Проект « Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

Голозубова Ольга Юрьевна

Проект « Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Сроки реализации:  краткосрочны.

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема: работая с детьми старшей группы компенсирующей направленности, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь. Они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.

Актуальность:  у детей старшего дошкольного возраста развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию. Вот именно в этом случае детям необходимы вспомогательные средства, которые облегчают процесс становления развёрнутого речевого высказывания.

Приём символизации – это более короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку, зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Одним из таких методов моделирования является МНЕМОТЕХНИКА.

Мнемотехника в переводе с греческого - «искусство запоминания» - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования дополнительных ассоциаций. Актуальность проблемы обусловила  выбор темы педагогического проекта.

Цель:

- использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности детей;

- учить детей управлять своей памятью, увеличивать ее объем, используя приемы мнемотехники.

Задачи:

- способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

 - способствовать развитию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

- способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии;

- способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

- способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

- способствовать развитие мелкой моторики рук;

- способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

- способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;

- содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

- способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;

- создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

I. Подготовительный этап

1. Изучение научно – методической литературы по данной теме.

2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи

3. Подготовка наглядного материала (подбор мнемодорожек,  мнемотаблиц)

4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.

5. Обсуждение проекта вместе с родителями.

6. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова, Д. Б. Эльконин) выяснилось. Что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.

На основании анализа научной литературы выделила следующие подходы в работе с технологией мнемотехника:

- системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания;

- личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

- деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

- диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

- культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

- информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;

- аксиологический - образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект - субъектное взаимодействие с детьми.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

- принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

II. Основной этап: работа с детьми

-Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками – символами;

- Учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами.

- Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план

пересказа;

- Использовать мнетаблицу при закреплении материала по лексической теме.

- Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.

- Заучивание коротких текстов скороговорок, чистоговорок при автоматизации звука.

- Для закрепления полученных знаний изготовить с детьми альбомы по пройденным темам с рассказами и подбор материала к проекту с рисунками.

Речевое развитие: «Заучивание стихотворения стихи Е. Трутнева  «Ходит осень в нашем парке».

Познавательное развитие: «Во саду ли, в городе», «Экологическая тропа осенью».

Социально-коммуникативное развитие (были созданы д/игры с детьми и проводились  уже по готовому материалу): «Угадай сказку»; «Найди по описанию»; «Загадки об осени»; «Угадай кто?».

Художественно-эстетическое развитие: «Мой любимый герой из книги».

Работа с родителями:

- консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц;

- выпуск папок-передвижек «В помощь родителям»;

- выставка мнемотаблиц для развития речи детей;

       -работа с родителями: Изучение мнемотаблиц по сказкам и самостоятельное изготовление».

Предполагаемые результаты в отношении детей:

- систематизация знаний детей по теме «Времена года», закрепление знаний об окружающем мире;

- умение составлять описательные рассказы по схемам, заучивание и пересказ при помощи мнемотаблиц;

- пополнение и активизация словарного запаса детей;

- развитие логического и образное мышление, совершенствование связной речи;

- формирование целостности окружающего мира;

- умение договариваться и работать слажено;

- умение обратиться к взрослому с вопросом;

- умение ребенка отвечать на вопросы полным предложением;

- повышение активности родителей в воспитательно - образовательном процессе.

Результат проекта: открытое занятие для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

quot;Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"...

Проект "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

Представлен проект по использованию мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников.Использование мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц и электронных мнемотаблиц как в непрерывной обра...

Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»...

Перспективный план по проекту :«Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» (подготовительная группа)

Перспективный план по проекту :«Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» (подготовительная группа)...

Проект по познавательно-речевому развитию «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Данный проект предназначен для работы педагогв, если в группе у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут рассказать литературное произведение....

Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников 4-5 лет»

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало о...

Проект «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

                       Проект  «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»...