покажите «тучку».

Дети показывают сигнальные карточки

Сюрпризный момент. Из волшебной корзины раздает всем конфеты .        

 

Подводятся итоги.

Консультация для родителей.

"Читаем и учимся вместе с детьми"

Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день.

Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.

Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».

  • Порядок в доме и уме: Одна из первых причина читать детям какие – либо сказки - в том, что чтение вслух поможет больше упорядочить мир вашего ребенка. Ведь малыш начнет лучше понимать, что такое добро и зло, и также различать грань между ними. Поистине для каждого ребенка не имеет значение, является ли рассказ выдумкой или былью. Самое главное, чтобы данная сказка была насыщена какими – либо событиями. И согласно утверждению многих детских психологов. Нынешние современные дети стали более агрессивными, по сравнению с предыдущим поколениями. Причина всему этому – длительное, непрерывное просиживание перед имеющимся экраном телевизора. Ведь если сказки очень даже способны развивать в ребенке положительные качества, то этот экран развивает только апатию и жесткость.
  • Хорошие манеры: Всем известно, что человек вовсе не рождается с хорошими манерами. Их нужно развивать у детей, а для этого следует читать и пересказывать сказки. Ведь большинству детям и даже взрослым, будет свойственно ассоциировать себя с определенными сказочными героями. И персонажи подают пример ребенку, что нужно делать – а чего вовсе не стоит. И для того чтобы понимать своего малыша, стоит читать побольше книг.
  • Учат мам: Правильные книжки, желательно читать вместе со своим ребенком. К тому же, читать книги полезно не только для детей, но и их родителей. Ведь многие волшебные подобные истории учат многих мам и пап общаться со своим любимым ребенком, также воспитывать его.
  • Избавляют от страхов: Несомненно, дети, так же как и взрослые, боятся смерти. А различные фильмы ужасов только могут вселить в ребенка страх. Но ведь детская психика еще окончательно не сформировалась, и ужасы могут быть опасными для ребенка. А побороть страхи может помочь такая книга Кима Фупса Окесона, как «Как дедушка стал привидением». В этой книге мальчик Эсбен говорит, что якобы видит приведение своего дедушки. Но ему никто не верит. Стоит отметить, что в ночных беседах ваш ребенок вспоминает самые лучшие моменты жизни, и такие подобные разговоры как в книге, помогут объяснить ребенку, что некоторое горе помогает пережить только лишь добрая память о своих близких людях. Что вовсе немаловажно в жизни.
  • Развивают воображение: Подобную сказку вовсе необязательно читать полностью. Ведь середину или заключение можно будет оставить на потом. Это для того, чтобы ребенок сам придумал, либо постарался сочинить продолжение. Таким образом и развивается воображение. В случае, когда вы закрываете книгу на середине, в дальнейшем можно побороть в ребенке страх говорить о своих мыслях. В частности, можно будет привить ребенку желание выступать на какой либо публике.
  • Улучшают мозговую деятельность: Стоит отметить, что в результате чтения вслух в мозгу образуются различные миллионы соединений нейронов. Тем самым улучшается мозговая деятельность. Также чтение вслух, рекомендуется детям с замедленным умственным развитием. А перед снов лучше остановиться на спокойном сюжете. Да и помимо также можно разыгрывать сказки. Ведь разыгрывание сцен из любимых сказок ребенка поможет побороть стеснительность.
  • Избавляет от капризов: Всем известно, что капризным ребенок становиться в возрасте 3-4 лет. Но сказки помогут справиться даже с самым капризным ребенком. Так как же выработать чувство послушания? Можно сказать что после прочтения сказки, ребенку можно посмотреть мультик, поиграть в игры ну или покушать сладостей. Тем самым у ребенка выработаются особые границы своего поведения, иначе он просто станет совсем избалованным.

        Памятка по работе с книгой  А.Толстого.

Задачи: Воспитание ума-                          Воспитание чувств:

   Это значит уметь:                                      -Любовь к человеку и

- Различать добро и зло;                                  окружающему миру;

- Решать проблемы;                                     -Совестливость и порядочность;

-Предвидеть результаты                              -Умение прощать и не

своего выбора;        помнить зла;

- Понимать связь между                              -Соперерживание, сочувствие;

поведением человека и                                  - Мужество, справедливость;

его последствиями для                               - Смирении и терпение;

самого человека, других                             - Уважение родителей.

людей и потомков.

«Как обращаться с книгой»

Книги надо брать чистыми руками.

Книги нельзя мять.

Книги нельзя рвать.

Нельзя рисовать на книгах.

Нельзя загибать углы.

При чтении книги пользоваться закладкой.

        «Цель сказки – воспитывать в ребенке человечность….»        

                А.Толстой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе (5-6 лет) «Приключения Буратино и его друзей» по сюжету сказки А.Толстого.

Занятие было проведено с детьми старшей группы дошкольного отделения ГОУ №577 в рамках конкурса "ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ" и получило высокие баллы и хорошие отзывы жюри....

Сценарий развлекательного мероприятия для детей первой младшей группы «В лес за чудесами» по мотивам сказки Л. Толстого «Три медведя».

Данное развлекательное мероприятие составлено  для детей младшего возраста.  Цель: Вызвать эмоциональный отклик на игровое занятие, желание в нем участвовать....

Конспект занятия по развитию речи в пстаршей группе. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ  сказки  Л. Толстого  «Белка и  волк».Образовательные  задачи: продолжать учить пересказывать  ли...

Презентация с сопровождением слайдов " Викторина по сказке А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» в подготовительной группе

Викторина по сказке А.Толстого  «Золотой ключик или приключения Буратино» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она проводилась после изучения и чтения сказки....

Дидактическая игра «Угадай картинку» по мотивам сказки А.Толстого «Приключения Буратино» для детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Угадай картинку» по мотивам сказки А.Толстого «Приключения Буратино» для детей старшего дошкольного возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_original",...

Грибы, лесные ягоды. Сказка А. Толстого «Грибы» .

План-конспект занятия по речевому развитиюТема занятия: Грибы, лесные ягоды. Сказка А. Толстого «Грибы» .Цель: систематизировать и закрепить представления детей о дарах осени в лесу.Задачи...