Консультация на тему: «Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр»
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Коваленко Оксана Николаевна

 Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

 Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными «американскими» боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_r._r.docx36.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  на тему:

«Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр»

Подготовила: Коваленко О.Н

воспитатель МБДОУ д/с №2 г.Донецка

 Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе.

 Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными «американскими» боевиками и мультфильмами – всё это создаёт предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.

 Отсюда огромная ответственность и не меньшая важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, формированием речи подрастающего поколения.

 Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительного, мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь.

 Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

 Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и логично излагать собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

 Особенности связной речи детей:

 Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи. (ответы на вопросы, однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса).Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов.

 Речь маленького ребенка ситуативная, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.

 В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого достигает к этому времени примерно 2, 5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна.

 В средней группе детей начинают обучать составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам. Однако в большинстве своем детские рассказы пока еще просто копируют образец взрослого.  В этом возрасте происходит интенсивное развитие контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама по себе.

 У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на предложенную ему тему. Однако дети все еще нуждаются в пред-шествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.

 Развитие связной речи детей осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности детей.

 С детьми младшего дошкольного возраста проводят большую подготовительную работу, которая способствует развитию навыков связной речи. Особое внимание уделяется развитию разговорных навыков. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению, (принести игрушку, показать что-то или кого-то на картинке,) затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть конкретными и понятными для ребенка. («Какие игрушки ты любишь? Расскажи про эту игрушку. Кто нарисован на этой картинке? ») .

 Педагог улавливает смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждает малыша к более полному высказыванию и грамматически правильному его выражению. К каждому инициативному высказыванию ребенка нужно относиться бережно, поддерживать его.  В среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи — пересказом и рассказом.

 Рассказ сравнительно с пересказом — более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений, с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания. Большое значение в развитии связной речи дошкольников играют игры.

 Дидактическая игра является одной из форм обучения детей, служит составной частью непосредственной образовательной деятельности. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В дидактических играх (игры с дидактическими игрушками и дидактическим материалом, словесные, сюжетно-дидактические, настольно-печатные) дети учатся также согласовывать действия, подчинятся правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели и самая главная задача- развитие связной речи.

Игры для развития связной речи дошкольников

Связная речь - это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему.

 Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников, средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

 Дети старшего дошкольного возраста  уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно.  Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Попробуйте поиграть с ребёнком  в предложенные ниже игры:

«Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли в парке и смотрели, как катаются лыжники, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному»

 Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!

«Бюро путешествий»

 Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с ребенком, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.

«Всегда под рукой»

 Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Ребенок может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг»

Если вы ждёте в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

«Рассказы по картинкам»

 Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите ребенку восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни»

 Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

«Мой репортаж»

 Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь ребенка развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.

 Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.

«Измени песню»

 Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.

«Чем закончилось?»

 Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с ребенком смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

«Расскажи, какой?»

Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например:

мяч – большой, резиновый красный, легкий;

огурец – длинный, зеленый, хрустящий.

 Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь. В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет.

«Опиши игрушку»

Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.

Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.

Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.

Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.

«Угадай кто?»

Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку. По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь.

«Сравнение»

Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их.

Например:

мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос;

у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые;

у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.

Упражнения по автоматизации звуков в связной речи

Если ребенок еще плохо выговаривает отдельные звуки, в рамках обучения детей связной речи можно заниматься и автоматизацией звуков.

В этом цикле упражнений, также как и в предыдущем, принцип состоит в изучении материала от простого к сложному.

Прежде, чем автоматизировать нужный звук у ребенка, его необходимо правильно научиться произносить изолировано от других. В этом помогут артикуляционные упражнения. Важно запомнить, что нельзя в рамках одного занятия обучать ребенка произношению звуков схожих друг с другом или относящихся к одной группе.

«Звонок»

Ребенку демонстрируются карточки с изображениями. Изображены должны быть предметы или животные, в названии которых содержится автоматизируемый звук. Если ребенок произносит звук правильно, то ему демонстрируется следующая карточка, а если неправильно, то взрослый звонит в колокольчик.

«Часы»

Ребенку дается задание произнести слово с автоматизируемым звуком столько раз, сколько показывает стрелка на часах.

