Занятие на тему "Азбука дружбы"
план-конспект занятия по развитию речи на тему

Жанна Сэитовна Петрова

Закрепление знаний  детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Как научить детей определять достоинства и недостатки у себя и других людей, понимать причины их поступков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zan._azbuka_druzhby.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на тему «Азбука дружбы» 

Цель:

Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков.

Программные задачи:

Образовательные:

-расширять знания детей о дружбе;

-помочь детям поделиться своими представлениями о себе, о своих друзьях; -помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные;

-объяснить детям что такое надежный друг;

-закреплять умение разрешать проблемные ситуации;

Развивающие:

-развивать умение аргументировать свою точку зрения;

-обогащать словарный запас детей;

-развивать познавательные и творческие способности;

Воспитательные:

-формировать нравственные качества-  умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе;

-воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу;

-содействовать формированию дружного коллектива. 
Образовательные области:

Приоритетная: социально-коммуникативная

В интеграции: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Методические приёмы: проблемные ситуации. 
Оборудование: иллюстрации по сказкам,   музыкальное сопровождение, элементы инсценировки ситуаций, книжная выставка по теме, Коробочка-копилка, сердечки из бумаги, лист ватмана, краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки.

ХОД ЗАНЯТИЯ: 
Дети слушают песню «О дружбе» И.Шаинского.

Воспитатель читает стихотворение:

Если дело не идет

И не спорится работа,

Друг к тебе всегда придет,

С другом справишься в два счета!

Ну, а если вдруг у друга

Что- нибудь случится,

Поспеши к нему на помощь-

Может пригодится!

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)

- Да, мне хотелось бы поговорить с вами о дружбе и друзьях. Взрослые часто говорят нам: «Нужно быть дружными, дружно жить»

- А что значит дружба, друг? (ответы детей)

- Почему мы называем другом только некоторых людей?

-вы уже рассказывали о своих друзьях, а сегодня свой рассказ нам приготовил Захар. Хотите послушать о его подруге?  

Рассказ ребенка.

Воспитатель:  Сейчас мы поиграем.

У слова «дружба» есть слова-родственники. Давайте назовем слова похожие на него. (друг, дружочек, дружить, дружные, друзья, подружиться, дружелюбный).

Ребята, давайте раскроем правила дружбы.

Первое правило «спрятано» в песне. Давайте узнаем с чего начинается дружба.(прослушивание аудио записи песни «Дружба начинается с улыбки».

Так с чего же начинается дружба?(с улыбки)

 «Чаще улыбайся- и у тебя будет много друзей». Давайте глядя друг другу в глаза подарим друг другу самую добрую, приветливую улыбку.

Ребята, друга найти непросто, а если уж он есть, то нужно дорожить им. Ведь друг из любой беды выручит, всегда поможет. И веселиться вместе интереснее. А Руслан нам предлагает послушать стихотворение про дружбу:

Можно много слов прекрасных

О друзьях сказать!

Никогда не стоит, дети,

Друга обижать.

Потому что без друзей

Очень трудно жить…

Скажем вместе:

Дружбой надо дорожить!

-Это еще одно правило дружбы.

Воспитатель: – А как много книг о дружбе! 
Воспитатель проводит викторину. 
1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.) 
2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.) 
3. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.) 
4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.) 
5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке? Назовите их.(Львёнок и черепаха.) 
Воспитатель: -Молодцы, ребята! А как вы думаете, есть ли друзья среди животных?

Мы с вами немного засиделись. Не хотите ли размяться?

Физминутка:

Вставай скорее с нами в круг

Почувствуй радость и тепло

И как с друзьями хорошо!

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Влево, вправо повернись

Вместе за руки возьмись

И друг другу улыбнись.

Хотите еще узнать о дружбе? Ребята приготовили небольшие сценки, и мы узнаем следующие правила и секреты дружбы.

Сценка №1

На стульчике сидит Максим. Грустит подперев голову руками. Появляется Семен: -Привет! Как у тебя дела?

Максим:- Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!

Хотел Семен уйти, обидеться и отойти, но посмотрел на Максима, подумал и вернулся. И вдруг пожалел его и молча протянул ему руку.

Максим:- Прости, Семен, меня за грубость!

Семен:- Я не сержусь на тебя!

Скажите, а у друга может быть плохое настроение?

Запомните, дети, если у друга беда, с печалью и злостью поможет вам справиться только одна…(доброта.)

Так каким надо быть по отношению к другу? (добрым). Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали.

Хотите послушать  еще одну историю?

Сценка №2

В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. И они всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.

-Кто сломал мою куклу? - расплакалась Катя.

-Не знаю,- сказала Маша. Наверное Коля.

-Зачем ты сломал мою куклу? - спросила Катя у Коли.

-Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

-Не может быть! - воскликнула Катя. - Маша моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Катя к Маше и спросила- Зачем ты обманула меня Маша?

-Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

Не делай так больше, Маша! - сказала Катя. - Друзья должны быть честными друг с другом!

Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? (честность).

Запомните, ребята, обман может разрушить дружбу. Поэтому друзья по отношению друг к другу всегда должны быть (дети говорят-честными).

  Воспитатель: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 
3. Один за всех и все за одного. 
4. Дружба – самое дорогое сокровище. 
5. Дружба-дороже денег. 
6. Без друга в жизни туго.  
– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить. А вы смогли бы научить других детей дружить, у которых еще нет друзей? (дети отвечают)

 - Я хочу предложить вам положить свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. А как ее можно назвать? (дети предлагают). Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку.

А сейчас я вам предлагаю нарисовать портреты своих друзей и поместить их в окошечки этого дома.

Рисование портретов любыми материалами по желанию детей, наклеивание их на силуэт дома.

-Вот какой дружный дом у нас получился!

-А покажем ли мы его мамам и папам?

-Где мы его можем повесить?(дети отвечают)

-Ребята, что сегодня вам о дружбе запомнилось больше всего?

-Что было трудным?

-Что понравилось?

 -Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Круг общения – дружба». Средняя группа.

Конспект занятия«Круг общения – дружба». Средняя группа. Цель: Формировать социально-коммуникативные навыки  в процессе формирования представлений о дружбе, умение реагировать на происходяще...

Занятие: "С детства дружбой дорожи".

Конспект занятия по социальному развитию.« С детства дружбой дорожи»Цели: - учить  анализировать оценивать свои поступки;            - учить...

Конспект занятия №1 "Начало дружбы. Встречаем гостей". Из проекта "Маршруты детской дружбы".

Тема занятия говорит о её цели, три группы встречаются и воспитатели знакомят детей друг с другом для дальнешего плодотворного сотрудничества с группами, всё это выражается в конечном совместном творч...

Конспект занятия на тему "Дружба и друзья" "В гости к зайке"

Конспект занятия на тему «Дружба и друзья»...

Конспект занятия «ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА»

Программные задачи: Продолжать учить детей быть доброжелательными и терпимыми друг к другу; Формировать понимание дружбы, создавая ее зримый образ-«портрет»; Развивать системность мышления, вообр...