МБДОУ детский сад № 2 Г.Донецка

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Рассматривание картины ежиха с ежатами».

Подготовила: Коваленко О.Н

воспитатель группы №3

 

2016 год

Образовательные задачи.

● Учить детей видеть и понимать содержание на картине.

● Учить детей по содержанию картины правильно отвечать на вопросы.

Воспитательные задачи.

● Развивать у детей:

 Диалогическую речь,

 Творческое воображение

 Наглядно-образное воображение

 Произвольную память

Развивающие задачи.

● Воспитывать бережное отношение к животным.

Ход занятия:

Вводная часть

 Воспитатель вносит небольшой сундучок

 Ребята отгадайте, кто у меня находится в сундучке

 Послушайте загадку и скажите, о ком идет речь

 Сердитый недотрога, живет в глуши лесной, иголок очень много, а нитки ни одной

 Воспитатель достает из сундучка игрушку «еж»

 Объясните, почему еж недотрога и для чего ему иголки.  

Предположительные ответы детей. Он весь в иголках. Иголки колются, поэтому можно уколоться. Его нельзя взять голыми руками. Это помогает ему защищаться от врагов.

Основная часть        

 Воспитатель выставляет картину «Ежиха с ежатами»

 Внимательно рассмотрите эту картину. О чем эта картина?

 Посмотрите на Ежиху и расскажите о ней

 Что делает Ежиха? А ежата чем отличаются от ежихи? Чем ежата занимаются? Где живут ежи? Чем они питаются? Почему их называют дикими?  Какое время года показано на картине?  Как вы это определили?

● Ребята давайте вместе попробуем рассказать рассказ по этой картине, используя слова, которые вы говорили о еже.

Примерный рассказ детей:

● Мама-Ежиха гуляет на полянке со своими ежатами.

● Она большая, серьезная, у нее много иголок, похожа на большой клубок.

● Смотрит на ежат, следит за ними, как они гуляют.

● Размером. Они маленькие, шустрые, веселые

● Гуляют на полянке, греются на солнышке.

● В лесу, под деревом, пнем, в норке.

● Ловят в лесу мышей, лягушек, жуков.

● Они живут в лесу. Подальше от людей.

● На полянке зеленая травка, светит яркое солнце. На деревьях зеленая листва.

● Был летний солнечный день. Семья ежей: мама-Ежиха и детки-ежата вышли на зеленую полянку, погулять и погреться на солнышке. Мама-Ежиха поймала мышонка и зовет своих ежат посмотреть: «Бегите скорее ко мне!». Один ежонок подошел к маме, а остальные греются на солнышке и что-то рассматривают в травке. Хорошо семейке на лесной полянке.

Заключение

 Воспитатель читает рассказ М. Пришвина «Еж».

 Дети слушают.

МБДОУ детский сад № 2 Г.Донецка

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Тема: «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».

Подготовила: Борзенко Ю.В.

воспитатель группы №5

2016 год

Программное содержание:

 - учить детей составлять небольшие рассказы по картине;

 - развивать связную речь детей, мышление.

 - продолжать учить детей составлять правильно небольшие предложения, чётко проговаривая слова, отвечать на вопросы полными ответами;

 - продолжать знакомить детей с домашними животными (части тела, какую пользу приносят домашние животные, чем питаются) ;

 - воспитывать любовь к животным, умение заботиться и ухаживать за ними.

 Методические приёмы:

- эмоционально-психологическая игра

 - сюрпризный момент

 - стихотворение о кошке

 - физкультминутка

 Словарная работа: лакает, озорной, пушистый.

 Индивидуальная работа: учить не выкрикивать с места, чётко проговаривать слова.

 Предварительная работа: чтение сказки «Кот, петух и лиса», заучивание потешек о кошке, рассматривание картинок с изображением домашних животных и их детёнышей, разучивание подвижной игры «Кот и мыши».

Демонстрационный материал: картина «Кошка с котятами», корзинка, игрушка «Кошка»

 Раздаточный материал: картинки с изображением кошки.

Ход занятия:

Дети заходят в группу, встают в круг. Проводится эмоционально-психологическая игра.

 «Дружба»

«У друга тёплая и нежная ладошка

Поглажу друга по руке немножко,

 Нам хорошо, когда мы в месте, рядом

 Без друга плохо жить запомнить надо»

 (Стук в дверь)

Воспитатель заносит корзину, закрытую сверху салфеткой.

 Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам пришёл в гости (открывает салфетку)

 Дети: Кошка

Воспитатель: Кошку зовут – Мурка.

 - Кошка какая (Большая, пушистая, мягкая, красивая) .

 Воспитатель: Кошка Мурка хочет вам рассказать интересное стихотворение:

 Вы со мной знакомы близко

 Я – приветливая киска,

 К верху – кисточки на ушках

 Когти спрятаны в подушках,

 Чистоплотна, аккуратна

Если гладят – мне приятно,

Не таю своих привычек

Я люблю мышей и птичек,

В темноте я зорко вижу

Понапрасну не обижу,

 Но дразнить меня опасно

 Я царапаюсь ужасно – Мяу, мяу».

Воспитатель: Мурка, посиди и послушай, дети расскажут о тебе и о твоих детках.

 (Дети садятся на свои места, воспитатель обращает внимание на картину)

Воспитатель: Кто нарисован на картине? (Кошка с котятами) .

 Воспитатель: Из каких частей тела состоит кошка (голова, туловище, лапки, хвост)

 Воспитатель: что на голове у кошки? (ушки) .

 Воспитатель: Для чего нужны ушки? (чтобы слышать каждый шорох) .

 Воспитатель: что на мордочке есть у кошки? (глаза, нос, рот, усы) .

 Воспитатель: Ребята, кошка Мурка спрашивает, а для чего нужны ей усы? (усы нужны, чтобы - помогать носу, чувствовать запахи) .

 Воспитатель: Чем питается кошка? (молоком, рыбой, мясом, мышами) .

 Воспитатель: Кошка домашнее или дикое животное? (домашнее животное, потому что живёт дома, за ней ухаживает человек) .

 Воспитатель: Какую пользу приносит кошка? (ловит мышей, веселит хозяев) . Воспитатель: Молодцы ребята, кошка Мурка очень довольна, что вы много знаете о ней.

 - Кто изображён ещё на картине? (Котята).

 - А кем считаются - котята для кошки? (детьми).

 - Что делают котята? (котята играют).

 - Чем играют котята? (котята играют с клубочками ниток).

 Дети рассматривают картину и описывают каждого котёнка.

 Дети: Серый котёнок – играет с клубочком ниток, рыжий котёнок – лакает молоко из миски, коричневый котёнок – спит возле мамы.

Воспитатель: Котята  какие? (маленькие, пушистые, озорные).

Физкультминутка

 Вот идёт чёрный кот. ( Шаги с высоким подниманием ног)

 Притаился – мышку ждёт. ( Приседание, руки прижать к коленям)

 Мышка норку обойдёт, (Встать, повернуться).

 И к коту не попадёт (Руки в стороны развести).

 (Физкультминутка проводится 2 раза).

 Воспитатель: Перед тем как составить рассказ, давайте вспомним

 - Кто изображён на картине? (Кошка с котятами).

- Что делает кошка? (Кошка наблюдает за котятами).

- Что делают котята? (Котята играют, едят, спят).

Воспитатель рассказывает сначала свой рассказ:

 «На этой картине изображена кошка с котятами. Кошка большая, пушистая. Она наблюдает за своими котятами.

 У кошки три маленьких пушистых котёнка – один серый, второй – рыжий, третий – коричневый. Серый котёнок – играет с клубком ниток, рыжий котёнок – лакает молоко из миски, коричневый котёнок – спит около мамы кошки. Кошке с котятами хорошо и радостно вместе»

(Воспитатель предлагает первым рассказать о кошке с котятами наиболее активным детям, это поможет другим ещё раз послушать рассказ – образец)

Итог:

Воспитатель: Ребята, кто к нам пришёл сегодня в гости? (Кошка Мурка).

 - Что мы делали сегодня на занятии (Играли игру «Дружба», описывали части тела и части мордочки кошки, чем питается и где живёт).

 - О ком мы составляли рассказ? (Составляли рассказ о кошке с котятами).

 (В конце занятия кошка Мурка благодарит детей за интересные рассказы и дарит на память эмблемы с изображением котят).

 Прощается с детьми и уходит.

МБДОУ детский сад № 2 Г.Донецка

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе.

Тема:  «Рассматривание картины И. И. Шишкина «Рожь».

Подготовила: Коваленко О.Н.

воспитатель группы №3

2016 год

Образовательная область: Речевое развитие. Связная речь.

 Программное содержание:

 1. Образовательные задачи: Формировать любовь к Родине и интерес к ее прошлому и настоящему.

 2. Развивающие задачи: Развивать умение словесного описания картины.

3. Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к искусству и родной природе.

Оборудование: фланелеграф, репродукция картины, портрет Шишкина, картинки с разными видами растений.

 Предварительная работа: рассматривание картин, рассказы о хлебе, экскурсия в хлебный магазин

Словарная работа: картина, художник, пейзажист, живописец.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Дети, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир живописи, где будем составлять рассказ - описание по картине Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».

2. Беседа о творчестве И. И. Шишкина.

 - Посмотрите на наш фланелеграф. Здесь вы видите портрет И. И. Шишкина. Это великий русский художник пейзажист, живописец. Он родился 13 января 1832 года. С самого детства Иван рос очень одаренным мальчиком, который любил природу. Художник написал много картин. Это картины «Зима», «Утро в сосновом бору», «Рожь».

 3. Рассматривание репродукции картины.

- Речь у нас с вами пойдет о картине И. И. Шишкина «Рожь». Конечно, то, что вы сейчас видите, это не настоящая картина, а ее репродукция, то есть копия. А настоящую можно увидеть в музее.

- Давайте молча прогуляемся по красивому полю и поделимся своими впечатлениями от увиденного.

 - Какая же все - таки замечательная эта картина.

 - Что нарисовал художник? (Поле с рожью) .

 - А какое время изображено на картине? (Осень) .

 - Как вы догадались? (Много желтых красок) .

5. Словарная работа.

- Дети, картина Шишкина выполнена в технике пейзаж. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко: ПЕЙЗАЖ.

6. Рассказ воспитателя о картине «Рожь».

 - А теперь я вам немного расскажу об этой картине, а вы внимательно послушайте: «На картине перед нами открывается золотое поле со спелой рожью. Стоит безветренная погода. По небу скользят легкие воздушные облака. Колосья уже поспели и готовы к сбору урожая. На ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны. Картина наполнена большим чувством любви к родному краю и его природе». Вот какой рассказ – описание у меня получился.

 7. Упражнение в составлении описательного рассказа детьми по вопросам.

- Что изображено на картине? (Золотая спелая рожь) .

 - Какая погода стоит в поле? (Безветренная, солнечная погода) .

 - Что стоит у извилистой дороги? (Могучие сосны) .

 - Чем наполнена картина? (Чувством любви к родному краю) .

8. Физкультминутка «Тучки дождевые».

 - А теперь давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной.

 Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши) .

 Дождинки пляшут, как живые! Пей, земля, пей! (Шагаем на месте) .

И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, (Наклоняемся вперед) .

А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт! (Хлопаем в ладоши) .

 9. Дидактическая игра «Что где растет? »

 - Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Что где растет? ». Вам необходимо разложить по разным тематическим кружкам свои культуры: злаковые, овощные, лесные.

10. Итог занятия.

- Какую картину описывали? (Картинку Ивана Ивановича Шишкина, которая называется «Рожь»).  В каком жанре написана картина? (В жанре пейзаж).Молодцы, вы сегодня постарались, спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование связной речи у ребёнка-дошкольника посредством дидактических игр»

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе....

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений"...

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей старшей группы посредством инсценировки литературных произведений"

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей старшей  группы посредством инсценировки литературных произведений"...

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей подготовительной группы посредством инсценировки литературных произведений"

Перспективный план работы по теме "Формирование связной речи детей подготовительной   группы посредством инсценировки литературных произведений"...

Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Перспективный план работ по теме: «Формирование связной речи детей средней группы посредством инсценировки литературных произведений»

Перспективный план работ   по теме:   «Формирование связной речи детей средней группы  посредством инсценировки литературных  произведений»...

Аттестационная работа на тему «Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня посредством дидактической игры»

Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка....